Объектив Schneider-Kreuznach Xenar 75mm

В статье дано описание процесса сборки объектива из нескольких стандартных фабричных экземпляров с учетом Векторной Направленности его деталей.
Backtomusic team

Schneider Xenar 75мм F=2.8 — штатный объектив от камеры Reflex Korelle, выпускавшейся в Германии в середине 1930х годов. Как-то ко мне в руки попала такая камера требующая серьезного ремонта, но объектив был в порядке, старенький Xenar был протестирован на 35мм камере Praktiflex и его рисунок показался мне интересным. К тому времени я уже понимал, что собрать действительно необычный по рисунку объектив можно только из нескольких одинаковых, заводских экземпляров. Методика переделки тогда отрабатывалась на дешевых Гелиос-44, несколько Гелиосов уже было безнадежно испорчено во время экспериментов, тем не менее, я решил рискнуть и параллельно попробовать свои силы на более дорогих Xenar и стал искать их на интернет барахолках.

Довоенные Xenar оказались редкими объективами, информации по ним было мало, а та, что находилась была не точна. Считается, что Xenar-75 имеет одинаковую с Zeiss Tessar схему — 4 линзы в трех группах (см. рис.1), по факту выяснилось, что у Xenar 75/2.8 пять линз в четырех группах: вместо передней плоско-выпуклой линзы у Xenar 2.8 установлены две отдельные линзы — плосковыпуклая снаружи и мениск внутри. Это меня несколько огорчило, поскольку проще подобрать детали с необходимой Направленностью к конструктивно более простому объективу, но решение «вытащить» из рисунка Xenar максимум было уже принято и поиски были продолжены. Через какое-то время мне удалось купить послевоенный Xenar F=2.8, покупка оказалось неудачной — купленная оправа во многом отличалась от довоенной версии. Линзы были оптически идентичны, но в основном обратной Направленности и мне не удалось собрать, ни комплект правильно Направленных стекол, ни правильную оправу.

Следующей покупкой был ранний, довоенный Xenar с меньшей светосилой F=3.5. Я полагал, что схема и фокусное расстояние линз у объективов 2.8 и 3.5 версий одинаковы, а разница заключается только в диаметре линз, но ошибался. Мало того, что диоптрии у соответствующих линз оказались разными, но и сама оптическая схема у 3.5 версии оказалась другой, это была как раз схема Тессара — 4 линзы в трех группах. Где-то я вычитал, что существует схема на базе Тессара с расщепленной передней линзой, это описание как раз подходило к пятистекольной версии 2.8. У меня затеплилась надежда, что хотя-бы передние и задние линзоблоки окажутся взаимозаменяемыми, т. к. на глаз, фокусное расстояние у их было практически одинаковым. Но увы, при проверке оказалось что резкость по краям в обоих гибридных вариантах падает, а геометрия нарушается. Вторая покупка, таким образом, лишь немного приблизила меня к желанному результату, у меня было только четыре правильные линзы из пяти и оправа, правильная максимум на две трети. Идеально удалось подобрать только лепестки диафрагмы, форма которых у всех объективов оказалось одинаковой.

Нужную линзу, по случаю, удалось достать у моего хорошего знакомого-фотографа. У него были довоенные линзоблоки от Xenar 75/2.8 предназначенные для установки в стандартные затворы от форматных камер и он великодушно разрешил мне поменять необходимое стекло. На этом промежуточном этапе кардинальная переделка Xenar 75/2.8 закончилась. Мне так и не удалось купить ни одного экземпляра 2.8 — то их не было в продаже, то не было возможности. Однако периодические эксперименты с различными комбинациями деталей геликоида продолжались, так-же некоторое улучшение картинки было достигнуто за счет стирания хромировки с латунной оправы.

Серьезная работа c объективом возобновилась через пару лет, когда мне по случаю попался Xenar 3.5 за пол цены. На сей раз покупка оказалась удачной, мне удалось собрать полностью правильную оправу и подобрать необходимый комплект стекол. Радость была омрачена только тем, что при разборке задней склейки, борта единственной, правильно направленной минусовой линзы выкрошились — склейка (cм. рис.1-2) мертво сидела в идеально подогнанной оправе на окаменевшей краске и даже после сильного прогрева узла не хотела двигаться ни на микрон, пришлось применять силу. Я уже сталкивался с такими проблемами раньше и у меня получалось извлечь линзы без повреждений, но в данном случае края у внутренней минусовой линзы оказались без фаски, а само стекло по структуре оказалось неожиданно хрупким, оно скололось по краю тонким слоем в нескольких местах в момент, когда край линзы выходил из оправы. В итоге, после того как сколотые края были зачернены, а склейка восстановлена, светосила объектива упала до 4.5. Обидно, но могло быть и хуже. Некоторым утешением послужило то, что из оставшихся деталей удалось собрать Xenar 2.8 c обратной Направленностью, который можно будет использовать в фотоувеличителе. Аналоговая печать фотографий — это отдельная, крайне интересная тема, до которой пока не доходят руки.

развальцовка оправы линз

Замена завальцованной в оправу линзы всегда связана с риском ее повреждения, еще сложнее сделать эту работу аккуратно. В случае, если оправа алюминиевая, иногда удается постепенно отогнуть завальцовку по кругу с помощью кончика острого узкого ножа, но обратно завальцевать линзу уже невозможно, особенно если вальцовка утоплена ниже края оправы. Я чаще всего стачиваю вальцовочный край на станке резцом, имеющим некоторую гибкость в горизонтальной плоскости и невысокую твердость, чтобы он не мог резать стекло. Эта предосторожность необходима, поскольку идеально отцентровать линзоблок в патроне станка невозможно и при постепенном стачивании завальцовки в конце процесса стекло оголяется только с одного бока, если этого вовремя не заметить и продолжить стачивание, то твердосплавный резец выкалывает куски с краев линзы. Чтобы этого не происходило, резец должен быть сделан из стали, например, от лезвия рубанка или стамески, дополнительная гибкость резца обеспечивается тонкой рабочей частью с сечением 1.5 на 1.5 мм и вылетом 20мм (см. фото). Перед тем, как устанавливать новую линзу, необходимо полностью исключить ее люфт в посадочном отверстии, для этого края линзы покрываются густой, черной краской в несколько слоев. После высыхания краски линза должна вставляться в оправу с некоторым усилием, что гарантирует ее максимально точную для данного случая центровку. После установки линзы в оправу, щель между ними заливается жидким шеллачным лаком с помощью шприца, затем оправа в сборе сушится пару дней. Чтобы Направленность лака и краски сформировалась правильно, линзу надо сушить ее внешней стороной вверх.

Таким способом мной были переделаны достаточно оправ и я считаю его надежной заменой вальцовке в случае, если линза находится внутри объектива, но на сей раз я предпочел разборную конструкцию — выточил алюминиевую шайбу такого размера, чтобы полном вкручивании оправа соседней линзы прочно поджимала края развальцованной линзы (см фото и рис. 1-1).

Качество фабричных Xenar

Все Ксенары, прошедшие через мои руки, были на удивление отличного, по настоящему «немецкого» качества. Детали геликоидов, как обычно, подобраны в пары, но оказались сделаны так точно, что были взаимозаменяемы с другими объективами без люфтов или заеданий(!), тогда как в серийных объективах такая взаимозаменяемость более-менее появилась к 1960-м годам и то не у всех. До войны даже у немцев обычно все ответственные резьбы точились и подгонялось под конкретный узел, как следствие, собрать идеально работающий геликоид из деталей от разных объективов чаще всего оказывалось невозможным. Точность изготовления лепестков диафрагмы Xenar так-же вызывает восхищение — в любых комбинациях лепестков диафрагма получалась с идеально круглым отверстием.

иллюстрации к статье


Примеры фотографий Xenar 75/2.8 (Xenar-75.v1), 2016
Примеры фотографий Xenar 75/3.5 (Xenar-75.v2), 2018

Антон Степичев, 23.04.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *