Активная двухполосная акустическая система

Отличительными чертами системы являются усовершенствованные громкоговорители, трансформаторы с «направленными» магнитопроводами и новая Схема Направленности деталей корпуса. Усилитель мощности АС собран на радиоламах и радиодеталях 1920х-1930х годов выпуска так-же с соблюдением необходимой ориентации всех его деталей.
Backtomusic team

Система проектиовалась, как контрольная, главной задачей было достижение ясного звучания в широком диапазоне частот. Под Ясностью в данном случае понимается не объективный, психоакустический параметр, зависящий от линейности АЧХ и реверберации, а субъективная (тонкая) характеристика звучания — Музыкальная Ясность, которая зависит от других причин и может быть приемлемой даже в отсутствии высоких частот и в условиях теоретически неприемлемого уровня реверберации и эха, когда с точки зрения Психоакустики достигнуть ясного звучания невозможно. Музыкальная Ясность (далее — просто Ясность) тесно пересекается с понятием Несомость звука — субъективной характеристикой звучания из лексики скрипичных мастеров и специалистов по акустике помещений.

Ясность звучания в первую очередь зависит от степени сложности конструкции аппаратуры и чаще всего оказывается лучшей у конструктивно и схемотехнически простых систем.

Конструкция и схема АС

АС изначально была собрана в корпусе от приемника «Рига — Т 689», первой серьезной переделкой была замена лицевой панели корпуса, затем несколько раз переделывался громкоговоритель и корректировалась схема. Об особенностях схемы можно прочитать здесь. Можно даже послушать звучание ранней версии тракта (оригинальный mpeg видео файл, запись на камеру Sony DSC P-200).

Главными недостатками первого варианта АС был фанерный корпус (слои фанеры заводского изготовления расположены хаотично с точки зрения их Направленности) и ошибки в направлениях реек передней панели, которые возникли из-за не отработанной на тот момент техники тестирования компонентов. Громкоговорители так-же были собраны не идеально, в новой версии тракта большинство ошибок удалось устранить.

Низкочастотный громкоговоритель

В процессе сборки НЧ головки учитывалась, как горизонтальная составляющая Векторов ее деталей (Линейная направленность "от АС к слушателю"), так и поперечная (в рабочем положении головки эта составляющая должна быть максимально выражена и направлена "снизу-вверх"). Для этого сначала был определен полный Вектор направления корзины, потом с помощью вращения относительно друг друга было выбрано наилучшее положение передней шайбы магнитной системы относительно корзины, затем магнита относительно передней шайбы, затем задней шайбы и керна. Переднее кольцо, подвес и центрирующая шайба так-же перед склейкой ориентировались в радиальном направлении относительно диффузора, а диффузор в сборе - относительно корзины. Таким образом была получена выраженная поперечная составляющая вектора головки. Для наилучшего звучания эта составляющая вектора должна быть сонаправлена с вектором передней панели, точное положение головки при этом определяется на слух с помощью вращения головки относительно панели во время прослушивания музыки.

Высокочатотный громкоговоритель

ВЧ головка, так же, как и НЧ громкоговоритель - без опознавательных знаков. Скорее всего немецкая, подобные конструкции магнитной системы были распространены в конце 1940х начале 1950х годов в приемниках Телефункен. По габаритам такая-же, как довоенные ВЧгромкоговорители Siemens с подмагничиванием - диаметр диффузора 11 см.

Трансформаторы

Оба трансформатора и дроссель переделаны из подходящих по мощности трансформаторов 1920х годов. Все катушки намотаны с соблюдением правил намотки, при этом выходной трансформатор намотан с возвратом каждого последнего витка в слое по прямой, а не намоткой каждого второго слоя в обратную сторону, как это принято.

В трансформаторах так-же учитывалась направленность пластин магнитопровода. Был разработан метод, позволяющий собирать магнитопроводы без утомительного тестирования каждой пластины в отдельности: перед тем, как начать вставлять пластины в каркас, накальная обмотка трансформатора включалась в разрыв сигнальной цепи Тестового Аудиотракта. Для тестов выбиралась музыка без резких смен настроения (например Клавир Баха), по прошествии некоторого времени восприятие привыкало к измененной Окраске звучания, вызванной включением трансформатора в сигнальную цепь, при этом, последующая установка каждой пластины в каркас вызывала изменение звучания тракта, идентичное добавлению еще одного провода в сигнальную цепь. Если при установке Продольная направленность Ш-пластины не совпадала с Направленностью катушки и каркаса, в звучании появлялись признаки неправильно включенного провода, в этом случае Ш-пластина вставлялась с другой стороны каркаса. Так-же "на слух" определялась входные и выходные поверхности пластин (взаимное совпадение поперечных проекций Вектора пластин и каркаса), таким образом, каждая пластина устанавливалась максимум в четыре приема - несколько дольше, чем обычно, но гораздо быстрее, чем при определении Вектора каждой пластины в отдельности.

Корпус

Технически, корпус изготавливался так-же тщательно и по тем-же методикам, что и Тестовый Аудиотракт - старое дерево, ручной инструмент и другие, обязательные для ясного звучания аудио системы вещи. Векторная Направленность деталей корпуса АС показана на рис 2 - вид спереди и боковой разрез А-А, вариант 2016г.

АДАС - это первая система, векторы которой имитируют векторы живого дерева: детали АС по возможности сориентированы изнутри наружу и в сторону слушателя. Корневая сторона досок, из которых склеены панели расположена сзади или снизу в случае лицевой панели, а торцы досок, которые в живом дереве были ближе к его кроне смотрят на слушателя (боковые стенки, дно и верхняя панель) или вверх (лицевая панель).

Результаты переделки

Звучание системы стало собраннее, плотнее, сшивка НЧ и ВЧ диапазона, вызывающая массу проблем в обычных АС в данной системе оказалась идеальной. Больше всего удивила сила воздействия музыки, "проникающая способность" любимых треков, пробирающих до позвоночных мурашек и приятного чувства удовлетворения от проделанной работы.

Антон Степичев, 15.07.2017 (по материалам 2011-2016гг)

Вопросы и комментарии:

  • Здравствуйте Антон!
    Покрывали ли Вы каким-либо лаком деревянные поверхности акустической системы и металлические элементы громкоговорителей?
    Что Вы думаете о влиянии лакировки на характер звучания? На неподобранных по направлению стенках обычной колонки, покрытие «правильным» лаком даже только внутренних стенок колонки дает заметный положительный эффект (по моему опыту). А при правильной направленности компонентов лак улучшает, или ухудшает звучание?
    С уважением.
    Александр.

    • Александр, здравствуйте.
      Корпус АС покрыт янтарным лаком в один слой, только для защиты от грязи. Меня на данном этапе интересовало влияние схемы Направленности АС, времени на настоящую лакировку (это около месяца) не было. Металлы я лаком не покрываю (если их не нужно изолировать), ценю «чистую» Ясность хорошего металла.

      Лак влияет на звучание достаточно разносторонне. Я бы рассматривал его влияние по трем пунктам — Окраске и влиянию на Мелодичность и Ясность. Покупные лаки, даже в тонком слое, чаще всего ухудшают звучание по всем трем пунктам, самодельные могут давать приятную (спокойную) окраску и Мелодичность но, опять-же, я не встречал лаков не ухудшающих Ясность. Мой янтарный лак ее тоже несколько ухудшает, но я с этим мирюсь тк на дальнейшие эксперименты с лаками пока нет времени.

      По лакам — обратите внимание на описание в статье положения лакируемых вещей при их сушке. Это методика снижает потери Ясности (Векторные потери) и ее можно использовать в любой АС, даже с хаотично направленными деталями корпуса. Например, если вы покрываете лаком громкоговоритель, надо сушить его диффузороом вверх, если шасси — то «вверх ногами».

  • Здравствуйте Антон.
    Антон как думаете если сделать энергетический рупор в форме рупора как это отразиться в звуке.
    С уважением Слава.

    • Слава, здравствуйте.

      Отразится так же, как и любая оптимизация направлений компонентов в тракте — повысится ясность звучания. Возможно снизится заметность специфической «рупорной окраски», тк в обычном открытом ящике ЭР становится менее заметно «бочение» присущее среднестатистическому открытому ящику.

      В рупоре важно собрать драйверы в правильном направлении тк рупор не излучает обратной стороной и «замешать» звук как в открытом ящике будет невозможно.

      Драйвер, собранный из разнонаправленных деталей (читай заводской) в зависимости от конкретного случая будет либо плохо интонировать и грубить, либо будет склонен к вялости, а чаще всего понемногу и к тому и к другому. Гипотетический «Рупор-ЭР» за счет высокой ясности подчеркнет эти отрицательные черты драйвера, конечно наряду с хорошими.

      Вообще у меня давно витает идея сделать такой рупор, но пороху не хватает, сложная работа. Да и драйвера подходящего нет.

Ответить Слава Отмена

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *