Nikon D1 — тест на винтажность

Исследование влияния возраста электрических компонентов, элементов механики и оптики фотокамеры на качество ее снимков. В статье даны описания экспериментов, демонстрирующих, что качество изображения, помимо прочего, зависит от тех-же тонких факторов, что и качество звучания аппаратуры звуковоспроизведения, то есть, от степени сложности схемотехники и механики, от возраста и материала проводников и диэлектриков.
Антон Степичев

В 2006 году мне пришла в голову идея проверить, работают ли принципы и методы совершенствования аудио аппаратуры в области визуального восприятия. Это был важный вопрос, поскольку положительный ответ на него доказывал бы наличие у человека шестого чувства, воспринимающего «информацию» извне параллельно со слухом и зрением.

Исследования начались с доработки ЖКИ монитора Samsung 510N — у него были заменены сетевой кабель, проводка источника питания, удалены лишние фильтры питания, земляные шины продублированы старыми, моножильными проводами, SVGA кабель заменен на VGA от старого монитора начала 1990х годов. Опыт оказался вполне успешным — картинка стала меньше раздражать глаза, смотрелась яснее и цельнее. Позже была доработана фотокамера Sony DSC-P200, я использовал ее, как экспериментальную видеокамеру с внешним микрофоном, пытаясь передать особенности звучания Тестового аудиотракта. На мой взгляд, мне удалось добиться более правильной передачи эмоциональной составляющей музыки этим фотоаппаратом, однако, для убедительной демонстрации этого явно было недостаточно. Позже выяснилось, что после доработки камеры, снятые ей фотографии стали выглядеть привлекательней — снимки оказались несколько объемнее и рельефнее, а цвета более внятными. Дешевая камера не превратилась в шедевр, однако для меня был важен сам факт влияния таких доработок на изображение.

Лично мне стало очевидно, что субъективное качество изображения зависело от тех-же тонких факторов, что и качество звучания аппаратуры звуковоспроизведения, то есть, от степени сложности схемотехники и механики, от возраста и материала проводников и диэлектриков, соблюдения их направленности, етс. Проблема была в том, что продемонстрировать существование такого влияния с помощью результатов этих экспериментов было невозможно, а мне хотелось доказать свою точку зрения. Исследованием фотографии, в итоге, пришлось заняться всерьез.

Для исследований были выбраны две старые цифровые, профессиональные камеры Nikon D1 и Canon 1D. Камеры, как и предполагалось, изначально снимали интереснее, чем их более современные аналоги, правда технически оказались далеки от современных стандартов — плохая работа автофокуса, шум в тенях при малейшем недоэкспонировании, особенно у Никона, неудобства в эксплуатации и множество мелких недоделок, присущим всем первым версиям чего бы то ни было. Картинка Никона оказалась привлекательней Кэнона, снимки которого отдавали цифровым «глянцевым пластиком» и Кэнон был вскоре продан, вместо него были куплены еще два Nikon D1 с ранними серийными номерами. В итоге у меня оказались три одинаковые камеры, из которых я планировал собрать одну, поступив с ней так-же, как когда-то поступал с СД плеерами и тюнерами а именно:

  • экстремально упростить конструктив и электрическую схему.
  • развести, где это возможно, сигнальные видео-цепи и цепи питания в соответствии с Контурами направленности электрических цепей.
  • по возможности учесть Векторную Направленность элементов механики и конструкции камеры.
  • заменить, где это возможно, компоненты на старые аналоги. В первую очередь это касалось объективов.

Процесс постепенной переделки камеры и изготовления объективов, длившийся в общей сложности года полтора, я, к сожалению, подробно не фотографировал, ниже приведены только примеры доработки плат камеры.


По этим снимкам можно составить лишь поверхностное впечатление о масштабах проделанной работы — с плат Никона были изъяты все «лишние» фильтры питания, экраны, которые технически не влияли на картинку, а ответственные электрические цепи продублированы старыми моножильными проводами и пропаяны самодельным припоем. Из камеры было удалено множество не нужных при использовании ручных объективов деталей, связанных с автофокусом, управлением прыгалкой диафрагмы и прочей автоматики — электромагнитные рэле, моторы, узлы механики, узлы фотоприемников и ИК излучателей. Удалены плата ЖКИ и сам ЖКИ, шлейфы их связывающие, несколько коммутационных плат и шлейфов, резиновые кожухи с корпуса и еще много всего по мелочи. Из старых проводов был сделан FireWire кабель для соединения камеры с компьютером и использованы старые карты памяти размером от 16Мб до 1Гб (фотографии, сохраненные на старых картах выглядели несколько живее). Наилучший результат, при этом, получался при подключении камеры напрямую к старому компьютеру Apple через FireWire кабель, минуя промежуточную запись на карту памяти камеры.

По ходу дела у меня вышли из строя несколько плат, в том числе две главных, процессорных платы. На eBay был куплен еще один фотоаппарат, в итоге у меня оказалось два рабочих Никона плюс запчасти. Несмотря на все предпринимаемые предосторожности, обе камеры вскоре были сожжены при попытке использовать с ними старую вспышку Nikon-SB15. Как я узнал позже, я не первый, кто сжег цифровую камеру таким глупым образом, я, однако, умудрился сжечь сразу две камеры кряду.

Демонстрационные фотографии, снятые Nikon D1 на разных стадиях переделки и разными объективами, собраны в галерее. В общем и целом, почерк фотографий Nikon D1 оказался приятным, на мой взгляд, искомая винтажность после всех переделок проявилась достаточно заметно. Удачные снимки притягивали взгляд не эффектностью, свойственной современным профессиональным камерам, а особым настроением, иногда бросалась в глаза необычная выразительность, мягкие оттенки красок или другие подобные субъективные мелочи, которые становятся очевидными, когда изучаешь предмет, не вглядываясь в детали, а пытаясь охватить картинку целиком. Резюме по проделанной работе было следующее — движение идет в нужную сторону, однако хотелось бы получить более убедительные результаты.

Дополнительные материалы

Антон Степичев, 07 мая 2017 (по материалам 2006-2014гг)

Из обсуждения статьи на Photo.ru

  • Владимир Минаев
    В статье непонятно: использовался ли серебро-содержащий припой?
    • Антон Степичев
      Серебро не использовалось, использовался припой из древней, оловянно-свинцовой посуды.
  • Arkady_G
    Вопрос, конечно, очень актуальный. Фото — прекрасны и работа проделана отличная. Но только это опять получится треп (без контрольной группы) , если нет таких же картинок до переделки.
    • Антон Степичев
      В самом начале работы над Никоном я пытался делать пошаговые снимки, но быстро бросил это дело. Один шаг в такой переделке практически ничего не значит, а после копирования и сжатия фотографии результат вообще становится не заметен. Соответственно, когда каждая мелочь в работе занимает от несольких часов до нескольких дней, то просто невозможно делать фотографии-сравнения «при прочих равных», хотя бы потому, что свет каждый раз другой. Это вообще главная проблема для таких исследований, с резкостью-контрастностью-аберрациями все куда как проще. Потому, собственно, и такая неясность с результатами эксперимента.
      • Gordon
        Так надо было просто одну тушку сохранить без изменений.
        • Антон Степичев
          Мысль такая была, но почти сразу стало понятно, что не получится — все четыре Никона снимали несколько различно. У одного был цвет правильней, другой лучше передавал перспективу, третий давал более ясную картинку. Этой разница была на уровне нескольких шагов по переделке, то-есть если взяться за переделку худшей камеры, то будет сложнее получить результат, превосходящий изначально удачную камеру.
          Я выбрал камеру, которая лучше передавала перспективу (наименее плоская картинка) и стал делать ее, камеру с ясной картинкой решил не трогать вообще. Но по ходу дела детали всех камер все равно перемешались, т.к. от постоянного разбирания-собирания, перепайки и перекрутки всего и вся, детали и платы неизбежно горели и их приходилось заменять, а в итоге вообще сгорели все четыре камеры.
          Объемную картинку, кстати, давала камера с ранним серийным номером, такое интересное наблюдение.
  • DF77
    Матрица не поменялась, снимает он также как и до переделки. «Винтажность» — добавляют старые объективы и фотошоп.
  • d4
    Это же цифра. Соотв. «надругательство» должно было случиться над DSP камеры. т.к. все, что происходит по пути от DSP до карты памяти — это механика, причем уже довольно точная и безотказная. А вот как сигнал считывается с матрицы, обрабатывается и посылается дальше — это да. поле тут непаханное.
    • Антон Степичев
      Цель была как раз не вмешиваться в технические характеристики и продемонстрировать, что на конечный результат влияют не только считывание-усиление-обработка сигнала (что очевидно), но и такие действия над камерой, которые с научной точки зрения влиять не должны. Все, проведенные над камерой действия никак не повлияли на ее технические характеристики (кроме объективов, но это отдельная история), осталось только разобраться, получилась ли внятная разница.
  • Skiv
    Посмеялся. Крутой стёб.
  • Антон Степичев
    Можно-ли считать фотографии, снятые на эту камеру доказательством того, что вышеупомянутое «надругательство» как-то изменило присущие Никону черты?
    • Tech_nic
      Фотографии в галерее интересные. Отвечая на вопрос — нет, нельзя считать(на мой взгляд).
  • orelvn
    Путь правильный. К примеру, «ламповость» старых объективов в их несовершенстве и изъянах. Прогресс убирает косяки и оставляет, как говорится, сухую техническую картинку. Всё правильно, всё стерильно, всё скучно.
  • Мёрзлая Собака
    Антон, если это не фейк. то прикольно. Собственно проблема решается куда проще: пленочная камера+ стеклянный объектив.
  • DimDimich
    Антон. Простите. Но лично мне вот не совсем понятно, как цифровая картинка может измениться от например применяемой флешки. Цифре вообще без разницы на какой носитель ее записывают, разница лишь в скорости записи и чтения. Типа, при записи на не гламурную старую флешку биты каким то волшебным образом меняются с нуля на единичку и дадут какой-то неповторимый винтажный оттенок? Улыбка)) Смешно же, право…
    • Антон Степичев
      Здесь та-же ситуация, что и с цифровым звуком. Почему цифровые кабели звучат различно и имеют направленность? Никто не знает, но этот феномен широко известен и его нельзя отнести просто к глюкам отдельных людей. Кабель точно не может менять нолики и единицы местами, однако человек как-то чувствует разницу при его переполюсовке и для некоторых людей эта разница принципиальна.
      Выводы о природе таких явлений каждый делает сам в зависимости от образа мышления, знания предмета и жизненного опыта. Я считаю эти явления нематериальными.
      • NoNo
        Интересная тема! Нематериальными, наверно, рановато считать, т.к. есть множество неоткрытых законов нашей Вселенной, со временем сможем и это явление объяснить.
  • Борис Коло
    Мир довольно быстро сходит с ума….

Вопросы к автору:

  • Больше всего мне кажется передаёт разницу с современным г,,,м вот эта оптика Monocle Zeiss-Industar 1:3 F-50mm, она как ты пишешь стояла в микроскопе и это очень сильно заметно, не знаю как ты так сделал, но это нечто. Поздравляю

    • Спасибо! Монокли и перископ — это тоже был своеобразный тест. По правилам, в них должны использоваться мениски, а не плосковыпуклые линзы, иначе «ничего не получится». Оказалось, что дело не только в форме линз.

Задать вопрос автору:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *