Среди множества прекрасных примеров классической черно-белой фотографии особо выделяются удачные снимки конца 19 начала 20 века — интересные лица, выразительные сцены, полные жизни пейзажи, монументальная архитектура — все это каким-то образом смотрится убедительно и натуралистично. Современные фотографы — ценители старой школы с завидной периодичностью пытаются повторить формальные признаки снимков той эпохи, используют старое оборудование, пленку и бумагу, реактивы, манеру съемки, однако чаще всего удается добиться лишь внешнего, формального соответствия оригиналу. Современные снимки «под старину» за редким исключением имеют неустранимые дефекты: отсутствие тонкой нюансировки в полутонах, плохую передачу объема-перспективы и тусклое, серое изображение. Но самое главное, что в стилизациях отсутствует будоражащая воображение энергетика, свойственная некоторым оригинальным снимкам.
Правильная передача энергетики особенно важна для портретов. Хороший кадр надолго притягивает внимание, взглянув в глаза человеку, изображенному на удачном портрете можно многое о нем сказать — определить его характер, настроение, харизму. Все это в первую очередь относится к оценке бумажных оригиналов, но и сканы могут многое сказать внимательному зрителю. Ниже даны примеры портретов, которые, на мой взгляд, в той или иной степени сохранили энергетику оригинала. Кадры сняты на старую камеру Praktiflex и напечатаны с помощью увеличителя Магнифакс-2, все оборудование было изрядно переделано.
Переделка фотоувеличителя
Увеличитель переделан таким образом, чтобы все его детали были направлены сверху вниз (были сонаправлены со светом, идущим от лампы к будущей фотографии). Часть деталей конструкции при этом пришлось заменить на самодельные, вместо оригинальной стойки пришлось сделать стационарное крепление.
Переделка объективов
Для печати было переделано два объектива (см. фото 4) — среднеформатный Schneider Xenar 75-3.5 (четырехстекольный Тессар) и И-50у-1 формат 24х36, тоже тессар в корпусе 1960г со стеклами 1953-55гг. Объективы собраны из нескольких экземпляров, советских было чуть ли не десяток, ксенаров пять штук. Переделка объективов — долгая и муторная работа, но она стоит того.
Фотобумага
Использована просроченная, советская фотобумага. Фотобром, как нормальный ленинградского завода, так и контрастный киевского производства сохранился отлично, унибром тоже вполне, бромпортрет давал заметную вуаль. Но в принципе ничего страшного за 30 (!) лет с бумагами не произошло.
Сканирование
Использован доработанный планшетный сканер Epson 4490, подробнее здесь.