Компьютеры для аудио — PC386SX33 и MAC G3

Два проекта по переделке старых компьютеров для их использования в качестве цифрового источника звука.
Backtomusic team

Цифровой звук не обладает достаточной выразительностью, конек цифры — эффектность. Подобно рекламе, эффектность сначала поражает и приковывает внимание, а затем начинает надоедать своей назойливостью и раздражать. Жить с таким звуком невозможно, однако от цифры сегодня уже никуда не деться и в качестве эксперимента я решил сделать себе бескомпромиссный компьютер для фонового прослушивания музыки. Выбор не однозначный, так как среднестатистический компьютер играет менее интересно СД плейера, но компьютер — это мультиформатность и потенциальная возможность качественно записывать музыку в случае успешного апгрейда. В общем, решение было принято.

Первый, серьезный проект по переделке компьютера стартовал в 2007 году. Тогда практически единственным, действенным «оружием» у меня были упорядочивание направленности проводников и использование винтажных материалов с благородной Окраской. Задача была собрать компьютер из самого старого железа, с помощью которого еще можно будет записать и воспроизвести файл с СД разрешением, затем заменить все, что можно на винтаж, а что нельзя облагородить «улучшайзингом», затем вставить полученный результат в корпус из старого дерева.

Железо для РС

На начальном этапе были исследованы разные модели компьютеров без каких либо переделок. Первое, что выяснилось, это деградация звучания современных компьютеров — более современные компы в большинстве своем играли хуже по всем важным для меня субъективным критериям звучания, в первую очередь это касалось «живости» — чистоты и естественности тембров акустических инструментов и голосов. В период с конца 1990х по конец 2000х гг компьютеры Apple в сравнении со своими одногодками PC играли заметно интересней, Apple деградировал так же, как и PC, но опускался с некой, более высокой позиции (на сегодняшний момент продукция Apple уже ничем особым от PC не выделяется и сильно уступает звучанию своим моделям двадцатилетней давности). Таким образом я решил собирать старый Мак, однако по ходу дела выяснилось, что в сравнении с PС, совместимость софта и железа у старых Маков можно сказать отсутствует совсем. Конфигурации систем во всех моделях ограничены только парой-тройкой вариантов плат расширения и нельзя сказать, чтобы даже эти редкие варианты работали без проблем. Так-же оказалось, что настройки программного обеспечения Apple практически полностью закрыты для редактирования, тогда как в РС можно много чего «наковырять» на низком уровне. Еще Apple не предусматривал обратной совместимости операционных систем, то-есть на более новую модель нельзя поставить предыдущую версию операционной системы, что в моем случае было большим минусом. По факту получилось, что самый ранний рабочий вариант Мака можно было собрать из компонентов 1998-99 гв, тогда как РС из 1994-95г. Выбор пал на РС.

За пару лет интенсивных поисков было собрано большое количество старого, компьютерного барахла, — материнские платы от PC-286 до пентиумов, источники питания, ISA видео и звуковые карты, SCSI контроллеры для подключения ранних СД и винчестеров (старые материнские платы не поддерживают IDE винты больше 50-100 мБ, или поддерживает с большими глюками, первые СД рекордеры так-же были сказийными), память, шлейфы итд. Рабочий вариант компа получился из материнки 386-SX33 мГц без сопроцессора и кэша с минимумом памяти аж 1988гв, видеокарта VGA Вестерндиджитал 1991 гв, ScSI контроллер адаптек 1993, винт 2 Гб, СД рекордер — сказийная Ямаха 2Х4 1998г без корпуса. Звуковая карта — Antex SX-23e (самые ранние, профессиональные карты, которые можно за недорого купить на Ебей) с удаленной аналоговой частью. Для компа был сделан аналоговый источник питания, проводка питания разведена старыми проводами. Питание лампочек RE-11, работающих в предварительном усилителе — корректоре ЛП, сделано на кенотроне RGN354, экран для области корпуса, где установлены лампы сделан угольным лаком, обвязка ламп (резисторы и конденсаторы) самопальная. Корпус компа сделан из старого дерева и покрыт шеллаком.

В таком виде компьютер играл очень прилично, но оставались проблемы с надежностью хранения информации — старые винчестеры сыпались, а новые нельзя было поставить на старый контроллер, как из-за отсутствия драйверов, так и по причине ухудшения звучания. Наладить запись СД под ДОС мне не удалось и от этой идеи пришлось отказаться, но главной проблемой, с которой я столкнулся были глюки софта и драйверов, некоторые из которых остались не побежденными. Я думал, что решу эти проблемы позже с помощью профи и со своей, эзотерической стороны дела довел комп до рабочего, «играбельного» состояния, не пожалел времени на экстремальное упрощение конструкции, «улучшайзинг» с помощью наклеивания старой меди на микросхемы, дублирования дорожек старыми проводами, проводке параллельных земель по Контурам итд. Несмотря на глюки, в компе даже была сделана запись прямо под голым ДОС 5.0 (!), но специалиста по старому программному обеспечению в итоге так и не нашлось, комп несколько лет пропылился без дела и в конце концов был разобран на запчасти.

Apple Power Macintosh G3

Надежно работающий, бескомпромиссный РС 94 года я не осилил и переключился на продукцию Apple, планируя собрать машинку года 96-97. Маки тех лет редко встречались в продаже и были дороги, вскоре стало понятно, что реальный выбор не велик и из недорогих Маков можно без лишних поисков приобрести лишь несколько одинаковых G3-300mHz 98-99гв. Эти машины были не так хороши, как предыдущие модели, начиная с них Apple начал потихоньку терять свой бескомпромиссный подход к качеству и уделять больше внимания внешнему виду. Тем не менее, в сравнении с РС тех-же лет Power Mac выигрывал по всем параметрам безоговорочно и решение собирать Мак было принято.

Сначала мне удалось купить два рабочих компа, затем еще один нерабочий мак-сервер, ничем от обычного Мака не отличающийся кроме софта и использования SCSI винчестера. Все декоративные пластиковые накладки были сразу выброшены, компы разобраны на части из которых были выбраны наиболее подходящие по Направленности детали. Из системы были изъяты модем, плата Fire-wire и дежурного источника питания, оставлена только одна карта памяти на 128 мб. Выход и вход аудио сигнала был взят прямо с ножек встроенной в материнскую плату микросхемы ЦАП-АЦП CS4211 Apple и подключен через Проволочные Конденсаторы. Провода источника питания заменены и сориентированы по Контурам, дорожки платы продублированы старой моножилой.

На компьютер была установлена операционная система Mac OS 8.6 Classic, для воспроизведения музыки используются программа Audion на которой можно воспроизводить СД, WAV, МР3 (старые форматы) и слушать интернет радио старого формата, поддержка которых сейчас постепенно прекращается, но пока их еще достаточно много. Отдельно установлен плейер Sound Byte 3.1, более качественно воспроизводящий MP3. Загрузка файлов на комп организована по сети. Деревянный корпус и аналоговый источник питания я делать пока не стал тк все еще надеюсь найти более старые и перспективные с точки зрения звука Маки, а там источник и размеры материнской платы другие. Тем не менее, этот Мак играет достаточно деликатно, чтобы ежедневно слушать его во время работы без особого желания что-то менять-переключать, с другими цифровыми источниками у меня такой долговременной дружбы пока не возникало.

Дополнение: ссылка на архив с программами для Мас OS9 audiostuff_OS9 . Лучший по звуку плейер — Soundbyte 183, но он крайне неудобный. Я слушаю Аудион, мп3 он играет хуже, но у него есть плейлисты и он играет интернет радио, для фонового прослушивания вполне. Coaster — это рекордер, которым я пользуюсь. Его отличительная черта — простота, безглючность и что важно — он не перезаписывает временный файл при сохранении после записи, а просто его переименовывает. Все остальные рекордеры (я их пару десятков перепробовал) переписывают временный файл по новой и это хорошо слышно, копия звучит хуже.

Антон Степичев, 21.03.2018 (по материалам 2007-2017г)

Комментарии

    • Я заметил интересный эффект, который особенно сильно проявился при прослушивании музыки с помощью упомянутой выше Bluetoth платы. Я месяц назад для эксперимента выложил на Рутубе несколько идентичных роликов с одинаковыми музыкальными отрывками, которые записал с разных динамиков: немецких «Mende» 1939 г., советских 6ГД1 РРЗ, 6ГДР1, 5ГД1 РРЗЮ 4ГД2РРЗ, 4ГД35, 3ГД18. Любопытно, что прослушивая эти ролики с Рутуб через свои колонки, я заметил, что общее впечатление от звучания одних и тех же музыкальных отрывков от некоторых выложенных на Рутубе динамиков заметно лучше, чем, когда я слушаю записи не с Рутуба, а напрямую исходный аудио ролик с компьютера. Звук напрямую — более чистый, формально почти идеальный, но звук с динамиков, выложенных на Рутубе оказывается более захватывающим и эмоциональным, несмотря на явные частотные искажения. Что вы думаете по этому поводу?

      Эффект сильно зависит от качества исходного материала. Бывает удачно добавленная ревербeрация при записи с микрофона и «акустический» завал ВЧ улучшают общее впечатление от прослушивания, но с хорошими пластинками этот трюк не проходит, всегда по сумме плюсов и минусов копия получается хуже, чаще всего — значительно хуже.

      Если интересно, то ссылка на один из моих роликов на Рутуб здесь: https://rutube.ru/video/e8943d86e1f46d905a9fff11da99a7cf/

      Для цифры звучит прилично, но теплоты и выразительности мне лично не хватает.

      Не могли бы вы записать на свой телефон небольшой ролик длительностью пару минут со звучанием своей колонки (желательно что-то из вокального джаза) и выслать мне его в личку, или выложить на своем сайте?

      Записал три трека — Пиаф, Эллу и Билли Холидей. Записалось в формате mov, наверно надо поискать настройки в телефоне, чтоб mp4 было, но уже потом если что. Сайт mov файлы показывать не хочет, так что надо скачивать файлы. Прошу прощения за неудобства!
      https://www.backtomusic.ru/wp-content/uploads/2024/12/Piaf.mov
      https://www.backtomusic.ru/wp-content/uploads/2024/12/Ella.mov
      https://www.backtomusic.ru/wp-content/uploads/2024/12/Billie.mov

      Платку такую мне к сожалению никак не подключить — у меня нет блютус ни на усилителях, ни на источниках. А слушать-сравнивать на какой-то другой системе — она заведомо проще будет играть, чем мой антиквариат, соответственно и выводы толком не сделать будет. Надо подумать, как соорудить более-менее чистый эксперимент.

  • Здравствуйте, Антон!
    Огромное спасибо за файлы! Как будто, снова в вашей комнате побывал! Звук прекрасный! Но эффект такой же, как и с моих видеороликов. Звук с файлов с записью ваших колонок мне нравится больше, чем записи с вашего сайта. Какая-то глубина и теплота ощущается! А на сайте все звучит более сухо, хотя, конечно, тоже отлично. Возможно, действительно, реверберация…
    Я не понял, почему платку к вашей системе не подключить? Ведь, вы компьютер подключаете. По-моему, тоже самое.

  • Антон, я совсем ничего не понимаю. Особенно заметная разница при прослушивании на телефоне. Файлы с записью колонок просто завораживают, глубокий, мелодичный, эмоциональный звук. При прослушивании записей с сайта — звук, почти как обычное Hi-Fi с избыточным задиром высоких частот. Или у меня телефон подключает намного менее качественный проигрыватель, когда идет воспроизведение с сайта?

    • эффект такой же, как и с моих видеороликов. Звук с файлов с записью ваших колонок мне нравится больше, чем записи с вашего сайта. Какая-то глубина и теплота ощущается! А на сайте все звучит более сухо, хотя, конечно, тоже отлично. Возможно, действительно, реверберация…

      При записи с микрофона вы таки слышите реальный голос моей системы. Если те же пластинки воспроизвести на среднестатистическом тракте и записать на телефон, то результат будет совершенно другой. Ютуб полон крикливых, раздражающих слух записей шеллака. Плюс еще здесь и грамотная реверберация от деревянных стен, выложенных по направлениям и акустический ФНЧ, сглаживающий треск и другие неприятности на ВЧ.

      Особенно заметная разница при прослушивании на телефоне. Файлы с записью колонок просто завораживают, глубокий, мелодичный, эмоциональный звук. При прослушивании записей с сайта — звук, почти как обычное Hi-Fi с избыточным задиром высоких частот. Или у меня телефон подключает намного менее качественный проигрыватель, когда идет воспроизведение с сайта?

      То, что народ сейчас в большинстве своем слушает музыку на телефоне — проблема, которую непонятно как решать. Все телефоны, планшеты и ноутбуки помимо того, что в большинстве своем звучат тупо, еще и дико задирают верхи. Мидбас, — наиболее важная часть АЧХ, где концентрируется вся энергия вокала и соло инструментов, там отсутствует как класс. Шеллак часто шумит и трещит на телефоне неприемлемо, в последних оцифровках я стал давить ВЧ, чтобы как-то сгладить этот момент, но недавно переслушал записи на своей системе и понял, что ВЧ не хватает. То-есть, получилось ни рыба, ни мясо. Пока не решил, как быть дальше.

      По поводу записей с сайта — они изначально рассчитаны на воспроизведение на хорошей, ламповой технике. На ней можно оценить те моменты, которые при записи с микрофона замыливаются. Касается это в первую очередь ясности звучания классической музыки — нюансы звукоизвлечения, ударения, паузы и другие мелочи из которых складывается индивидуальный стиль исполнителей. Оценить особенности ремастеринга БТМ можно только в сравнении с оцифровками тех-же записей, сделанных другими людьми на другой аппаратуре.

      Я не понял, почему платку к вашей системе не подключить? Ведь, вы компьютер подключаете. По-моему, тоже самое.

      Я больше думал про чистый эксперимент — для начала плату надо грамотно запитать, а у меня звук системы реагирует на любые дополнительные девайсы в розетках, почти всегда — отрицательно. То-же можно сказать и о влиянии других доп. компонентов. По моему опыту, Блютус может звучать предпочтительнее простого провода только в случае, если в системе откровенно плохой ЦАП, звук которого не спасает даже очень хороший аудиокабель. При этом, чтобы Блютус победил, конвертер цифры в РЧ должен быть очень хорош, платка Блютус с блоком питания тоже. В пользу Блютус возможно играет и передача сигнала по воздуху, о которой вы говорили. Вполне допускаю, что такое решение имеет значимые плюсы, по аналогии записи с микрофона. По любому, эксперимент даже на первый взгляд не быстрый.

      При этом на данный момент я еще не закончил работу с занудными и трудно решаемыми «мелочами» на сайте, параллельно сочиняю новую версию плеера БТМ, который будет автоматически считывать атрибуты треков из базы данных. Данные треков в уже сделанных плеерах БТМ, а их 58 штук, вносились вручную, в строчку. Мало того, что это был очень долгий процесс, так еще и эти данные теперь невозможно программно «считать», чтобы, например, сделать тематические плейлисты или даже просто систематизировать все то, что уже сделано. Решил, что пока не напишу новый плеер и не перенесу все строчные данные в БД — ни записывать, ни экспериментировать не буду.

      А с платкой, думаю, попозже можно выбрать время, собраться у меня и оценить переделанный вами вариант. Если вы не против.

  • Доброго дня всем! Посмотрел первое фото,узнал свою плату,на которой сделал мини блютуз колонку.По звуку она приятно играет,в деревянном корпусе,с динамиком 1гд18,на кобальте,-с ферритовым хуже на нюансах.Все лето играла на даче с телефона,в основном,слушал интернет радио с классической музыкой и ютуб,но не подозревал о таком потенциале улучшения звучания. Александр,для питания этой платки вы использовали внешний стабилизатор,или нет? Я поставил старый jrc на 5вольт. Как думаете,простейший стаб паралельный на п605а,пойдет ему на пользу? СМД конденсаторы попробую заменить,как и проводку,с остальным,думаю,не рискну. Питающий транс сейчас от сд плеера Маранц 57, 98г.Как думаете, стоит его заменить на более старый,мощный?

  • Здравствуйте Антон! Спасибо за развернутый комментарий!
    Да, действительно, видимо, аура ваших деревянных стен и энергетического рупора благотворно влияет на звук.
    По телефону, аудио тракт моего телефона мне нравится, он ровный, достаточно мелодично играет. При трансляции с него по Блютуз, я не чувствую заметной разницы относительно компьютера. Динамик же телефона, конечно, задирает высокие частоты, и здесь ваш подъем и ясность энергетического рупора на мидбасе положительно действуют на звук и, в результате, даже динамик телефона очень приятно звучит.
    Спасибо за приглашение приехать, протестировать у вас мою плату! С удовольствием это сделаю, после того, как вы закончите ваши неотложные текущие работы. Скорее всего, уже после праздников.
    Я сейчас закупил несколько таких Блютуз плат. Уже две из них переделал. Повторяемость отличная. К тестированию у вас подготовлю еще несколько плат с разными вариантами монтажа, типов проводов и т.д.

  • Здравствуйте Анатолий!
    Потенциал платы очень большой. Но переделывать ее нужно радикально! Удалять весь печатный проводник. И хорошо звучащими проводами делать новую разводку. С УЧЕТОМ НАПРАВЛЕНИЙ! Антон абсолютно прав, без этого настоящего, берущего за душу звука не будет. Достаточно всего двух неправильно направленных проводов в монтаже и ВСЕ — звук становится обычным, неинтересным. Я сейчас закупил медные пистоны и попробую сделать новую плату не на стеклотекстолите, а на гетинаксе и распаивать детали и микросхему на пистоны.
    Я питаю плату от аккумулятора LiIon 16850. Я сравнивал звучание с выпрямителями на германии и на селене. Аккумулятор звучит однозначно лучше. (Возможно, потому, что я не переделывал трансформаторы так, как Антон)
    НО. Обязательно: 1. К аккумулятору нужно ПОДПАИВАТЬСЯ проводами (с учетом направлений, разумеется), а не устанавливать его в аккумуляторо-держатель с пружинками. 2. Надо снять с него плотно облегающую пластиковую пленочку. Что интересно, после того, как вы ее разрежете, ее можно снова надеть на аккумулятор. Важно, чтобы она не прилегала к нему слишком плотно.
    По питанию от сети. Стабилизаторов к этой плате не нужно. Она прекрасно работает от 3,5 до 5,5 вольт. Любой стабилизатор, даже на П605а ухудшит звук. Трансформатор лучше выбрать старый с картонной катушкой. Пластмассовые каркасы, даже на фирменных трансформаторах, зажимают звук сильнее и дают неприятный окрас.

  • Спасибо, Александр, за подробный ответ! Попробую, как будет время, занятся этой платкой. По направлениям проводов и деталей, соглашусь, они играют огромную роль в формировании характера звука, вот только, есть такой нюанс,-при болшей ясности, солист находится в переди сцены, слышны асе его особенности звукоизвлечения, аккомпонимент находится там же. В другом направлении же, солист уходит в глубь сцены, Таких подробностей его голоса не слышно, но привлекает общая музыкальность, и сыгранность, дыхание фонограммы.. Какое направление более правильнее, не знаю, но интуитивно больше склоняюсь ко второму варианту, балансирую получившуюся некоторую «матовость» звучания другими компонентами, часто просто ставя более тонкий проводник с «высоким» голосом. Правильно ли я поступаю? Знаю, Антон приверженец предельно ясного звучания, может быть он что скажет? Александр, конечно же вашу платку будет интересно протестировать на системе Антона,сделать запись,послушать.. Насчет материала для платки, думаю можно попробовать фанеру, пропитанную натуральным лаком, если это конечно позволит монтаж. Удачи!

    • Правильно ли я поступаю? Знаю, Антон приверженец предельно ясного звучания, может быть он что скажет?

      Да, приверженец еще тот) только так сложилось, что термин ясность (музыкальная ясность, как еще с АМЛ было согласовано) понимается в большинстве своем не так, как задумано. Музыкальная ясность — это не из области психоакустики, она показывает насколько хорошо «слышна» сама музыка, насколько она трогает и вовлекает. Вышеупомянутые три ссылки на видео — пример ясного звучания при том, что ВЧ там нет от слова совсем.

      Конечный выбор компонента и его направления зависит от той музыки, которую вы любите и которая в идеале вас вовлекает практически с любого источника. Здесь нет общих правил — у каждого свой идеал. А по поводу моей прихоти максимальной ясности — наибольшее впечатление на меня производят акустические записи начала века. Там ясность тракта важна, как нигде больше и каждый новый удачный проводок приносит новые впечатления. Чего не скажешь о более поздних записях, где ясный тракт вытаскивает грязь и подчеркивает плохие качества в одинаковой пропорции с хорошими, если не хуже. Лично я умею слушать сквозь грязь, но такой вариант нравится не многим.
      Поэтому я думаю, что вы поступаете правильно, я сам когда-то поступал сходным образом и получал массу удовольствия от музыки. По памяти оно было ничем не хуже удовольствия, которое получаю сейчас от предельно ясного звучания.

      • Добрый день, Антон! Спасибо за обстоятельный ответ! Вы подтвердили мои догадки относительно влияния на звучание старых компонентов. Хоть с соасем древними лампами и трансами я дел не имел, но закономерность чувствуется. . Передача ауры исполнителя, его энергетики, несравненно лучше передаются старыми компонентами, но зачастую в ущерб аудиофильным срставляющим. Приходится. соблюдать баланс звука, между его физической красотой, и эмоциональной заряженностью, неким светом в записи.. Думается, лучше иметь два тракта, заточенные на
        записи своей эпохи. С удовольствием слушаю ваши записи с энергофона,- Б. Холидей, А. Герман, этюды Шопена, -щелчки малозаметны, передача интонаций замечательная,,чувствуется «заряженность». Спасибо, и удачи!

  • Здравствуйте Антон! У меня маленький вопрос. Сейчас я экспериментирую с германиевыми усилителями на pnp транзисторах. У них земля — плюс, а питание минус. Правильно ли я понимаю, что плюс, или минус для направленности не имеет значения, а важно то, куда идет общий провод аудио сигнала от входного источника? Т.е. в случае земляного плюса, направления будут идти от плюса ( от земли усилителя) к минусу? Соответственно и все цепи смещения аналогично?

    • Cейчас я экспериментирую с германиевыми усилителями на pnp транзисторах. У них земля — плюс, а питание минус. Правильно ли я понимаю, что плюс, или минус для направленности не имеет значения, а важно то, куда идет общий провод аудио сигнала от входного источника? Т.е. в случае земляного плюса, направления будут идти от плюса ( от земли усилителя) к минусу? Соответственно и все цепи смещения аналогично?

      Вопрос, на самом деле, не маленький, поскольку с самого начала с направлением сигнального провода можно ошибиться (выбрать направление, которое по сумме плюсов предпочтительно для данной, конкретной конфигурации системы и/или для определенного стиля музыки) и при последующей работе какое-то время «укладывать контуры» в системе относительно ошибочного соединения. Так как система контуров сложная даже в простейших аудио системах, мне приходилось не раз путаться и переделывать целые участки разводки усилителя. Это я к тому, что да — постоянное напряжения не задает направленность компонентов аудио системы. Однако и аудио кабель ее тоже не задает!

      В усилителе все «танцы» начинаются от сетевого трансформатора. Направления проводов шин питания, а затем и всех прочих компонентов опираются и следуют направлениям вторичных обмоток трансформатора. Направление первичной обмотки, в свою очередь, зависит и должно следовать направленности сетевой разводки. Параллельно и независимо должно соблюдаться условие «земля входит в усилитель, фаза направлена от усилителя в сеть» (кстати, есть те, кто считает иначе, т.е., что фаза входит в усилитель).

      По любому, правильно начинать работу с разводки сети, которая по цепочке через сетевой трансформатор задает направление все остальным контурам системы. Если же действовать «от аудио кабеля», то надо перепроверять звучание этого кабеля после работы на других участках усилителя и при необходимости менять его направление и дальше проверять по цепочке уже проделанную работу.

  • Антон, спасибо за подробный ответ!
    Похоже, не получится использовать мои более-менее наработанные для микросхем алгоритмы выстраивания направлений и перепроверять каждый провод и элемент. Хотя, я и так это постоянно делаю.
    А как быть в случае с аккумулятором? Там нет сетевого кабеля и трансформатора. Отчего там плясать?

  • И еще вопрос. К примеру, у меня получился достаточно удачный по звучанию выбор направлений при работе схемы от аккумулятора. Как, например, у моих плат Блютуз. Будет ли он правильным при питании от трансформатора и выпрямителя? Или для оптимальной работы от сети нужны одни контура, а при питании от аккумулятора другие?

    • А как быть в случае с аккумулятором? Там нет сетевого кабеля и трансформатора. Отчего там плясать?

      Здесь только методом тык, надежно опереться не на что, к сожалению, тк
      1 — не понятно в какую сторону задается направленность химической реакцией и задается ли вообще.
      2 — внутри аккумуляторов много электрических и диэлектрических соединений с произвольными векторами направленности, соответственно определение  направления аккумулятора не даст нам ничего, кроме частного случая.
      Стратегия по выбору аккумулятора такая-же, как и при выборе любого другого сложного, современного компонента — берется по нескольку технически идентичных аккумуляторов от нескольких производителей и выбирается лучший. Тестировать можно либо просто запитывая схему каждым аккумулятором по очереди, либо на прозвон в разрыве аудиоцепи, кому как удобнее.

      И еще вопрос. К примеру, у меня получился достаточно удачный по звучанию выбор направлений при работе схемы от аккумулятора. Как, например, у моих плат Блютуз. Будет ли он правильным при питании от трансформатора и выпрямителя? Или для оптимальной работы от сети нужны одни контура, а при питании от аккумулятора другие?

      Нет. Если контуры в самом усилителе уже были сформированы заранее более-менее правильно, то отталкиваться надо от них — то-есть,  подключить вторичную  обмотку тр-ра так, чтобы контур питания усилителя замкнулся правильно. Начинать делать монтаж по направлениям в принципе можно с любого места в тракте,  вопрос только в том, насколько быстро вы сможете разобраться с направленностью в остальных местах. Если отталкиваться от трансформатора питания, то это сделать проще.

Reply to АНАТОЛИЙ Cancel

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 10 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, документ, текст, архив. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда