Векторная направленность и фототехника

Термин «Векторная Направленность» появился в процессе исследований звучания аудиооборудования, когда стало понятно, что общепринятый до этого термин «Направленность» недостаточно точно характеризует субъективные изменения в звучании аудиосистем при изменении точек контакта радиодеталей и деталей механики друг с другом (подробнее см. определения и свойства векторов в статье Векторная направленность радиокомпонентов).
Антон Степичев

Предыстория из области аудио

Соблюдение Векторной Направленности (как и обычной, Линейной Направленности) является по своей сути коррекцией Окраски, вносимой в звучание компонентами тракта. Окраска — это «…отмечаемое нашим восприятием подчеркивание (или затемнение) определенных областей частот звукового диапазона» [1]. Установлено (источник), что каждый компонент системы, в той или иной степени, влияет на наше восприятие, окрашивая звучание и придавая ему различные оттенки. От Окраски звучания невозможно избавиться (аудиосистема не может звучать нейтрально), Окраску можно изменить или гармонизировать, то-есть сделать ее более приятной для восприятия. Гармонизация звучания аудиоаппаратуры достигается двумя основными способами — 1) подбором и заменой радиокомпонентов и частей механики аудиотракта, 2) Соблюдением необходимой Направленности этих компонентов. Наиболее точно гармонизировать систему можно, используя Векторную Направленность компонентов, однако это наиболее трудоемкий и сложный для субъективной оценки промежуточных результатов способ.

Как и в случае с Линейной Направленностью, Векторная Направленность проявляет себя в наибольшей степени, если исследуемый предмет непосредственно используется в каких-либо устройствах, которые участвуют в процессах формирования и передачи акустических, механических или электромагнитных колебаний, воспринимаемых человеком. В области аудио — это соединительные кабели, провода, радиодетали, детали громкоговорителей и звукоснимателей, корпусов аудиоаппаратуры, стойки под аппаратуру и предметы обстановки комнаты прослушивания. «Влиятельность» предмета на восприятие слушателя зависит от относительной удаленности от сигнальной цепи, от объема (пространства) которое занимает предмет и еще от многих, как известных, так и непонятных факторов (см. статью Тестовый аудиотракт). Иногда какой-нибудь компонент, оказывающий в одних ситуациях ярко выраженное воздействие на картину звучания, в другом месте теряет свою силу по непонятным причинам, на оценку ситуации так-же сильно влияют и ошибки, связанные с нестабильностью восприятия человека. Надо признать, что до сих пор в этой крайне противоречивой в оценках различных людей области, больше исключений, чем правил. Тем не менее, учет Векторной Направленности компонентов является одним из немногих, тонких инструментов настройки аудиотрактов с достаточно хорошей предсказуемостью результатов и позволяет управлять звучанием системы эффективней простого подбора радиокомпонентов и ориентации проводников усилителей и акустических систем.

Общее определение

Векторная Направленность — это обнаруженное экспериментально свойство твердых предметов, характеризующее их способность различно влиять на ощущения человека в зависимости от их расположения относительно человека, относительно других предметов, окружающих исследуемый предмет и относительно источника ощущений, воспринимаемых человеком. Ощущения могут быть напрямую или косвенно связаны с любым из пяти известных чувств (экспериментально подтверждены связи со слухом, осязанием, зрением и вкусом).

Векторная Направленность линз и стекол.

Первые эксперименты с ориентацией компонентов фототехники были произведены с простыми линзами. Было обнаружено, что линзы «Окрашивают» изображение и имеют Направленность, то-есть, при внимательном взгляде сквозь линзу сначала с одной, а затем с другой ее стороны можно определить то положение линзы, в котором «картинка» за ней выглядит более естественно. Позже, когда появился достаточный навык в визуальном определении Направленности, выяснилось, что «картинка» изменяется и при вращении линзы по кругу относительно ее центра. Таким образом, как и в случае с радиокомпонентами, Направленность у линз оказалась не линейной, а трехмерной (имела свойства математического вектора). Дальнейшие исследования показали, что Векторная Направленность свойственна всем твердым, прозрачным предметам — стеклам и пластику: светофильтрам, защитным стеклам, окнам помещений и даже зеркалам, то-есть, прозрачные предметы (оптические проводники) оказались в данном контексте аналогами электрических проводников.

Следующим шагом было исследование Окраски и Направленности объективов — из нескольких ранних (белых м-39) объективов Гелиосс-44 были извлечены все линзы, оптические склейки рассоединены, затем собран один комплект линз с необходимой Направленностью, склейки восстановлены и, наконец, собран один, экспериментальный объектив. По логике, при взляде сквозь такой объектив с разных сторон, разница в изображении должна была быть более заметна, чем в случае с простыми линзами, однако этого не произошло, фотографии этим объективом хоть и отличались в лучшую сторону, но далеко не так сильно, как ожидалось. Попытки более точно соблюсти Векторную Направленность линз с помощью их вращения в оправах друг относительно друга и относительно вертикали, замены линз на экземпляры с более приятной Окраской, проверки и перепроверки на ошибки, — все эти действия не приводили к желаемому результату.

НаправленностЬ ДЕТАЛЕЙ ОБЪЕКТИВОВ И ОПРАВ ЛИНЗ

Причина неудачного эксперимента с ообъективами выяснилась позже — оказалось, что направленность деталей оправы объектива влияет на рисунок фотографии ничуть не меньше(!), чем Направленность самих линз. Правильно сориентированные линзы, установленные в неверно сориентированную оправу теряют часть своей выразительности и «картинка» объектива становится лишь немногим лучше среднестатистической, по мере проведения дополнительных экспериментов не только с самими объективами, но и с макрокольцами и переходниками объективов, оправами очков, биноклей и т.п., сомнения в этом постепенно отпали. В дальнейшем выяснилось, что соблюдение направленности деталей фотокамеры так-же имеет значение и влияет на результат съемки сходным с объективами образом, то-есть, оказалось, что детали фотокамер и оправы объективов являются аналогами диэлектриков в радиотехнике. Образно говоря, детали фотокамер и объективов «изолируют» видимые электромагнитные колебания и оказывают на них тем самым определенное воздействие, меняют какие-то их неизвестные свойства, зависящие от материала, из которого изготовлены детали и от их Направленности точно так-же, как это происходит в уже исследованной на этот счет области аудио.

ОЦЕНКА ОКРАСКИ И направленности фотокамер и объективов.

Этот параграф должен быть интересен тем, кто уже сталкивался в своей практике с ситуациями, когда фотографии, сделанные технически идентичными фотокамерами и объективами дают на выходе различный результат. В зависимости от индивидуальных свойств восприятия, разница в «картинке» в таких ситуациях может восприниматься человеком, как:

  1. — изменения в естественности передачи «глубины сцены» (объема, пространства, перспективы);
  2. — изменения в Ясности изображения (антоним — «замыленность»), которая отажает (характеризует):
    а. — «легкость восприятия», как отдельных деталей изображения, так и всей картинки в целом
    б. — «чистоту» границ и переходов светов и теней
    в. — «читаемость» малых различий яркости в фрагментах, близких по яркости к монотонным, при плохой «читаемости» возникает желание увеличить контраст изображения или сделать его более резким.
  3. — нарушения общей цельности изображения, когда картинка начинает «разваливаться» на отдельные, несвязанные фрагменты (например, стакан может восприниматься не стоящим на столе, а висящим в воздухе, как на натюрмортах начинающих художников).

Чаще всего, подобные моменты воспринимаются нами (если воспринимаются вообще) на уровне подсознания. Осознаем мы в таких ситуациях обычно только, что в изображении «что-то не то», что именно — объяснить часто не удается даже себе самому. Подробнее о подсознательной обработке визуальной информации можно прочитать здесь.

Для сознательной оценки тонких свойств отдельных предметов, как визуально, так и на слух и тактильно, нужны определенные способности и тренировка. Чувствительность и способность концентрировать внимание на важных в данной ситуации чувствах, способность отстраиваться от объективных и тонких «помех и шумов» — все это приходит только со временем и если вы постоянно и целенаправленно оттачиваете свое восприятие. На примере своего восприятия, я могу рассказать, как можно оценить Окраску и Направленность пленочных фотокамер, объективов, макроколец, светофильтров, етс. при их покупке. Для этого я использую два, взаимодополняющих друг друга метода:

  1. Визуальный метод: при выборе фотокамеры необходимо снять с нее объектив, открыть заднюю крышку, установить выдержку на Bulb, нажать на спуск, чтобы сработала первая шторка и оценить разницу «рисунка» изображения при взгляде сквозь кадровое окно, сначала со стороны задней крышки камеры, затем со стороны байонета объектива. Если разница небольшая или вообще не ощущается, то перед вами камера, рисунок который будет среднестатистическим для данной модели и данного производителя. Если изображение лучше, когда вы смотрите сквозь кадровое окно со стороны задней крышки, то перед вами удачная с точки зрения Направленности компонентов камера. В случае, когда картинка смотрится лучше при взгляде со стороны байонета — перед вами неудачная камера, такой камерой сделать красивый снимок будет чрезвычайно сложно, если не невозможно. Подобным образом можно выбрать лучшую по «рисунку» камеру из нескольких, имеющихся в продаже, сравнивая их по очереди.
    Наибольшую сложность в таких тестах вызывает понимание, что в данном случае для картинки «лучше», а что «хуже». Это понимание приходит гораздо позже того момента, когда вы во время таких тестов поначалу неуверенно, а затем и вполне ясно начинаете чувствовать, что разница в картинке есть, но «и так, и сяк, вроде-бы, нормально, — так будет лучше в одних ситуациях, а сяк — в других». Расставить критерии качества «по полочкам» и научиться уверенно пользоваться предложенным методом поможет только многократная оценка и переоценка результатов первичных тестов фототехники и сравнение их с результатами реальной съемки. Для примера приведу свои личные ощущения: при взгляде сквозь камеру, неудачную с точки зрения Окраски и Направленности ее деталей, изображение кажется мне несколько блеклым, со сглаженными, не совсем ясными переходами между светами и тенями, иногда замутненным, в целом — менее выразительным и плоским. У хорошей камеры ситуация обратная, особо удачные экземпляры способны даже «улучшить действительность», внести в картинку приятные глазу черты. Изображение в таких камерах «сидит, как влитое», его можно мгновенно «охватить взглядом и прочувствовать», получив при этом определенное, эстетическое удовольствие.
  2. Тактильный метод: этим методом я научился пользоваться лишь несколько лет назад, благодаря случаю. До этого я никогда не занимался тонким, тактильным восприятием специально и не подозревал, что подобные методы могут быть доступны обычным людям. Все началось с достаточно слабых ощущений из серии «берешь в руки — маешь вещь», но я не относился к этому серьезно. Затем по каким-то причинам, эти ощущения стали усиливаться, тем не менее я долго этого не осознавал, по умолчанию связывая новые ощущения со слуховым восприятием, так как постоянно занимался в это время аудиотестами. В какой-то момент, я стал делать больше ошибок в оценке звучания, чем обычно, доходило до того, что мне приходилось переделывать работу, на которую я тратил недели и даже месяцы. В конце концов я был вынужден отложить все, заняться этой проблемой и выяснил, что во время тестов по определению правильного направления провода «слуховые ощущения» зависят от того в какой руке вы держите провод; при использования обеих рук имеет значение какая рука находится ближе к «концу» провода, а какая — к «началу», имеет значение и как вы держите провод в кулаке и каким образом обхватили его пальцами, на какой поверхности стоите или на чем сидите и даже в каких вы в данный момент тапочках. Выйдя из состояния шока и освоившись с новой для себя реальностью, я, наконец, понял, что мои руки «энергетически не симметричны». Так-же, как и в случае с проводами и другими радиодеталями, отрезок моего тела «левая рука — туловище — правая рука» имеет Направленность, при этом левая рука у меня является «выходом», а правая — «входом». Результаты тестов аудиокомпонентов на направленность оказывались точными только в том случае, если во время тестов я держал вход компонента левой (выходной) рукой, а выход — правой. Таким образом, аудиотесты у меня стали занимать больше времени, но стали и более точными (повторяемость результатов 80-90%).
    Где-то через год, опять благодаря случаю, я обнаружил, что для определения направления провода совсем не обязательно включать его в сигнальную цепь и слушать изменения в звучании при его переполюсовке. Мне стало достаточно просто взять провод обеими руками, затем перевернуть его и я уже ощущал необходимую для оценки ситуации разницу. В случае, когда провод «хорошо и удобно ложится в руки» оказывается, что его начало находится у меня в левой (выходной) руке, а конец — в правой. То-есть, положительные ощущения возникают, когда цепь «левая рука — тело — правая рука — тестируемый компонент» замыкается в Контур (подробней о Контурах см. статью Контуры электрических цепей). Какое то время я проводил такие тесты только во время прослушивания музыки, позже оказалось, что это с таким же успехом можно делать и без музыки.

У хорошей фотокамеры направленность в горизонтальной оси (на участке: байонет — кадровое окно — пленка — пружинный прижим пленки — задняя крышка) должна быть выражена от байонета к задней крышке, а в вертикальной оси: снизу-вверх. Зная это, мне сегодня не составляет особого труда тактильно определить Вектор (Направление и выраженность Направленности) камеры, просто повертев ее в руках. В паре с визуальным методом и если никто не мешает (продавцы обычно с подозрением относятся к любым непонятным для них манипуляциям с товаром), этот способ дает результаты с повторяемостью 90-95%.

Антон Степичев, 14 июня 2017г.

Литература

[1] — А.М. Лихницкий «Как рассказать о том, что мы слышим» АМ №5(10) 1996г стр. 45.

Задать вопрос автору:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *