Компьютеры для аудио — PC386SX33 и MAC G3

Два проекта по переделке старых компьютеров для их использования в качестве цифрового источника звука.
Backtomusic team

Цифровой звук не обладает достаточной выразительностью, конек цифры — эффектность. Как красочная реклама, эффектность сначала поражает и приковывает внимание, а затем начинает надоедать своей назойливостью и раздражать. Жить с таким звуком невозможно, однако душа требует музыки даже в ситуациях, когда живой или аналоговый звук недоступен и выходит, что от цифры никуда не деться. В какой-то момент я смирился с этой мыслью, прикинул плюсы и минусы различных цифровых источников и решил вытащить максимум звука из компьютера, несмотря (а подспудно и потому что) среднестатистический компьютер играет менее интересно среднестатистического СД плейера. Меня в первую очередь привлекли сложность задачи и потенциальная возможность записывать музыку в случае успешного апгрейда.

Первый, серьезный проект по переделке компа возник в 2007 году, когда я еще только начал разбираться с Векторной Направленностью. Тогда практически единственным, действенным «оружием» у меня были упорядочивание направленности проводников и использование винтажных материалов с благородной Окраской. Задача была собрать компьютер из самого старого железа, с помощью которого еще можно будет записать и воспроизвести файл с СД разрешением, затем заменить все, что можно на винтаж, а что нельзя облагородить «улучшайзингом», затем вставить полученный результат в корпус из старого дерева.

Железо для РС

На начальном этапе были исследованы разные модели компьютеров без каких либо переделок. Первое, что выяснилось, это деградация звучания современных компьютеров — более современные компы в большинстве своем играли хуже по всем важным для меня субъективным критериям звучания, в первую очередь это касалось «живости» — чистоты и естественности тембров акустических инструментов и голосов. В период с конца 1990х по конец 2000х гг компьютеры Apple в сравнении со своими одногодками PC играли заметно интересней, Apple деградировал так-же, как и PC, но опускался с некой, более высокой позиции (на сегодняшний момент продукция Apple уже ничем особым от PC не выделяется и сильно уступает звучанию своим моделям двадцатилетней давности). Таким образом я решил собирать старый Мак, однако по ходу дела выяснилось, что в сравнении с PС, совместимость софта и железа у старых Маков можно сказать отсутствует совсем. Конфигурации систем во всех моделях ограничены только парой-тройкой вариантов плат расширения и нельзя сказать, чтобы даже эти редкие варианты работали без глюков и проблем. Так-же оказалось, что настройки программного обеспечения Apple практически полностью закрыты для редактирования, тогда как в РС можно много чего «наковырять» на низком уровне. Еще Apple не предусматривал обратной совместимости операционных систем, то-есть на более новую модель нельзя поставить предыдущую версию операционной системы, что в моем случае было большим минусом. По факту получилось, что самый ранний рабочий вариант Мака можно было собрать из компонентов 1998-99 гв, тогда как РС из 1994-95г. Выбор пал на РС.

За пару лет интенсивных поисков было собрано большое количество старого, компьютерного барахла, — материнские платы от PC-286 до пентиумов, источники питания, ISA видео и звуковые карты, SCSI контроллеры для подключения ранних СД и винчестеров (старые материнские платы не поддерживают IDE винты больше 50-100 мБ, или поддерживает с большими глюками, первые СД рекордеры так-же были сказийными), память, шлейфы итд. Рабочий вариант компа получился из материнки 386-SX33 мГц без сопроцессора и кэша с минимумом памяти аж 1988гв, видеокарта VGA Вестерндиджитал 1991 гв, ScSI контроллер адаптек 1993, винт 2 Гб, СД рекордер — сказийная Ямаха 2Х4 1998г без корпуса. Звуковая карта — Antex SX-23e (самые ранние, профессиональные карты, которые можно за недорого купить на Ебей) с удаленной аналоговой частью. Для компа был сделан аналоговый источник питания, проводка питания разведена старыми проводами. Питание лампочек RE-11, работающих в предварительном усилителе — корректоре ЛП, сделано на кенотроне RGN354, экран для области корпуса, где установлены лампы сделан угольным лаком, обвязка ламп (резисторы и конденсаторы) самопальная. Корпус компа сделан из старого дерева и покрыт шеллаком.

В таком виде компьютер играл очень прилично, но оставались проблемы с надежностью хранения информации — старые винчестеры сыпались, а новые нельзя было поставить на старый контроллер, как из-за отсутствия драйверов, так и по причине ухудшения звучания. Наладить запись СД под ДОС мне не удалось и от этой идеи пришлось отказаться, но главной проблемой, с которой я столкнулся были глюки софта и драйверов, некоторые из которых остались не побежденными. Я думал, что решу эти проблемы позже с помощью профи и со своей, эзотерической стороны дела довел комп до рабочего, «играбельного» состояния, не пожалел времени на экстремальное упрощение конструкции, «улучшайзинг» с помощью наклеивания старой меди на микросхемы, дублирования дорожек старыми проводами, проводке параллельных земель по Контурам итд. Несмотря на глюки, в компе даже была сделана запись прямо под голым ДОС 5.0 (!), но специалиста по старому программному обеспечению в итоге так и не нашлось, комп несколько лет пропылился без дела и в конце концов был разобран на запчасти.

Apple Power Macintosh G3

Надежно работающий, бескомпромиссный РС 94 года я не осилил и переключился на продукцию Apple, планируя собрать машинку года 96-97. Маки тех лет редко встречались в продаже и были дороги, вскоре стало понятно, что реальный выбор не велик и из недорогих Маков можно без лишних поисков приобрести лишь несколько одинаковых G3-300mHz 98-99гв. Эти машины были не так хороши, как предыдущие модели, начиная с них Apple начал потихоньку терять свой бескомпромиссный подход к качеству и уделять больше внимания внешнему виду. Тем не менее, в сравнении с РС тех-же лет Power Mac выигрывал по всем параметрам безоговорочно и решение собирать Мак было принято.

Сначала мне удалось купить два рабочих компа, затем еще один нерабочий мак-сервер, ничем от обычного Мака не отличающийся кроме софта и использования SCSI винчестера. Все декоративные пластиковые накладки были сразу выброшены, компы разобраны на части из которых были выбраны наиболее подходящие по Направленности детали. Из системы были изъяты модем, плата Fire-wire и дежурного источника питания, оставлена только одна карта памяти на 128 мб. Выход и вход аудио сигнала был взят прямо с ножек встроенной в материнскую плату микросхемы ЦАП-АЦП CS4211 Apple и подключен через Проволочные Конденсаторы. Провода источника питания заменены и сориентированы по Контурам, дорожки платы продублированы старой моножилой.

На компьютер была установлена операционная система Mac OS 8.6 Classic, для воспроизведения музыки используются программа Audion на которой можно воспроизводить СД, WAV, МР3 (старые форматы) и слушать интернет радио старого формата, поддержка которых сейчас постепенно прекращается, но пока их еще достаточно много. Отдельно установлен плейер Sound Byte 3.1, более качественно воспроизводящий MP3. Загрузка файлов на комп организована по сети. Деревянный корпус и аналоговый источник питания я делать пока не стал тк все еще надеюсь найти более старые и перспективные с точки зрения звука Маки, а там источник и размеры материнской платы другие. Тем не менее, этот Мак играет достаточно деликатно, чтобы ежедневно слушать его во время работы без особого желания что-то менять-переключать, с другими цифровыми источниками у меня такой долговременной дружбы пока не возникало.

Антон Степичев, 21.03.2018 (по материалам 2007-2017г)

Вопросы к автору:

  • Антон, спасибо за новую интересную статью!
    Очень хотелось бы детально понять, что конкретно деградирует в современных компьютерах в части звука. (Для того, чтобы эффективно их модернизировать).
    По работе я связан с монтажом различных печатных плат на СМД компонентах и у меня есть доступ к этим компонентам различных годов выпуска и различных размеров. Я, естественно, проверил многие компоненты на предмет качества звучания, и заметил тенденцию ухудшения качества с уменьшением размера СМД элемента (резистора, конденсатора, дросселя). Кроме того, я заметил, что с переходом на без свинцовые технологии примерно 10 лет назад, также произошла деградация по звуку. Еще один неприятный момент — все более многослойные печатные платы (сейчас 8-ми и более слойные платы являются нормой, а раньше были двухслойные, максимум четырехслойные, да еще и на прилично звучащем гетинаксе, вместо плохо звучащего современного стеклотекстолита. Маска на платах раньше тоже была более-менее «звучащая» — лаковая, а не ужасная современная эпоксидная.
    Что еще из железа может быть плохим в современных компьютерах?

    • Деградирует абсолютно все. На мой взгляд это связано с современными технологиями — все возрастающей автоматизацией производства и как следствие «обезличиванием» всех материалов и деталей, которые создаются на этом производстве. Маленький размер СМД — это не причина плохого звучания, а косвенный признак, позволяющий тем, кто в теме, например, выбрать компонент вслепую: вероятнее всего большой СМД будет звучать лучше маленького. Маленький размер детали говорит о том, что она изготавливалась на более современном оборудовании и как следствие скорее всего более «обезличена», чем ее старый аналог.
      Бессвинцовые технологии — думаю, та-же история. Виновато не столько отсутствие свинца, сколько смена старого оборудования на новое, как при производстве припоя, так и при автоматической пайке и в других сопутствующих процессах.
      Как с этим бороться в перспективе — не понятно, тк на каждое последующее поколение техники «аудио улучшайзинг» действует все в меньшей и меньшей степени. Не думаю, что вообще имеет смысл искать какие-то новые, особые места для твиков, ну найдете вы еще какое-то слабое звено, сделаете звук несколько лучше, по любому такие улучшения смогут заметить и оценить только отдельные специалисты, простым меломанам они будут по боку. Обычные люди будут слушать то, что есть.

  • Антон, спасибо за подробный ответ.
    Несмотря на глобальную деградацию элементов по звуку, все-таки, некоторые из них, как мне кажется, почти не деградируют.
    Например, электролитические конденсаторы алюминиевые, цилиндрические. Я сравнивал их тридцатилетней давности и сегодняшние. Если снять с них пластмассовые пленочки, то качество звука практически одинаковое и неизмеримо лучше танталовых, или керамических СМД конденсаторов (и даже старых советских МБМ, МБГО и т.д. и т.п.). Я алюминиевые электролиты без пленок ставлю во все цепи и в УНЧ и в компьютер и в приемник. Эти конденсаторы совершенно не «зажимают» звук, эмоционально поют, их минус — только немного звонкий алюминиевый окрас, который хорошо компенсируется медным порошком растворенном в шеллаке.
    Насчет нечувствительности среднестатистического человека к хорошему звуку я не совсем в этом уверен. Я приносил свои переделанные аппараты на работу и все кто их слушал замечали разительное отличие звучание от обычных музыкальных центров. В первую очередь замечали, насколько приятно становится слушать человеческий голос. Мне кажется. что многие с удовольствием слушали бы хороший звук, просто они не догадываются, что такое возможно.

    • Александр, я говорил немного о другом.

      Чувствительные к тонкостям звучания люди конечно есть и их достаточно просто поразить необычным звуком. Для этого нужно быть немного харизматичным, подобрать несколько удачных по живости треков в стиле, который изначально нравится слушателю и воспроизвести это на самопальной системе. До тридцати лет собирал гитарные и вокальные усилители, магнитофоны и проигрыватели без всяких эзотерических заморочек из того, что есть — на транзисторах-микросхемах и советской комплектации, я вообще не знал, что существуют какие-то Направленности и Окраски, просто балдел, как это у меня звучало и тоже самое чувствовали присутствующие, включая случайных гостей.
      Позже, когда АМЛ заразил меня патефонным звучанием, мне было дастаточно поставить на граммофон или Тестовый Аудиотракт несколько избранных, эффектно записанных патефонных пластинок чтобы произвести впечатление или по крайней мере заинтересовать глубокими и мягкими интонациями вокала или скрипки практически любого человека.

      Сейчас все поменялось, я перестал обращать внимания на те вещи в аудио, которые поражают дилетантов. Меня интересуют тонкости звучания, которые без подготовки, по моему опыту, оценить практически никто не способен. Говоря о деградации современных материалов я в первую очередь имею ввиду исчезновение именно таких тонкостей.

  • Антон, я Вас понял.
    Конечно, уровень звучания, которого я сейчас достигаю, более грубый. чем Ваш.
    Тем не менее, я не стремлюсь к эффектности, а тоже двигаюсь к эмоциональности и нюансам исполнения музыкальных и вокальных произведений. И я очень высоко оценил Вашу глобальную идею векторной направленности, когда попробовал частично ее воплотить у себя. Только такая системная направленность всего аудио аппарата и позволяет по настоящему приблизится к эмоциональности, ясности и нюансам звучания. За указание этого пути я Вам и благодарен!

    • уровень звучания, которого я сейчас достигаю, более грубый, чем Ваш

      в субъективных делах ни в чем нельзя быть уверенным на 100%

  • Дублирование земляной шины материнской платы Mac-G3

    Недавно нашел время, чтобы вытащить из своей уникальной аудио-машинки еще чуть-чуть музыкальности — продублировал старыми проводниками землю материнской платы. На финальном этапе, когда начала пучка земель нужно было соединить напрямую с земляным выводом источника питания возникла проблема с ВЧ наводками от источника, их уровень оказался неприемлемым даже для моих, непритязательных к техническим огрехам ушей. Отказываться от апгрейда не хотелось, тем более, что тестовые прослушивания радовали, пришлось поисследовать ситуацию. Выяснилось, что полностью исключить наводки без применения когда-то удаленных ферритовых колец невозможно.

    Дублирование дорожек по своей значимости можно разделить на три этапа или участка.

    1. Самый важный участок — прямая, безобрывная земля от трансформатора питания к выходным разъемам и к ЦАП с Направленностью от тр-ра к разъемам. Эта шина акцентирует Ясность звучания системы.
    2. Дублирование земель старой медью на самой материнской плате — добавляет «винтажной полноты звучания». Ясность при этом может даже ухудшиться тк невозможно понять, в какой последовательности нужно соединять земли микросхем, чтобы не нарушать последовательность Контуров. Здесь надо быть внимательным и контролировать каждое параллельное соединение земель на слух, избегая соединения точек, где звук зажимается. Так-же важно помнить, что соединение по контурам при записи и воспроизведении различно и в данном случае может быть соблюдено идеально только для записи, для воспроизведения нужно искать наилучшую по Ясности точку подключения выходного разъема к аналоговой земле микросхемы. Идеальным вариантом было бы соединение разъема не с землей, а с питанием микросхемы, но тут могут возникнуть дополнительные проблемы с помехами и наводками.
    3. Заземление корпуcов винчестера и CD-ROM. Точку соединения корпусов с землей ИП необходимо определять экспериментально для каждого конкретного HDD и CD-ROM, это связано с Векторной Направленностью литых оснований HDD, крышек корпусов и крепежа, которые отличаются от экземпляра к экземпляру. Точное с точки зрения Направленности соединение накопителей с землей ИП улучшает Ясность и не зажимает звучание системы.

    В итоге, для п.1 пришлось мотать отдельный фильтр — 30 витков на кольце 20мм (см. фото вверху справа), для п.2 оказалось достаточным одного витка на небольшом колечке, а п.3 вообще не вызывал дополнительных шумов и земля была подключена к источнику напрямую. При прослушивании в наушниках на полной громкости все еще оставались слышны помехи, их уровень был на грани чувствительности слуха и был не слышен при прослушивании через АС, но я решил исправить этот недочет. Шум полностью исчез после того, как весь пучек проводов питания материнской платы был пропущен через Ш-образный ферритовый сердечник (см. фото по центру слева). Однако такое включение несколько снижало Ясность из-за разнонаправленности проводов в общем пучке и фильтр был заменен на два отдельных кольца — одно для для пучка земель и минусовых питаний, другое — для пучка проводов +5 и +12 вольт, установленных внутри корпуса источника питания.

    О ферритовых кольцах

    Беcконтрольное применение затянутых в термоусадку ферритовых колец и других типов фильтров НЧ может ухудшить Ясность звучания изначально неплохой системы. По умолчанию я всегда и не раздумывая удаляю кольца со всех компьютерных шнуров, включая мониторные и клавиатурные — по опыту все они вредят примерно в одинаковой степени, так что возвращать фильтры обратно, хоть и не в таких количествах, как изначально, было психологически не просто. Вред от применения фильтров, как выяснилось, можно минимизировать, одевая кольца сонаправленно с проводами. Так-же, как и во всех других подобных случаях, хорошая Окраска у старых ферритовых колец встречается чаще, чем у новых, так что лучше заимствовать феррит из старой цифровой аппаратуры. Главное правило здесь — использовать отдельные кольца для групп земель и групп проводов питания, при таком способе и в случае, если нет ошибок с Направлениями проводов, потери Ясности при установке ферритовых колец оказываются ниже уровня слышимости.

  • Антон, поясните пожалуйста п.1 насчет земли от трансформатора питания к ЦАП. У Вас там не мост, а однополупериодный выпрямитель? Блок питания Вашего компьютера импульсный, или самодельный аналоговый?
    Я свои мини компьютеры модернизировал аналогично и полностью согласен, что очень хороший эффект дает правильно направленный дублирующий провод от земли входного разъема питания до ЦАПа (в моем случае, это переделанная USB звуковая карта). У меня не было дросселей на кольцах, а только миниатюрные SMD дроссели, которые я выкидывал (за исключением силовых импульсных, которые я пробовал устанавливать в разных направлениях) вместе с SMD конденсаторами, оставляя только электролиты.

    Хотел у Вас спросить по выбору компьютера для модернизации. Сейчас на Авито можно недорого купить совсем старые ноутбуки типа Compaq Armada на 486 процессоре выпуска 90-х годов. Я когда-то имел такой и мне очень понравилось качество звучания ноутбука безо всякой переделки (тогда я еще ничего не знал о направлениях, винтаже и т.п.). Что Вы думаете о потенциале улучшения звучания старых ноутбуков, или стационарный компьютер имеет какие-то преимущества в этом плане?

    • Антон, поясните пожалуйста п.1 насчет земли от трансформатора питания к ЦАП. У Вас там не мост, а однополупериодный выпрямитель? Блок питания компьютера импульсный, или самодельный аналоговый?

      В Маке остался родной импульсный источник, см. фото платы в статье. У него стандартный двухполупериодный выпрямитель с заземленной средней точкой, земля разводится именно от этой средней точки. В корпусе источника сделано отверстие напротив земляного вывода тр-ра и в плату впаян вывод из толстой меди чтобы можно было к нему оперативно припаивать-отпаивать внешние заземления, а так-же при необходимости менять местами внешние дублирующие земли (менять последовательность контуров) . Этот вывод и отверстие в корпусе видны на последнем фото справа вверху.

      Что Вы думаете о потенциале улучшения звучания старых ноутбуков, или стационарный компьютер имеет какие-то преимущества в этом плане?

      По моему опыту, при прочих равных ноут играет лучше. Он схематически проще — нет лишних разъемов, шнуров, етс, в этом его главное преимущество. Но апгрейдить его неудобно и опасно — если что-то сгорит, то перестанет работать в итоге весь ноут. С обычным компом в этом смысле куда как проще, если что случится, то все можно переткнуть по частям, оперативно проверить и сравнить, только поэтому я и использую обычные компы.

      ЗЫ — у меня есть много железок эпохи PC386 к которым я в обозримом будущем не вернусь, на все нет времени. Могу поделиться на эксперименты, если есть желание.

  • Спасибо за предложение, Антон! Я, все-таки, попробую проапгрейдить какой-нибудь старый ноутбук, раз они по звучанию потенциально лучше десктопов. Ноутбуков я не боюсь, т.к. имею опыт работы с микроскопом, если нужно, перепаяю BGA микросхемы, любые SMD элементы и т.д. Я уже модернизировал 3 одноплатных миникомпьютера, эффект весьма оптимистичный. На старом железе ноутбука, видимо, должно получиться еще лучше.

    Антон, у меня вопрос по гармоничной доводке звука с помощью подбора окрасов деталей и проводов. Возможно я неправ, но по моему опыту, все более-менее приличные по звучанию провода и радиодетали можно разделить на 2 группы: резонансные и относительно нейтральные. Резонансные элементы замечательно подчеркивают звучание в некоторой полосе частот так, что просто «заслушаешься». Если резонанс на средне-низких частотах, то впечатляет тонкость и богатство оттенков ударных, контрабаса, если на средних — голоса солистов становятся нежными, проникновенными, эмоциональными. При относительно высокочастотных резонансах начинают ярко играть трубы, скрипки становятся разнообразными, а не поют на одной ноте, и т.д.
    Нейтральные провода и детали, как мне показалось, дают ровность, гладкость, восприятие объема, все, как будто, плывет по волнам, получается усыпляющее и нераздражающее ничем звучание, хотя и немного «замыленное». У меня пока не получается одновременно качественного звучания во всех диапазонах путем подбора «резонансных» деталей и проводов. Возможно, для этого нужно подбирать еще направленность и окрасы конструктивных элементов, т.е. в результате всю систему сводить к Вашему «энергетическому рупору». Но «рупор» — это только выравнивание направленностей. А как Вы настраиваете гармоничное звучание путем подбора окрасов? Вы используете преимущественно ярко и интересно звучащие винтажные детали, или пользуетесь и относительно нейтральными по звуку?

    • Александр, я вообще не подбираю окрасы комопнентов, если компонент слишком подчеркивает какую-то область, то я его не использую.

      Излишнее подчеркивание и замыленность свойственно звучанию компонентов в обратном направлении когда получается менее Ясное звучание завуалированное пением самого компонента, что на мой взгляд не правильно. В сложных, неразборных компонентах (лампы -транзисторы — конденсаторы етс) от этого эффекта не избавиться тк в таких компонентов много неразборных, неверно состыкованных участков, единственный способ улучшить ситуацию со сложными компонентами — выбирать из множества фабричных экземпляров наиболее удачные с точки зрения направленности. С простыми компонентами проще, например любую винтажную моножилу без изоляции всегда можно «уложить» в тракт максимально нейтрально и Ясно. При этом можно быть уверенным что если из-за улучшения ясности в звуке появились артефакты, то их причина кроется где-то в соседних сложных, не точно сориентированных или вообще непригодных (современных фабричных) компонентах.

      С помощью ориентации только радиокомпонентов от неприятного эффекта излишнего подчеркивания каких-либо областей с одновременной потерей музыкальности этих областей не избавиться, надо ориентировать крепеж, механику, корпусы и стойки под аппаратуру. Окрасы и призвуки дает и комната. Так что увы простого рецепта лечения здесь нет, только долгая и кропотливая работа. Самое обидное, что эта работа (постоянное прислушивание к малейшим нюансам своих ощущений) волей-неволей обостряет ваше восприятие, догнать которое с помощью апгрейдов системы удается далеко не всегда.

      ЗЫ — если я не ошибаюсь, вы транзисторы-микросхемы используете. Если так, то в первую очередь надо собрать УМ и АС на довоенной комплектации. Без этого серьезного шага вперед сделать не получится.

  • Антон, спасибо за очередное разъяснение.
    За последний год благодаря переписке с Вами и с Аббасом, я понял и практически, экспериментально убедился, что простого пути нет. Но я не теряю оптимизма. Сейчас, я набираю опыт, развиваю слух, занимаясь компенсационным улучшательством компьютеров, усилителей, колонок, а также отдельных радиоэлементов.
    Транзисторами и микросхемами я занимаюсь потому, что, с одной стороны, в современной жизни от них не уйти (компьютеров и звуковых карт на лампах не делают), а с другой стороны на них можно собрать максимально короткий тракт. Мне представляется. что микросхема — это «эзотерически» один элемент на кристалле кремния, практически вне зависимости от сложности заключенной в ней схемы. И неприятности ее звучания, я думаю, в значительной степени обусловлены неправильным пластмассовым корпусом и выводами из неудачных по звуку и неправильно направленных материалов. Я уже пробовал дорабатывать и транзисторы и микросхемы (усилителей, ЦАПов и т.д.), спиливая пластмассу вплоть до внутренней медной подложки, на которой установлена пластина кремния и до медных планарных площадок к которым приварены выводы, заменяя их хорошими проводниками в правильном направлении, и звучание микросхемы значительно прояснялось, аналогично сдиранию маски с печатной платы, или изоляции с проводов.
    Качество достигаемого на модернизированных микросхемах звука, на мой взгляд, заметно превышает качество обычных (не модернизированных) ламповых приемников 50-х годов и даже моего эталонного немецкого Блаупункта выпуска 40-х годов. К сожалению, я не слышал аппаратуры на лампах 30-х годов, и видимо, до этого качества микросхемам пока еще далеко. Тем не менее, я не заметил еще тупика в своих модернизациях и каждый месяц достигаемое очередное улучшение звучания радует меня больше и больше. особенно, с учетом приложения Ваших идей ВН и энергетического рупора.
    Еще раз спасибо за Ваши ценные советы!

  • Если тупика в движении нет, тогда все в порядке. Но с Вашей дотошностью, думаю, вы в нем рано или поздно окажетесь и от транзисторов-микросхем придется отказаться везде, где это возможно.

    Мне представляется. что микросхема — это «эзотерически» один элемент на кристалле кремния, практически вне зависимости от сложности заключенной в ней схемы.

    Cоотношение сложности начинки микросхемы к ее звучанию плохо коррелирует с идеологией короткого пути АМЛ, здесь определенно есть не учтенные моменты. Но я бы не стал утверждать, что микросхема по своей тонкой сути — это один простой компонент. Микросхема микросхеме рознь и, по моему опыту, более сложные чипы звучат хуже, то-есть идеология АМЛ здесь работает, но с некой поправкой или коэффициентом.
    Главная и не разрешимая проблема с современными промышленными материалами — отсутствие у них способности тонко интонировать, все они достаточно грубы, кто в большей, кто в меньшей степени. Другими словами, Ясность вы в одноплатном компе-усилителе получите, но комфорта от этого звучания — нет. Улучшайзинг и Ню решат проблему отсутствия глубины и плохой музыкальности только частично.
    Единственное проверенное решение, — переход на старую комплектацию. С ней ясное и технически удовлетворительное звучание будет получить несколько сложнее, но потенциал старых железок стоит того, чтобы с ними повозиться, довоенные материалы в правильном Направлении играют удивительно тонко, глубоко и выразительно.

  • Слушаю один канал. На мой взгляд, сведенный звук теряет больше, чем получает.

Задать вопрос автору:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *