Активная двухполосная акустическая система

Отличительными чертами системы являются усовершенствованные громкоговорители, трансформаторы с «направленными» магнитопроводами и новая Схема Направленности деталей корпуса. Усилитель мощности АС собран на радиоламах и радиодеталях 1920х-1930х годов выпуска так-же с соблюдением необходимой ориентации всех его деталей.
Backtomusic team

Система проектиовалась, как контрольная, главной задачей было достижение ясного звучания в широком диапазоне частот. Под Ясностью в данном случае понимается не объективный, психоакустический параметр, зависящий от линейности АЧХ и реверберации, а субъективная (тонкая) характеристика звучания — Музыкальная Ясность, которая зависит от других причин и может быть приемлемой даже в отсутствии высоких частот и в условиях теоретически неприемлемого уровня реверберации и эха, когда с точки зрения Психоакустики достигнуть ясного звучания невозможно. Музыкальная Ясность (далее — просто Ясность) тесно пересекается с понятием Несомость звука — субъективной характеристикой звучания из лексики скрипичных мастеров и специалистов по акустике помещений.

Ясность звучания в первую очередь зависит от степени сложности конструкции аппаратуры и чаще всего оказывается лучшей у конструктивно и схемотехнически простых систем.

Конструкция и схема АС

АС изначально была собрана в корпусе от приемника «Рига — Т 689», первой серьезной переделкой была замена лицевой панели корпуса, затем несколько раз переделывался громкоговоритель и корректировалась схема. Об особенностях схемы можно прочитать здесь. Можно даже послушать звучание ранней версии тракта (оригинальный mpeg видео файл, запись на камеру Sony DSC P-200).

Главными недостатками первого варианта АС был фанерный корпус (слои фанеры заводского изготовления расположены хаотично с точки зрения их Направленности) и ошибки в направлениях реек передней панели, которые возникли из-за не отработанной на тот момент техники тестирования компонентов. Громкоговорители так-же были собраны не идеально, в новой версии тракта большинство ошибок удалось устранить.

Низкочастотный громкоговоритель

В процессе сборки НЧ головки учитывалась, как горизонтальная составляющая Векторов ее деталей (Линейная направленность «от АС к слушателю»), так и поперечная (в рабочем положении головки эта составляющая должна быть максимально выражена и направлена «снизу-вверх»). Для этого сначала был определен полный Вектор направления корзины, потом с помощью вращения относительно друг друга было выбрано наилучшее положение передней шайбы магнитной системы относительно корзины, затем магнита относительно передней шайбы, затем задней шайбы и керна. Переднее кольцо, подвес и центрирующая шайба так-же перед склейкой ориентировались в радиальном направлении относительно диффузора, а диффузор в сборе — относительно корзины. Таким образом была получена выраженная поперечная составляющая вектора головки. Для наилучшего звучания эта составляющая вектора должна быть сонаправлена с вектором передней панели, точное положение головки при этом определяется на слух с помощью вращения головки относительно панели во время прослушивания музыки.

Высокочатотный громкоговоритель

ВЧ головка, так же, как и НЧ громкоговоритель — без опознавательных знаков. Скорее всего немецкая, подобные конструкции магнитной системы были распространены в конце 1940х начале 1950х годов в приемниках Телефункен. По габаритам такая-же, как довоенные ВЧгромкоговорители Siemens с подмагничиванием — диаметр диффузора 11 см.

Трансформаторы

Оба трансформатора и дроссель переделаны из подходящих по мощности трансформаторов 1920х годов. Все катушки намотаны с соблюдением правил намотки, при этом выходной трансформатор намотан с возвратом каждого последнего витка в слое по прямой, а не намоткой каждого второго слоя в обратную сторону, как это принято.

В трансформаторах так-же учитывалась направленность пластин магнитопровода. Был разработан метод, позволяющий собирать магнитопроводы без утомительного тестирования каждой пластины в отдельности: перед тем, как начать вставлять пластины в каркас, накальная обмотка трансформатора включалась в разрыв сигнальной цепи Тестового Аудиотракта. Для тестов выбиралась музыка без резких смен настроения (например Клавир Баха), по прошествии некоторого времени восприятие привыкало к измененной Окраске звучания, вызванной включением трансформатора в сигнальную цепь, при этом, последующая установка каждой пластины в каркас вызывала изменение звучания тракта, идентичное добавлению еще одного провода в сигнальную цепь. Если при установке Продольная направленность Ш-пластины не совпадала с Направленностью катушки и каркаса, в звучании появлялись признаки неправильно включенного провода, в этом случае Ш-пластина вставлялась с другой стороны каркаса. Так-же «на слух» определялась входные и выходные поверхности пластин (взаимное совпадение поперечных проекций Вектора пластин и каркаса), таким образом, каждая пластина устанавливалась максимум в четыре приема — несколько дольше, чем обычно, но гораздо быстрее, чем при определении Вектора каждой пластины в отдельности.

Корпус

Технически, корпус изготавливался так-же тщательно и по тем-же методикам, что и Тестовый Аудиотракт — старое дерево, ручной инструмент и другие, обязательные для ясного звучания аудио системы вещи. Векторная Направленность деталей корпуса АС показана на рис 2 — вид спереди и боковой разрез А-А, вариант 2016г.

АДАС — это первая система, векторы которой имитируют векторы живого дерева: детали АС по возможности сориентированы изнутри наружу и в сторону слушателя. Корневая сторона досок, из которых склеены панели расположена сзади или снизу в случае лицевой панели, а торцы досок, которые в живом дереве были ближе к его кроне смотрят на слушателя (боковые стенки, дно и верхняя панель) или вверх (лицевая панель).

Результаты переделки

Звучание системы стало собраннее, плотнее, сшивка НЧ и ВЧ диапазона, вызывающая массу проблем в обычных АС в данной системе оказалась идеальной. Больше всего удивила сила воздействия музыки, «проникающая способность» любимых треков, пробирающих до позвоночных мурашек и приятного чувства удовлетворения от проделанной работы.

Антон Степичев, 15.07.2017 (по материалам 2011-2016гг)

Комментарии

  • Здравствуйте Антон!
    Покрывали ли Вы каким-либо лаком деревянные поверхности акустической системы и металлические элементы громкоговорителей?
    Что Вы думаете о влиянии лакировки на характер звучания? На неподобранных по направлению стенках обычной колонки, покрытие «правильным» лаком даже только внутренних стенок колонки дает заметный положительный эффект (по моему опыту). А при правильной направленности компонентов лак улучшает, или ухудшает звучание?
    С уважением.
    Александр.

    • Александр, здравствуйте.
      Корпус АС покрыт янтарным лаком в один слой, только для защиты от грязи. Меня на данном этапе интересовало влияние схемы Направленности АС, времени на настоящую лакировку (это около месяца) не было. Металлы я лаком не покрываю (если их не нужно изолировать), ценю «чистую» Ясность хорошего металла.

      Лак влияет на звучание достаточно разносторонне. Я бы рассматривал его влияние по трем пунктам — Окраске и влиянию на Мелодичность и Ясность. Покупные лаки, даже в тонком слое, чаще всего ухудшают звучание по всем трем пунктам, самодельные могут давать приятную (спокойную) окраску и Мелодичность но, опять-же, я не встречал лаков не ухудшающих Ясность. Мой янтарный лак ее тоже несколько ухудшает, но я с этим мирюсь тк на дальнейшие эксперименты с лаками пока нет времени.

      По лакам — обратите внимание на описание в статье положения лакируемых вещей при их сушке. Это методика снижает потери Ясности (Векторные потери) и ее можно использовать в любой АС, даже с хаотично направленными деталями корпуса. Например, если вы покрываете лаком громкоговоритель, надо сушить его диффузороом вверх, если шасси — то «вверх ногами».

  • Здравствуйте Антон.
    Антон как думаете если сделать энергетический рупор в форме рупора как это отразиться в звуке.
    С уважением Слава.

    • Слава, здравствуйте.

      Отразится так же, как и любая оптимизация направлений компонентов в тракте — повысится ясность звучания. Возможно снизится заметность специфической «рупорной окраски», тк в обычном открытом ящике ЭР становится менее заметно «бочение» присущее среднестатистическому открытому ящику.

      В рупоре важно собрать драйверы в правильном направлении тк рупор не излучает обратной стороной и «замешать» звук как в открытом ящике будет невозможно.

      Драйвер, собранный из разнонаправленных деталей (читай заводской) в зависимости от конкретного случая будет либо плохо интонировать и грубить, либо будет склонен к вялости, а чаще всего понемногу и к тому и к другому. Гипотетический «Рупор-ЭР» за счет высокой ясности подчеркнет эти отрицательные черты драйвера, конечно наряду с хорошими.

      Вообще у меня давно витает идея сделать такой рупор, но пороху не хватает, сложная работа. Да и драйвера подходящего нет.

  • Здравствуйте Антон!
    У меня снова просьба к вам послушать очередной мой ролик на Рутуб. Я восстановил и немного подстроил по направлениям ламповый Blaupunkt 8W79 выпуска 1939 г. Исходно он звучал очень глухо и мутно. Пришлось его модернизировать и выкинуть половину деталей, превратить 3-х каскадный УНЧ в 2-х каскадный, почти полностью убрать общую отрицательную обратную связь. Только после этого приемник как-то, более-менее терпимо зазвучал, и то, только после того, как я завалил НЧ ниже 150 Гц и поднял высокие. Для сравнения в ролике я подавал на динамик сигнал с усилителя на микросхеме в полном диапазоне 20 -20000 без завалов и подъемов частот. В этом случае он звучит глухо, кстати, практически также, как когда я на лампах делал ему более-менее ровную АЧХ.
    У меня вопрос: Стоит ли с ним дальше возиться? Как вы думаете, есть ли потенциал у этого глухого динамика с кожаным подвесом? Или разобрать приемник на детали, или продать его и не мучиться?
    Вот ссылка на ролик (к сожалению, мне не удалось пока полностью убрать фон, хотя я втрое увеличил емкости фильтров питания):
    https://rutube.ru/video/a1e45cf5d9c2cdc36e68a01495a4ceb9/
    Кстати, мне намного больше нравится звучание старенькой магнитолы, которую я почти не переделывал, и она, как мне кажется, звучит намного яснее и певуче, чем этот Блаупункт.
    https://rutube.ru/video/b8cd31b0a37d56bd97b6008f3849240e/

    • Александр, добрый день!
      Послушал тесты:
      — приемник звучит выразительней и гибче класса Д. Класс Д — тяжелый, при продолжительном прослушиваннии напрягает.
      — оригинал в тесте магнитолы (дайана кролл) уже звучит хуже приемника, так что сравнение не честно. Магнитофон вносит свои коррективы, то ли сильные перегрузки, то ли просто не настроен (типа мало подмагничивания). Перегрузки добавляют некого смаку, но до выразительности вокала приемника ему далеко.
      в общем я однозначно за приемник.

      По фону — смотрите центровку накалов и/или разводку земли надо сделать звездой (не из точки, а из коротенькой шины, где соблюдена последовательность контуров). Бывает, что силовой транс расположен неудачно и его надо покрутить чтобы наводки уменьшить

  • Большое спасибо Антон!
    Буду улучшать приемник дальше.
    Вопрос про разводку земли. Шасси металлическое и она является землей сейчас. Вы считаете, что все земляные проводники блока питания и УНЧ нужно отсоединить от шасси и развести звездой, например, от минуса первого фильтрующего конденсатора выпрямителя на кенотроне? А само шасси оставить висящим в воздухе, или подсоединить к центральной точке звезды?

    • звезду на шине правильнее делать прямо на месте пайки вывода земли силового трансформатора. по шасси — отсоединить все земли от шасси, найти вектор шасси и соединить проводом конец шины с началом вектора шасси. Бывает, что в зависимости от конкретного монтажа деталей шасси нужно будет соединить прямо с точкой выхода земли силового трансформатора (началом шины), на слух проверьте.
      и таки проверье земление накалов — это и на фон влияет и на ясность. часто в приемниках халявят и соединяют не к центральной точке накальной обмотки, а к одному из концов. Обычно накальная обмотка находится снаружи транса, можно проверить влияние ее земления на фон отпаяв оригинальную землю от края обмотки, затем припаять эту землю к тупому концу иголки и аккуратно проткнуть эмаль иглой где-то посередине обмотки (заземлить центр накальной обмотки), послушать как меняется фон, сделать выводы.

  • Антон, спасибо за детальное объяснение! Буду не торопясь менять монтаж приемника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 10 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, документ, текст, архив. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда