В 2006 году мне пришла в голову идея проверить, работают ли принципы и методы совершенствования аудио аппаратуры в области визуального восприятия. Это был важный вопрос, поскольку положительный ответ на него доказывал бы наличие у человека шестого чувства, воспринимающего «информацию» извне параллельно со слухом и зрением.
Исследования начались с доработки ЖКИ монитора Samsung 510N — у него были заменены сетевой кабель, проводка источника питания, удалены лишние фильтры питания, земляные шины продублированы старыми, моножильными проводами, SVGA кабель заменен на VGA от старого монитора начала 1990х годов. Опыт оказался вполне успешным — картинка стала меньше раздражать глаза, смотрелась яснее и цельнее. Позже была доработана фотокамера Sony DSC-P200, я использовал ее, как экспериментальную видеокамеру с внешним микрофоном, пытаясь передать особенности звучания Тестового аудиотракта. На мой взгляд, мне удалось добиться более правильной передачи эмоциональной составляющей музыки этим фотоаппаратом, однако, для убедительной демонстрации этого явно было недостаточно. Позже выяснилось, что после доработки камеры, снятые ей фотографии стали выглядеть привлекательней — снимки оказались несколько объемнее и рельефнее, а цвета более внятными. Дешевая камера не превратилась в шедевр, однако для меня был важен сам факт влияния таких доработок на изображение.
Лично мне стало очевидно, что субъективное качество изображения зависело от тех-же тонких факторов, что и качество звучания аппаратуры звуковоспроизведения, то есть, от степени сложности схемотехники и механики, от возраста и материала проводников и диэлектриков, соблюдения их направленности, етс. Проблема была в том, что продемонстрировать существование такого влияния с помощью результатов этих экспериментов было невозможно, а мне хотелось доказать свою точку зрения. Исследованием фотографии, в итоге, пришлось заняться всерьез.
Для исследований были выбраны две старые цифровые, профессиональные камеры Nikon D1 и Canon 1D. Камеры, как и предполагалось, изначально снимали интереснее, чем их более современные аналоги, правда технически оказались далеки от современных стандартов — плохая работа автофокуса, шум в тенях при малейшем недоэкспонировании, особенно у Никона, неудобства в эксплуатации и множество мелких недоделок, присущим всем первым версиям чего бы то ни было. Картинка Никона оказалась привлекательней Кэнона, снимки которого отдавали цифровым «глянцевым пластиком» и Кэнон был вскоре продан, вместо него были куплены еще два Nikon D1 с ранними серийными номерами. В итоге у меня оказались три одинаковые камеры, из которых я планировал собрать одну, поступив с ней так же, как когда-то поступал с СД плеерами и тюнерами а именно:
- экстремально упростить конструктив и электрическую схему.
- развести, где это возможно, сигнальные видео-цепи и цепи питания в соответствии с Контурами направленности электрических цепей.
- по возможности учесть Векторную Направленность элементов механики и конструкции камеры.
- заменить, где это возможно, компоненты на старые аналоги. В первую очередь это касалось объективов.
Процесс постепенной переделки камеры и изготовления объективов, длившийся в общей сложности года полтора, я, к сожалению, подробно не фотографировал, ниже приведены только примеры доработки плат камеры.
По этим снимкам можно составить лишь поверхностное впечатление о масштабах проделанной работы — с плат Никона были изъяты все «лишние» фильтры питания, экраны, которые технически не влияли на картинку, а ответственные электрические цепи продублированы старыми моножильными проводами и пропаяны самодельным припоем. Из камеры было удалено множество не нужных при использовании ручных объективов деталей, связанных с автофокусом, управлением прыгалкой диафрагмы и прочей автоматики — электромагнитные рэле, моторы, узлы механики, узлы фотоприемников и ИК излучателей. Удалены плата ЖКИ и сам ЖКИ, шлейфы их связывающие, несколько коммутационных плат и шлейфов, резиновые кожухи с корпуса и еще много всего по мелочи. Из старых проводов был сделан FireWire кабель для соединения камеры с компьютером и использованы старые карты памяти размером от 16Мб до 1Гб (фотографии, сохраненные на старых картах выглядели несколько живее). Наилучший результат, при этом, получался при подключении камеры напрямую к старому компьютеру Apple через FireWire кабель, минуя промежуточную запись на карту памяти камеры.
По ходу дела у меня вышли из строя несколько плат, в том числе две главных, процессорных платы. На eBay был куплен еще один фотоаппарат, в итоге у меня оказалось два рабочих Никона плюс запчасти. Несмотря на все предпринимаемые предосторожности, обе камеры вскоре были сожжены при попытке использовать с ними старую вспышку Nikon-SB15. Как я узнал позже, я не первый, кто сжег цифровую камеру таким глупым образом, я, однако, умудрился сжечь сразу две камеры кряду.
Демонстрационные фотографии, снятые Nikon D1 на разных стадиях переделки и разными объективами, собраны в галерее. В общем и целом, почерк фотографий Nikon D1 оказался приятным, на мой взгляд, искомая винтажность после всех переделок проявилась достаточно заметно. Удачные снимки притягивали взгляд не эффектностью, свойственной современным профессиональным камерам, а особым настроением, иногда бросалась в глаза необычная выразительность, мягкие оттенки красок или другие подобные субъективные мелочи, которые становятся очевидными, когда изучаешь предмет, не вглядываясь в детали, а пытаясь охватить картинку целиком. Резюме по проделанной работе было следующее — движение однозначно идет в нужную сторону:
Я выбрал камеру, которая лучше передавала перспективу (наименее плоская картинка) и стал делать ее, камеру с ясной картинкой решил не трогать вообще. Но по ходу дела детали всех камер все равно перемешались, т.к. от постоянного разбирания-собирания, перепайки и перекрутки всего и вся, детали и платы неизбежно горели и их приходилось заменять, а в итоге вообще сгорели все четыре камеры.
Объемную картинку, кстати, давала камера с ранним серийным номером, такое интересное наблюдение.
Выводы о природе таких явлений каждый делает сам в зависимости от образа мышления, знания предмета и жизненного опыта. Я считаю эти явления нематериальными.