Почему я убежден в правильности системы контуров Антона Степичева?

Начнем с истории вопроса. Около 30 лет назад было замечено (сейчас даже не знаю кем) то, что изменение направления «теплого» сигнального провода приводит к изменению окраски звучания. Потом было установлено, что одно направление предпочтительнее по звучанию, чем противоположное. Лет пятнадцать назад я предположил, что эти явления должны обнаруживаться во всех сигнальных цепях и поэтому попробовал определить, в каком направлении должен быть включен «холодный» сигнальный провод, если известно его предпочтительное направление в качестве «теплого».
Уже тогда стало понятно, что возможны всего два варианта.


Вариант №1.

«Холодный» провод должен быть включен в том же направлении, что и «теплый», исходя из принципа распространения информации «от причины к следствию». Но предположив это, сразу возникает вопрос, а как быть с источником сигнала, например головкой звукоснимателя или потребителем электрического сигнала — динамической головкой громкоговорителя? Ведь если оба сигнальных провода должны иметь одно направление, то в каком месте звуковой катушки находится «фантомная точка», в которой встречаются направления проводов?
Получается, что мы столкнулись с явным противоречием в концепции «от причины к следствию», ведь катушки источников целиком мотаются в одном направлении, к тому же, как выяснилось (в простом эксперименте), что и обмотка, скажем головки звукоснимателя, имеет свое предпочтительное направление подключения, а значит, в ней точки встречи направлений проводников нет.
Но противоречивость теории первый признак ее неправильности. Тем не менее, принципа «от причины к следствию» стали придерживаться многие, сначала об этом написал С. Куниловский (в статье о телефонном усилителе, напечатанном в журнале АМ), позже Е. Комисаров, и еще позже А. Кузнецов.

Вариант № 2.

«Холодный» провод должен быть включен в обратном направлении по отношению к прямому, а если учитывать и направленность обмотки головки, то «теплый», «холодный» провод и обмотку головки надо включать в одном направлении, как бы по контуру. Эта идея родилась лично у меня 12 лет назад. Тогда все свои звукосниматели и громкоговорители я распаял именно таким образом. Шло время, накапливался опыт и конечно стала вызревать точка зрения, что правильный выбор направления включения всех проводников аудиоаппарата может в лучшую сторону повлиять на его качество звучания… Помню, тогда меня буквально шокировало влияние на звучание сетевых проводов! Физические объяснения этих явлений явно отсутствовали, и тогда я решил с ними решительно порвать (см. на САЙТЕ мою ст. «Размышления об окраске звучания»). В этой связи два года назад я обратился к Е. Комисарову с просьбой разобраться в этом вопросе, то есть, использовав только свой слуховой опыт, определить и нарисовать схему направлений включения всех проводников усилителя, обеспечивающих его наилучшее звучание. Он довольно быстро прислал мне по электронной почте такую схему, но так как она была основана на принципе «от причины к следствию» я усомнился в ее правильности и спустя некоторое время обратился с аналогичной просьбой к Антону Степичеву. Антон, как человек, исключительно тонко слышащий, сразу уловил, что правило контуров действительно работает и распространил этот принцип не только на все цепи усилителя, но и на его подключения к сети и к другим аудиокомпонентам. Работа Антона Степичева очень ценна для тех, кто занимается проектированием аудио. Она вывешена на нашем САЙТЕ в разделе «Статьи других авторов».

О моем личном опыте контурного включения проводников.

«Если проводники тщательнейшим образом подобраны по нейтральности их окраски и взяты из винтажных изделий, то вы получите истинное наслаждение от звучания вашего аппарата.»

Этот опыт свидетельствует о том, что контурное включение в соответствии со схемой Антона Степичева обостряет как достоинства, так и недостатки тракта. Это значит, что не очень хорошие по звуковому качеству проводники или элементы при правильном контурном их включении предстанут перед вами как бы в «обнаженном», а значит не всегда в приглядном виде, поэтому не исключено, что они будут вас раздражать своими не музыкальными голосами, начнут грубить, выдавать всякие неприятные призвуки и т.п. Это объясняется тем, что в большинстве случаев аномальные окраски в неудачно подобранных элементах и проводах сосредоточены на высоких частотах, а контурное включение естественно раскрывает эту часть диапазона частот. Однако если проводники тщательнейшим образом подобраны по нейтральности их окраски, особенно на высоких частотах и еще когда они взяты из винтажных изделий, то вы получите истинное наслаждение от звучания вашего аппарата …

Думаю, что из-за не доступности качественных проводов и элементов мои оппоненты вполне искренне сопротивляются и не приемлют контура по Антону. Однако есть способ обрести уверенность в том, что вы двигаетесь в правильном направлении! Поможет Вам это сделать предложенный Питером Квортупом метод сравнения по контрасту. Как только вы доработаете усилитель, реализовав в нем контура по Антону, вы сразу заметите, что любое даже небольшое изменение в тракте: замена лампы, сетевого шнура, даже сетевой розетки, просто пайки, начнет кардинально изменять характер звучания. Причем этот эффект будет проявляться в большей степени когда правильных контуров в схеме больше.
Напомню, в обычной, даже очень дорогостоящей аппаратуре контурное включение проводов и элементов чаще всего отсутствует и поэтому разрешение в ней обычно столь низкое, что даже и не сопоставимо с тем, которое достигается мной и Антоном в самопальной аппаратуре. Например, на весьма дорогостоящей аудиоаппаратуре В. Зуева, в процессе недавнего прослушивания опытными экспертами не была замечена разница в звучании между головками звукоснимателя за 100 и 2000$

Оппоненты мне иногда говорят, что метод контуров не правильный, так как он не подтверждается при балансном включении источника. То есть при балансном включении оба сигнальных проводника должны быть ориентированы в одном направлении, а обмотка головки скажем звукоснимателя якобы утрачивает направленность и по этому ни о какой «точке встречи» направлений проводников в ней не может быть и речи… Действительно интересный случай! В этой связи расскажу о своем опыте балансного подключения выхода корректора RX-X к АЦП. Я намотал требуемую балансную обмотку поверх первичной обмотки выходного трансформатора, взятого из Д770 Телефункен. Так как АЦП требует постоянного смещения обоих балансных входов я сделал балансную обмотку со средней точкой, сначала намотав ее хорошим сименсовским проводом одного, то есть не меняющегося направления. Затем средняя точка была подключена через резистор 500 кОм к земле, для обеспечения подачи через нее на входы АЦП смещение от стабильного источника напряжения из Мастер Линка (это Х — трансформатор, который виден на фото старого корректора, сверху него). Я прослушал этот вариант и он мне не понравился, поэтому, помучившись с ним, я отказался от подключения резистора 500 кОм и смещения к средней точке, и стал поочередно подключать резистор и источник смещения к разным концам обмотки (так как сопротивление обмотки низкое, разбаланс в смещении входов АЦП не был замечен). Оказалось, что подпайка резистора 500 кОм и смещения сначала к первому, а затем ко второму выходу обмотки трансформатора соответствует по характеру звучания перевороту направления обмоточного провода этой обмотки на противоположное. Я выбрал наилучший по звучанию выход обмотки для подпайки к нему смещения и резистора и соединил эту точку со 2-м пином разъема и стал экспериментировать с так называемым балансным межблочным кабелем. Я распаивал его по разному, но в конце концов, оказалось, что 3-й пин по направлению провода ведет себя как «теплый» провод, а 2 пин, как «холодный», то есть наилучшее звучание было при образовании контура по Антону, однако и подключение к АЦП оказалось не совсем балансным.

Поэтому я не остановился на проделанном, и снова перемотал трансформатор, но теперь уже сделал две половинки выходной обмотки, причем так, чтобы их можно было включить встречно по направлению проводов и образовал среднюю точку обмотки именно там, где встречаются эти направления проводов, а затем подключил эту среднюю точку к упомянутому резистору и источнику смещения… Так я сделал чистый балансный вариант подключения. В этом случае действительно оказалось, что провода балансного кабеля (2-й и 3-й пины) для лучшего звучания должны иметь одно направление, а земляной провод (пин 1) противоположное.

Но так же выяснилось, что при чистом балансном включении источника обмотка этого источника будет содержать «точку встречи» направлений проводников, которая, что бы не быть блуждающей, хотя бы очень слабо (через резистор большого сопротивления), но должна быть соединена с землей. Таким образом, мы снова пришли к контурам Антона, только в рассматриваемом случае их два, соединенных в параллель.

Анатолий Лихницкий, 07-02-2006