Самодельный SE-пьезокристалл

Fine-Tuning
Тракт записи, v.5 — в последнее время в тракте использовался фабричный кристалл конца 1950х из какого-то спрессованного порошка (титанат бария?). Кристалл состоит их двух пластин, сложенных одноименными плоскостями вместе и обернутых в бумагу для придания им прочности.

Фабричные пьезоэлементы всегда сдваивают и соединяют так, чтобы внешние наводки на выходе вычитались, а амплитуда полезного сигнала увеличивалась. Технически сдвоенные пьезосниматели имеют одни плюсы, однако субъективно они звучат менее ясно, чем одинарные, точно так-же, как двухтактный усилительный каскад (PP) при прочих равных звучит менее ясно, чем однотактный (SE).

Пару лет назад, по инерции, я сделал свои первые самодельные кристаллы симметричными (см. статью Пьезоэлектрический звукосниматель). В сравнении с фабричными кристаллами 1950х они звучали слишком холодно. Это был предсказуемый результат, поскольку кристаллы выращивались из покупной соли, тогда как для полноценного звука надо было делать Сегнетову соль самому. Эксперимент был отложен в долгий ящик, но по прошествии нескольких лет необходимый для завершения проекта химик-энтузиаст так и не нашелся, нормальную Сегнетову соль получить не удалось. Тогда мне пришла в голову идея сделать не сдвоенный, а одиночный кристалл и попробовать победить винтажный титанат бария с помощью улучшенной ясности звучания современного SE-кристалла и точной Векторной ориентации компонентов головки в сборе.

Теплоту звучания дотянуть до уровня винтажа 1950х мне все-таки не удалось, хотя за счет ручной обработки и самодельного лака удалось поднять ее до приемлемого уровня, зато SE-кристалл оказался не только более Ясным, но и более широкополосным. В итоге было решено оставить в тракте самодельный кристалл, сделать несколько оцифровок, окончательный вердикт вынести позже на холодную голову.

Видео распилки кристалла, подробнее см. Пьезоэлектрический звукосниматель

Вопросы и комментарии:

  • …Технически сдвоенные пьезосниматели имеют одни плюсы, однако субъективно они звучат менее ясно, чем одинарные, точно так-же, как однотактный усилительный каскад (SE) при прочих равных звучит менее ясно, чем двухтактный (PP)…

    Нет ли здесь противоречия, Антон?
    Думаю, что всё наоборот…

    • Конечно, Сергей, это я по рассеяности написал, текст исправил. Спасибо!

Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *