Контуры электрических цепей

(Построение усилителя с учетом направлений электрических компонентов)
Большая часть информации, которую мы получаем из окружающего мира: газет, телевидения, интернета имеет нулевую ценность. Только в очень редких случаях мы становимся свидетелями информационного прорыва, то-есть, появления действительно ценной, иначе новой и важной для достижения тех или иных целей информации. Статья Антона на нашем сайте является таким прорывом.
Анатолий Лихницкий

Изменения в звуке при смене направления межблочного кабеля любители музыки заметили достаточно давно — еще в семидесятых годах прошлого века на аудио кабелях начали рисовать стрелки, определяющие вход и выход аудиокабеля. Производители утверждали, что качество звука лучше при включении кабеля по стрелке, хотя никто не мог объяснить причины такого поведения кабелей. Попытки объяснить это явление на уровне физики так и не увенчались успехом, измерительные приборы так-же не регистрируют значимых изменений в электрическом сигнале при переполюсовке провода, однако, на уровне субъективных впечатлений эти явления уверенно подтверждается [1].

Напомню читателям, что наш слух так же, как вольтметр и осциллограф, является измерительным инструментом. Это значит, что при соблюдении определенных методических условий измерения на слух (субъективные измерения) признаются значимыми. Субъективные измерения широко распространены в психофизике и в аудио экспертизе. В отличие от так называемых объективных измерений субъективные измерения содержат большую статистическую погрешность, поэтому необходимо оценивать достоверность получаемых результатов. Субъективные измерения можно считать достоверными, если у одного эксперта или у нескольких экспертов в слепом тесте субъективные оценки повторяются, скажем, в 80-90 случаях из 100 измерений. Достоверность зависит от ушей экспертов, музыкальности используемого материала, четкости критериев оценки и от разрешающей способности тракта [2] .

Изучение свойств направленности проводов и элементов в сигнальной части звуковоспроизводящего тракта началось в те же семидесятые. На сегодняшний момент (2005 год), известные результаты достаточно противоречивы: с одной стороны было установлено, что направления проводов на участке схемы между ЦАП и сеткой входной лампы замыкаются по контуру. Причем холодный (земляной) провод направлен к ЦАП «от следствия к причине», а горячий (сигнальный) к сетке входной лампы «от причины к следствию» [3] . То же правило было установлено на участке «головка звукоснимателя — сетка входной лампы RIAA корректора» [4]. С другой стороны существует мнение, что оба и сигнальный и земляной провода необходимо ориентировать «от причины к следствию» [5]. При этом мало кто из исследователей учитывал, что правильное направление проводов и всех других элементов электрического тракта одинаково важно и в сигнальных цепях, и в цепях питания постоянного и переменного тока. В данной статье даются рекомендации, как следует ориентировать провода и компоненты во всех цепях звуковоспроизводящего тракта.

Термины и определения

Характер звучания проводов, включаемых в прямом и обратном направлениях различается своей окраской и ясностью. Есть и другие более тонкие различия (на 2 и 3 уровне восприятия [6] ), но здесь мы их не будем касаться.

«Общая окраска тракта — это своеобразный «хор», состоящий из индивидуальных окрасок каждого компонента и каждого отрезка провода.»

Окраска — это «…отмечаемое нашим восприятием подчеркивание (или затемнение) определенных областей частот звукового диапазона» [7] . Причем это подчеркивание может быть как субъективно гармоничным, так и наоборот. Каждый компонент тракта имеет свою индивидуальную, присущую только ему, окраску. Общая окраска тракта — это своеобразный «хор», состоящий из индивидуальных окрасок каждого компонента и каждого отрезка провода. В тракте с хорошей разрешающей способностью в большей или меньшей степени слышен голос каждого компонента. Поэтому для достижения натурального звучания тракта отбираются компоненты и провода только с естественной, гармоничной, взаимно дополняющей окраской. Именно так достигается гармонизация [8] звучания тракта.

Ясность — ключевой показатель качества звучания аудиоаппаратуры [9]. Ясность ответственна за разборчивость и детальность звука, определяет способность тракта передавать интонации, характер звукоизвлечения исполнителя. Потери ясности нарастают с добавлением каждого нового компонента, провода либо соединения в тракте.

«Ясность — ключевой показатель качества звучания аудиоаппаратуры. Правильное направление провода — это направление, которое обеспечивает наивысшую ясность звучания.»

Правильное направление провода — это направление, которое обеспечивает наивысшую ясность звучания. Субъективно повышение ясности сопровождается высветлением и собранностью ВЧ, снижается «напряженность» в СЧ диапазоне и мидбасе, звук в целом становится более естественным и пластичным[10] . Звук при неправильном направлении провода может оказаться тонально более сбалансированным и поэтому в трактах с низкой разрешающей способностью (недостаточной ясностью), эксперт может предпочесть неправильное направление. Тем не менее, такое включение не рекомендуется, если предполагается построение действительно высококачественного усилителя, так как потери ясности не восполняются, тогда как тональная несбалансированность устранима путем гармонизации элементов соединенных в правильном направлении. 1. Наилучшим считалось звучание с минимальными посторонними призвуками на СЧ во время звучания фортепиано соло, которое всегда сопровождалось улучшением внятности и артикуляции шипящих звуков при этом шипящие звуки, изначально записанные на носителе с явными искажениями, беспокоили в наименьшей степени.

Экспериментальный тракт

Исследование проводилось на ламповом, однотактном усилителе (рис. 1), выбор типа усилителя и его схемотехнические особенности соответствуют принципу кратчайшего пути сигнала [11]. Кратчайший путь сигнала гарантирует максимально возможную разрешающую способность звуковоспроизводящего тракта на начальном этапе работы, когда проводники в основном сориентированы хаотично.

Методика определения направления проводов и элементов

Этап А — определение правильного направления проводников и их маркировка: в экспериментальном усилителе на лицевую панель были выведены два изолированных от корпуса медных лепестка на расстоянии 10мм друг от друга. Один лепесток соединен с разъемом J11, а другой с J13. Тестируемый отрезок провода зачищался и прислонялся к лепесткам сначала в одном направлении а затем в другом. После определения правильного направления начало отрезка провода маркировались краской.

Этап Б — каждый провод в проводке усилителя по очереди, начиная с сигнальных цепей, был заменен отрезками отмаркированного на этапе А провода. На каждом участке монтажа отмаркированный отрезок провода отслушивался в обоих направлениях, затем выбиралось лучшее по звуку положение проводника. По завершении на схему рис.1 были нанесены стрелки направлений согласно меткам на замененных проводах.

Экспериментальный тракт даже при изначально произвольном включении проводников и элементов обладал достаточной разрешающей способностью для достоверного определения правильных направлений элементов и проводов в сигнальной части тракта. При работе на этапе Б ясность усилителя возрастала с каждым проводником и элементом, включенном в правильном направлении. В завершении этапа Б чувствительность тракта к направлению и другим особенностям звучания электрических компонентов стала столь высокой, что позволила определять правильность направления включения контактных лепестков ламповых панелек, нитей накала самих ламп, разъемов RСA, сетевых вилок и розеток, резисторов (их угольного покрытия). В результате анализа полученной схемы направлений были сформулированы следующие правила:

Правила выбора направлений проводников в однотактном усилителе.

Участки электрических цепей, где проводники и компоненты сориентированы в одну сторону, всегда определенным образом замыкаются в контур. Все контуры в звуковоспроизводящем тракте можно условно поделить на две группы:

Первая группа контуров — это контуры, по которым протекает постоянный ток либо у которых есть участки с постоянной составляющей электрического тока. В таких контурах направление проводников и компонентов совпадают с направлением движения электронов на участках контура с постоянной составляющей тока. Данная группа делится на общие контуры, которые содержат общую ветвь №1 (ОВ1): «TR3-W2, VL3, TR3-W3, соединяющие данную цепь проводники, включая лепестки ламповой панельки (рис.1) и местные контуры.

Схема усилителя рис.1 содержит десять общих контуров и один местный контур. Общие контуры содержат помимо соединяющих проводников, контактов ламповых панелек, опущенных для простоты следующие компоненты:

  1. ОВ1, С5.
  2. ОВ1, С4, L1.
  3. ОВ1, катод-анод VL2, TR2-W1, L1.
  4. ОВ1, BAT2, R3, сетка-анод VL2, TR2-W1, L1.
  5. ОВ1, катод-анод VL1, C3, сетка-анод VL2, TR2-W1, L1.
  6. ОВ1, катод-анод VL1, R2, L1.
  7. ОВ1, BAT1, R1, сетка-анод VL1, C3, сетка-анод VL2, TR2-W1, L1.
  8. ОВ1, BAT1, R1, сетка-анод VL1, R2, L1.
  9. ОВ1, J14, Cable, J12, DAC, J11, CABLE, J13, C2, сетка-анод VL1, C3, сетка-анод VL2, TR2-W1, L1.
  10. ОВ1, J14, Cable, J12, DAC, J11, CABLE, J13, C2, сетка-анод VL1, R2, L1.

Один местный контур:

  1. Нить накала VL3, TR3-W2

Вторая группа контуров — это контуры, которые не содержат участков с постоянной составляющей тока. В них направление задается генератором сетевого напряжения и зависит от конструкции трансформатора питания.

Схема содержит семь контуров, относящихся ко второй группе:

    Контуры 1 и 2 содержат общую ветвь №2 «TR3-W4».

  1. TR3-W4, нить накала VL2
  2. TR3-W4, нить накала VL1
  3. Контуры 3 и 4 содержат общую ветвь №3 «TR2-W2».

  4. TR2-W2, SP1
  5. TR2-W2, C4, SP2
  6. Контуры 5, 6 и 7 содержат общую ветвь №4 (ОВ4), которая начинается от розетки 220 B и проходит через всю проводку дома, затем через обмотку генератора либо понижающую обмотку подстанции и возвращается ко второму контакту розетки 220 В. Данная ветвь — самое слабое место качественного звуковоспроизводящего тракта, которое можно улучшить только используя независимый, аналоговый источник питания.

  7. ОВ4, TR1-W1
  8. ОВ4, TR3-W1
  9. ОВ4, Field coil speaker power supply.

При монтаже усилителя важно соблюдать отображенную на схеме последовательность соединений всех групп контуров с соответсвующими общими ветвями (н.п. цепь катода лампы всегда должен быть заземлен ближе к трансформатору питания чем цепь сетки). Нарушение последовательности монтажа контуров снижает ясность звучания системы. Если в комнате есть посторонние электрические приборы, питающиеся от той же фазы, что и звуковоспроизводящий тракт, то они должны подключаться до контура №7 (ближе к генератору 220 В) и ориентироваться в контуры с ОВ4.

Общие контуры в питании DAC подчиняются вышеперечисленным правилам. Пользуясь полученными правилами можно определить контуры и их направления для любого усилительного каскада. Данные правила были проверены и подтверждены А. Лихницким в процессе макетирования двухтактного усилителя.

Особенности экспериментального тракта.

Компоненты — В тракте использованы провода и компоненты из приемников Telefunken и Siemens 30х-40х годов.

Проходные конденсаторы — самодельные: фольга медная, диэлектрик трехслойный: «бумага — тонкий упаковочный полиэтилен — бумага» т.к. прямой контакт диэлектрика (масла в том числе) и проводника отрицательно влияет на характер окраски компонента. В случае с сухим диэлектриком это можно исправить проложив между проводником и диэлектриком бумагу или хлопковую ткань. Выводы конденсаторов соединены с фольгой без пайки — рулон просто крепко скручен и cтянут ХБ изолентой. При сборке учтены направления фольги и выводов.

Выпрямитель — однополупериодный [12] — при использовании стандартной двухполупериодной схемы и стандартного сетевого трансформатора одна из его обмоток всегда будет в неправильном направлении, что приведет к снижению ясности звучания системы.

Резисторы — монтажные провода соединены с графитовым покрытием напрямую с учетом направлений как проводов, так и графитового покрытия.

Ламповые панельки, аудио и сетевые разъемы — (!) Как и все другие проводники, лепестки разъемов имеют направленность. Панельки собраны с использованием лепестков с необходимыми направлениями согласно схемы контуров. RSA разъемы, как «мамы» так и «папы» на межблочном кабеле, использованы от различных производителей тоже с необходимыми направлениями.

Источник сигнала — для достижения максимально короткого пути, сигнал взят прямо с выходных ножек ЦАП.

Громкоговоритель — «Ноэма» — 75ГДШ33-16. Перемотан подходящим по диаметру проводом Telefunken и без разрывов выведен прямо на выходные контакты.

Музыкальный материал — мастер диски произведенные по технологии АМЛ+ и другие с удачным ремастерингом записей 40х-60х годов.

Монтаж — Везде, где есть возможность, вместо пайки применены скрутки. Проходные конденсаторы и сигнальные провода не касаются стального шасси. Использованы только одножильные провода так как в многожильных часто жилки уложены не сонаправлено. Звук многожильных проводов всегда менее ясен, чем у одной отдельно взятой жилки того же кабеля.

Антон Степичев, июнь 2005 г.,
автор выражает свою признательность А. Лихницкому за помощь в написании статьи.

Сноски и пояснения:

[1] — А.М. Лихницкий Размышления об окраске звучания, АМ №1(48), 2003 стр.160-163.
[2] — F.E.Toole. Listening test — Turning Option into Fakt. — JAES, V.30, №6, 1982, p.431-445.
[3] — Установлено Олегом Хавиным (заявлено ранее на форуме www.aml.nm.ru)
[4] — Установлено Анатолием Лихницким (заявлено ранее на форуме www.aml.nm.ru)
[5] — Установлено Евгением Комиcсаровым (заявлено ранее на форуме www.aml.nm.ru)
[6] — Подробно об уровнях восприятия: А.М. Лихницкий «Качество звучания — новый подход к тестированию аудиоаппаратуры». «Пик» Санкт-Петербург 1998 стр. 13-20
[7] — А.М. Лихницкий «Как рассказать о том, что мы слышим» АМ №5(10) 1996г стр. 45.
[8] — А.М. Лихницкий «О тестировании звуковых кабелей» АМ №2(3) 1995г стр. 43.
[9] — А.М. Лихницкий «О тестировании звуковых кабелей» АМ №2(3) 1995г стр. 44.
[10] — В сложных транзисторных трактах собранность ВЧ это единственный ориентир. Звук начинает «оживать» только по достижении определенного порога, который достаточно трудно достичь на транзисторной технике с многополосными акустическими системами. По достижении этого порога правильное направление можно определять даже по телефону, что подтверждают опыты Анатолия Лихницкого
[11] — «Ожившая запись» Интервью с А.М. Лихницким AM, № 1/1994
[12] — Предпочтительное звучание однополупериодного выпрямителя первым отметил Сергей Шабад.
[13] — Установлено Олегом Хавиным (заявлено ранее на форуме www.aml.nm.ru)


Рецензия на статью — 10-07-2005, форум АМЛ+

Большая часть информации, которую мы получаем из окружающего мира: газет, телевидения, интернета (вкючая наш форум ) имеет нулевую ценность. Только в очень редких случаях мы становимся свидетелями информационного прорыва, то-есть, появления действительно ценной, иначе новой и важной для достижения тех или иных целей информации. Статья Антона на нашем сайте является таким прорывом.

Если большинством аудиоинженеров будет осмыслено и принято как руководство к действию то о чем расказано в статье, то аудио (включая аппаратуру записи и воспроизведения) изменит свой облик. Изменится подход к проектированию Аудио, его схемотехника и конструкция, технология изготовления и т.п. Статья Антона также является точкой отсчета в осмыслении явлений происходящих в Аудио и в соотношении наблюдаемых в Аудио явлений с происходящими в Аудио физическими процессами.

Подробнее в статье «Почему я убежден в правильности системы контуров Антона Степичева»

Желаю удачи, Анатолий Лихницкий

Текущие Вопросы и Комментарии

Page 2 of 2«12
  • Игорь, добрый день.

    Резистор 1R в цепи средней точки накала плох, т.к. он образует неглубокую обратную связь, подкрашивающую звук?

    плюс к этому любой резистор — это три непредсказуемо сориентированных, намертво соединенных между собой проводника. если есть возможность от него избавиться, то надо избавляться.

    Вы имели ввиду переместить резистор в разрыв соединения анода выходной лампы (в моем случае 300В) с анодным трансформатором? Там измерять?

    Нет, просто удаляйте резистор. Потом надо:
    1 — отпаять любой один вывод первичной обмотки выходного трансформатора
    2 — измерить тестером сопротивление первичной обмотки выходного трансформатора (R).
    3 — припаять вывод обратно и включить усилитель
    4 — измерить постоянное напряжениеv(U), которое образуется на выводах первичной обмотки трансформатора
    5 — Посчитать ток лампы по закону Ома I=U/R

    • Антон, очень эллегантное решение — и от резистора избавились и тут, и там, и точку заземления накала очень удобную выбрали. Схема выглядит логично-симпатично.:) Спасибо!

    • Антон, необходимо уточнить. Имелось ввиду расчитывать ток от Падения анодного напряжения (разнице вход- выход)?

      «4 — измерить постоянное напряжениеv(U), которое образуется на выводах первичной обмотки трансформатора
      5 — Посчитать ток лампы по закону Ома I=U/R»
      Пропущено одно действие посредине? Расчитать Падение анодного напряжения на ТВЗ и его величину делить на сопротивление первичной обмотки, правильно?

      • Ничего не пропущено. Постоянное напряжение на концах первичной обмотки делить на сопротивление этой обмотки получится постоянный ток анода лампы. Это те же самые действия, которые вы должны были бы сделать с резистором 1Ом, только в данном случае сопротивление будет не 1 ом, а другое.

  • Игорь, по поводу схемы — думаю, что вот так получится наилучший вариант — землю перенести на центральный пин переменного резистора а крайние пины резистора с соединительными проводами развернуть.

  • Антон, приветсвую!
    Однотактный усилиитель 6Н9С SRPP + 300В. Подскажите, пож, как свести земли Правильно на этой плате? C учетом того, что анодное питание для 6Н9С и 300В производится от раздельных кенотронов, а анодный транс у них общий (обмотки разные, для 6Н9С напряжение выше), общий провод 0, который надо завести на земляную шину (точка Gnd Anode Trans), в какое место, чтобы не нарушать контуры? Вот не могу понять, куда в таком случае на эту общую земляную шину (салатовым цветом на рисунке) расположить заземление (привести провод) от катода 6Н9С и средней точки накала 300В (HUM) и 0 анодного транса, с учетом рекомендаций по упорядочению контуров на Вашей схемы. На этой же плате расположен фильтр питания смещения. Земляная шина — медная полоска 1мм шириной 6мм, длинна ее 22см. Плата 25см. Спасибо за помощь!

    • Игорь, вечер добрый! пришлите полную схему усилителя, по кускам не все понятно.

      • Антон, добрый день! «Скажите, как художник художнику, вы умеете рисовать….».:))) Вот постарался изобразить в Вашей идеологии. Ошибки? Не судите строго.:) Остается непонятно как соединять первички трансформаторов и как землить (grounding), и как землить на корпус (chassis)? Спасибо за помощь!

        • Вечер добрый!
          Елки, я думал у вас есть схема, а ее рисовать пришлось.. и как это вы так без нее все собирали до этого не пойму.

          Схема, конечно, с моей тз совершенно не кошерная. Особенно меня удивило, что ради лишних 50 вольт питания в драйвере нагородили такую кучу всего, 100в потенциал косвенного накала, ух.. Пять (!) трансформаторов питания — это, как я понимаю, чья-то идеология сложного пути с упором на источники питания..

          1 — По направленности — первичные обмотки сетевых трансформаторов надо соединить в параллель — начало к началу, конец к концу.
          2 — Землю на шасси соединить, как в схеме в статье — сразу после высоковольтной обмотки, направление от обмотки в землю. здесь проблема — неизвестно, как у вас направлено шасси, точку контакта надо искать на слух на внешней или внутренней стороне шасси.
          3 — Сажать шасси на общее заземление в розетке я бы вообще не стал. Я пробовал несколько раз и так и эдак, всегда это кончалось тем, что я избавлялся от заземления. В крайнем невезучем случае, когда проводка 220 в квартире у вас направлена преимущественно неправильно, правильное заземление шасси «от земли к шасси» даст некое улучшение ясности. Но таки лучше сделать нормальную проводку.

          • Антон, добрый вечер! Благодарю за комментарии и рекомендаци. Завершил схему, вписав в контур первички трансов (по их местоположению внутри корпусе — ближе-дальше от вводного контура). Есть ли у Вас корректирующие рекомендации по изменению их коммутации? Тогда придется «кружить» проводами.:) На схеме я салотовым выделил границы общей земляной шины, привлекая внимание к первоначальному вопросу (собственно из-за которого эту схему пришлось нарисовать) — конфликт последовательности опорных точек контуров на ней с таковыми на моем предыдушщем проекте платы фильтров аноды-смещение.

          • Так как быть? Изменить? Вставить фильтр Смещения между анодными фильтрами не получается по внутренней компановке в корпусе. Может быть тогда сделать разрыв в земляной шине платы, отделив фильтр Смещения, и от него протянуть изолированный провод (соединить земли) в точку между анодными фильтрами, после ввода земли накала? Тогда будет соответствие контурам схемы, но вводы земель разбросаны по шине от края до края. (раньше я их в одну точку группировал). Так как лучше? Вот обновленный вариант. Спасибо за помощь!

  • Игорь, добрый вечер!

    Завершил схему, вписав в контур первички трансов (по их местоположению внутри корпусе — ближе-дальше от вводного контура). Есть ли у Вас корректирующие рекомендации по изменению их коммутации?

    Входные цепи должны располагаться дальше от розетки 220, чем выходные. То-есть, ближе всего к розетке 220в должен быть запитан TR3, потом по порядку идут TR4, TR6, TR5, TR7. После TR7 втыкается вилка питания источника звука, если источник состоит из нескольких блоков, то их так-же надо втыкать по порядку.

    — конфликт последовательности опорных точек контуров на ней с таковыми на моем предыдушщем проекте платы фильтров аноды-смещение.
    Так как быть? Изменить? Вставить фильтр Смещения между анодными фильтрами не получается по внутренней компановке в корпусе. Может быть тогда сделать разрыв в земляной шине платы, отделив фильтр Смещения, и от него протянуть изолированный провод (соединить земли) в точку между анодными фильтрами, после ввода земли накала? Тогда будет соответствие контурам схемы, но вводы земель разбросаны по шине от края до края. (раньше я их в одну точку группировал). Так как лучше?

    Надо любым удобным способом развести землю в последовательности, как сейчас у вас на принципиальной схеме. Порезать дорожки, если надо. Я бы развел все навесным монтажем, печатная плата в усилителе — это плохо. При желании вы можете выкинуть из усилителя десяток компонентов, я их перечеркнул на схеме. Номиналы оставшихся возможно придется откорректировать. По любому питание драйвера и смещение надо делать на ОППВ, по Сергею Шабату. Я там в смещении еще стрелки подправил и диоды развернул.


    PS — В отрицательном смещении 1к резистор конечно тоже лишний, переменник смещения 20к лучше заменить на два постоянных резистора после настройки. Суммарное сопротивление резисторов 0,5-1 мОм.

    • Антон, приветствую! Благодарю за рекомендации исправления! Вот так правильно? (подчистил от удаленного Вами «мусора» и распределил контуры для первичек TR). Стабилизирующие нагрузочные резисторы не уместны?:) Тогда получается для Питания и Накала 300В имеем ДППВ, а для Смещения и Питания драйвера ОППВ. Но все трансформаторы уже намотаны:(( и силовые под ДППВ. Не будет разбаланса в анодном TR3 и смещение — накальном TR7, если в них только одну полуобмотку вторички задейcтвовать? Да и Смещение мне нужно регулируемое: иметь его высокое напряжение при запуске усилителя для избежания броска тока (анодные емкости довольно большие), а после зарядки и прогрева уже можно устанавливать оптимальное рабочее. Так вот без переменного резистра в смещении не обойтись, к сожалению. Еще все говорят, что при неавтоматическом смещении басы повесомее звучат.:)

      • Не будет разбаланса в анодном TR3 и смещение — накальном TR7, если в них только одну полуобмотку вторички задейcтвовать?

        Не будет, не волнуйтесь, ток в драйвере и тем более в отрицательном смещении слишком мал, чтобы как-то повлиять на работу тр-ра.

        Да и Смещение мне нужно регулируемое: иметь его высокое напряжение при запуске усилителя для избежания броска тока (анодные емкости довольно большие), а после зарядки и прогрева уже можно устанавливать оптимальное рабочее.

        Почему вы решили, что будет бросок тока? У вас изначально на сетке отрицательное смещение, рассчитанное под полное напряжения питания лампы. В момент включения, когда анодное начнет нарастать с нуля, лампа в первый момент будет полностью закрыта сеточным напряжением, по мере нарастания анодного напряжения лампа будет постепенно открываться, пока не установится на рабочую точку. Никакого броска тока.

        При этом регулировка сеточного напряжения по любому никак не повлияет на зарядку анодных емкостей. И с емкостями у вас так же проблем не будет тк вы используете кенотрон, который имеет достаточно большое внутренне сопротивление. Вы можете убить кенотрон, если поставите сразу после него емкость выше рекомендуемой, но вы же не будете этого делать..

        Так что все будет в порядке и никакого переменника не нужно. Задержки подачи высокого напряжения для защиты 300ки вполне достаточно. И там, кстати, чтобы продлить жизнь кенотрона VL3, желательно размыкать только TR3, а TR5 и TR4 должны быть включены постоянно. TR5 надо включить на постоянку не для защиты VL4 (там ток мизерный, лампе он по боку считай), а чтобы усилитель сразу начинал играть при подаче высокого.

        Еще все говорят, что при неавтоматическом смещении басы повесомее звучат.:)

        Можно и так и эдак собрать хорошо и плохо, включая басы.

        • Антон, добрый день!
          Благодарю за ценную информацию!
          Попробую ОППВ в аноде драйвера и смещении.
          А с кенотронами имел опыт, когда увеличил накопительый конденсатор в Пи=фильтре анода до 1000-1900 мкф, тогда при пуске 5Ц3С начинали искрить, фонтанчик искр поднимался снизу вверх, и даже в АС было слышно его кратковременное «бурление».:) Первый конденсатор после 5Ц3С совсем маленький 5.6мкф (рекомендуемый — 4мкф). Проблему решил путем установки в первичке анодного транса резистора 1К, размыкаемого от реле задержки через 1.5 минуты. Это дает возможность зарядки емкостей в 2 этапа. Причем, на первоначальном этапе, когда нить накала кенотрона прогревается, нарастание тока идет плавно в течение 15 секунд. (вот на этом этапе смещение установлено на уровне пониженного тока, 60ма, тогда ток на 300ке в период первоначального заряда емкостей устанавливается на уровне 20-21ма. А после размыкания реле в первичке анодного тр-ра (через 1.5 минуты) и подачи полного анодного напряжения, ток скачками по 20ма в течение половины секунды увеличивается до 62ма, затем медленно спадает до 60ма. Если бы смещение было изначально установлено на уровне, соответствующем рабочему току — 82-85ма, то скачки тока были бы как миниммум в 2 раза больше. Но может это и нет страшно для 300ки? Да, вот еще, накалы кенотронов включаются через 15 секунд после накалов драйвера и 300ки. Минут через 5 уже можно вручную смещением подтянуть ток до рабочего 82-85ма. Вот для этого регулируемое Смещение мне и нужно было.:)

          • когда увеличил накопительый конденсатор в Пи=фильтре анода до 1000-1900 мкф, тогда при пуске 5Ц3С начинали искрить, фонтанчик искр поднимался снизу вверх

            Офигеть.. 1900мФ, зачем столько??? 100мф с дросселем 40 гн полностью решает проблему фона от пульсаций анодного.

            Проблему решил путем установки в первичке анодного транса резистора 1К, размыкаемого от реле задержки через 1.5 минуты. Это дает возможность зарядки емкостей в 2 этапа

            Игорь, я не очень хорошо понимаю, зачем вам направления, если вы используете исключительно инженерный подход для решения проблем. Заметность влияния направленности напрямую связана с простотой конструкции. Установка одного рэле в усилителе по уровню влияния на звук нивелирует правильное направление нескольких проводов. То же касается всех деталей, внутри которых невозможно соблюсти направленность их компонентов. У переменного резистора, например, от крайнего до центрального вывода может быть задействовано до десятка(!) хаотично направленных проводников, вас это не смущает?

            Если дороги нюансы в музыке, от лишних деталей надо избавляться, а если их приходится использовать, то по возможности дорабатывать конструкцию. У вас мысль работает в другую сторону — вы проектируете усилитель по максимуму, с запасом по тех. параметрам, сталкиваетесь с проблемами и неизбежно усложняете схемотехнику еще больше. Это, в общем, нормально, так работает мысль у любого грамотного инженера, только с тонкой стороной дела эта идеология не стыкуется, а вы вроде как пытаетесь состыковать. Получится в итоге ни нашим ни вашим — мозг будет недоволен неизбежным ухудшением тех характеристик из-за упрощений, а чувства недовольны недостаточной ясностью звучания. Фиаско.

          • Антон, вечер добрый!
            Вы отметили, что «Установка одного рэле в усилителе по уровню влияния на звук нивелирует правильное направление нескольких проводов.» Реле можно заменить выключателем, традиционный металлический вверх-вниз. вкл-выкл, забыл как называется. Но он тоже неразборный, это лучше реле?:)

            «100мф с дросселем 40 гн полностью решает проблему фона от пульсаций анодного.»А разве накопительный конденсатор нужен только для избавления от фона пульсаций? С увеличением его емкости значительно улучшилась динамика звуковоспроизведения. А так, даже не могу представить себе размер дросселя в 40гн с низким активным сопротивлением, ом на 20. У меня сейчас 40ом 5гн, вот и задумал в новом проекте установить 20ом 7гн.:) Емкости, может значительно и избыточные, но мне кажется на слух, что они фактически и питают каскад на динамических всплесках, вместо того, чтобы высасывать из сети через всю цепочку с «запозданием». Исходные были 220мкф, с каждой возрастающей заменой значительно улучшался контроль усилителя акустическими системами. Ну вот так и на 1900мкф и вышел, кратная цифра, от 4*470мкф. Нареканий нет, компрессии практически не чувствуется.

            «Получится в итоге ни нашим ни вашим — мозг будет недоволен неизбежным ухудшением тех характеристик из-за упрощений, а чувства недовольны недостаточной ясностью звучания. Фиаско.» Исходя из опыта модернизации сейчас имеющегося усилителя с применеим Вашей идеалогии даже на начальном уровне — правильное направление правильных проводов в контуры принесло значительное улучшение — и Мозг и Чувства одобряют. И это не плацебо, а реальные ощущения при прослушивании. Поэтому премного Вам благодарен! Новый усилитель будет еще лучше, я его голос уже «слышу». :))))

  • Игорь, вечер добрый!

    реле можно заменить выключателем, традиционный металлический вверх-вниз. вкл-выкл, забыл как называется. Но он тоже неразборный, это лучше реле?:)

    Тумблер) Старенький советский переключатель стоит на авито копейки. В ответственные места я делаю самодельные, а, например, для маленькой тестовой колонки купил десяток старых тумблеров, они разборные, на винтах. Из десятка можно собрать пару практически идеальных по звуку. Это несравненно лучше, чем рэле да еще со схемой задержки.

    А разве накопительный конденсатор нужен только для избавления от фона пульсаций? С увеличением его емкости значительно улучшилась динамика звуковоспроизведения.

    Это миф. Конденсаторы, даже внешне и технически абсолютно одинаковые, звучат по разному из-за непредсказуемой направленности проводников и диэлектриков из которых они состоят. Просто поменяйте несколько штук с одной и той же емкостью и вы услышите и изменения в ясности и в динамике и много чего еще, если тракт позволяет. Потом уже делайте выводы.

    А так, даже не могу представить себе размер дросселя в 40гн с низким активным сопротивлением, ом на 20.

    Сопротивление само по себе так-же не влияет на звук, как и емкость. При прочих равных при изменении сопротивления меняются только тех характеристики. Более того, вашей схеме будет полезно иметь добавочные 50-100 ом для сохранения кенотрона в момент включения.

    Емкости, может значительно и избыточные, но мне кажется на слух, что они фактически и питают каскад на динамических всплесках

    В SE усилителе нет всплесков, ток одинаковый на любой громкости.

    Исходные были 220мкф, с каждой возрастающей заменой значительно улучшался контроль усилителя акустическими системами. Ну вот так и на 1900мкф и вышел, кратная цифра, от 4*470мкф.

    Возможно вы слушаете рок или электронную музыку, там свои приоритеты. Но, поверьте, для акустического джаза, вокала, классики, — четыре конденсатора в параллель — это совсем не то, что нужно. Это не тот уровень, на котором направления начинают играть решающее значение.

    и Мозг и Чувства одобряют

    Тогда ок) Вас ждет еще не мало интересного по мере работы с трактом.

    • Антон, добрый вечер!
      Большое Вам спасибо за подробные комментарии и ценные рекомендации! Есть над чем задуматься. Благодарю Вас за помощь и поддержку!

    • Антон, приветствую! Обнаружил одну неоднозначность на последней схеме, я не указал стрелку на проводнике от делителя напряжения (точка соединения резисторов 91К/360К) до средней точки вторичной обмотки накала драйвера (TR7). Правильно ли понимаю, что направление должно быть к трансформатору? Пож, уточните. Спасибо.

  • Антон, приветствую! Поясните, пож, по вот этому моменту: «Входные цепи должны располагаться дальше от розетки 220, чем выходные. То-есть, ближе всего к розетке 220в должен быть запитан TR3, потом по порядку идут TR4, TR6, TR5, TR7. …», а именно — по организации в контур обратных проводников в питании. Для однозначности восприятия нарисовал схемы, А — это как я Вас понял, а схема В — это как в моем случае, с учетом выключателей для плавного (дувухступенчатого) старта. Все ли правильно в схеме В? Спасибо!

Page 2 of 2«12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда