Векторная Направленность Радиокомпонентов

Векторная Направленность — это эзотерическое ноу-хау, которое помогает создавать аудио системы с необычной ясностью и теплотой звучания и настраивать уже готовые системы в резонанс с вашим личным восприятием.
Антон Степичев

Термин «Направленность» возник в среде аудиофилов и меломанов в 1970х годах. Именно тогда люди впервые заговорили о том, что симметричные с точки зрения физики аудио кабели и провода оказывается вовсе не симметричны и каким-то образом изменяют звук аудио системы при смене направления их включения. Вплоть до середины 2000х считалось, что Направленность свойственна только электрическим проводникам. Большинство при этом было уверено, что направление проводников имеет значение только в сигнальных цепях, однако продвинутые аудиофилы ориентировали даже сетевые кабели, выбирая лучшее по звуку положение вилки в розетке, их считали сумасшедшими. Ориентация проводников в усилителях и пояснения причин выбора того или иного направления много лет были достаточно бессистемными, в 2005 году направленность проводников в сигнальных цепях и цепях питания усилителей наконец была систематизирована.

Систематизация направлений, наряду с отбором компонентов по специфическим критериям и выбором экстремально простой конструкции позволила создать необычный Тестовый Аудиотракт (ТА), благодаря которому появилась возможность определять музыкальные свойства отдельных радиодеталей и проводов с недостижимой до этого точностью. Довольно быстро выяснилось, что направление предпочтительного звучания компонентов практически никогда не совпадает с длинной стороной деталей. Даже у проводов, отношение длины к толщине у которых необычайно велико, наилучшее звучание всегда получалось при касании определенных точек на боковых поверхностях. Чтобы описать такое положение вещей был введен термин Векторная Направленность.

Термины:

Векторная Направленность — термин показывающий, что Направленность — это трехмерный, а не линейный (одномерный) феномен, как это считалось ранее.

Векторная Ориентация — соединение деталей аудиосистем с учетом направлений их векторов.

Внутренняя (Врожденная) Направленность (ВН) — это Направленность (Вектор), сформированный в процессе производства (металл, пластик) или рождения (дерево, камень) материала, из которого изготовлен компонент. см. Формирование Вектора.

Поверхностная Направленность (ПН) — это дополнительный к ВН Вектор меньшей силы и значительно меньшей устойчивости. ПН состоит из нескольких простых векторов последовательно возникающих при механической обработке, химических реакциях (окисление), окраске и лакировке поверхности.

Вектор — это отрезок прямой, проходящей сквозь тело компонента, начинающийся в определенной точке входа на поверхости компонента и заканчивающийся в определенной точке выхода. Вектор описывает трехмерное направление наиболее ясного звучания радиокомпонента (его входные и выходные точки) и ориентировочную выраженность (силу) его направленности. Общий Вектор компонента равен векторной сумме ВН и ПН и изменяется во времени всвязи с дрейфом силы и направления ПН.

Вектор Вращения (ВВ) — определяет поступательное и тангенциальное направление навивки проводника относительно продольного направления детали, на которую навивается проводник см. ниже.

Радиус Вектор — радиальная проекция Вектора, образующаяся в многослойных катушках индуктивности и рулонах конденсаторов, см. ниже. В природе присущ всем растениям (см. рис 4).

Вектор Фантом — Вектор \overline{AB}, пересекающий воздушное пространство, возникшее между точками A и B в процессе изменения формы детали. Подробнее здесь.

Векторные Потери — ухудшение ясности звучания аудиотракта, связанное с не точным соблюдением векторной направленности его компонентов при монтаже. Потери зависят от величины угла \beta рис.3 между вектором и линией, проведенной между точками соединения компонента в электрическую цепь.

Векторное Поле — поле неизвестной природы, формирующее векторную направленность у металлов и диэлектриков в момент их перехода из жидкого состояния в твердое. Наличие Векторного поля выведено гипотетически.

Ясность — везде, где не указано обратное имеется ввиду Музыкальная Ясность — субъективная (тонкая) характеристика звучания, тесно пересекающаяся с понятием Несомость звука — критерием из лексики скрипичных мастеров и специалистов по акустике помещений. Улучшение ясности часто воспринимается как появление «водуха», разборчивости звучания отдельных инструментов оркестра и точности в их интонациях. Экспериментально установлено, что потери ясности нарастают с добавлением каждого нового компонента, провода либо неточного соединения в тракте, поэтому ясность — это единственный устойчивый ориентир при выборе правильного направления компонента.

Определение направления вектора

Классический метод — тестируемый компонент включается в разрыв сигнальной цепи Тестового Аудиотракта (ТА) несколькими различными способами, изменения звучания тракта оцениваются на слух и выбирается наиболее ясный вариант. Замыкание сигнальной цепи через тестируемый компонент происходит с помощью длинных тестовых щупов J1 и J2 (см. схему рис.1), установленных в разрыве соединения между проволочным конденсатором WC2 и сеткой выходной лампы Siemens CA. Высокое входное сопротивление лампы СА позволяет тестировать не только провода, но и конденсаторы, индуктивности и даже диэлектрики, если их поверхность смочена водой. При этом небольшое усиление оконечного каскада позволяет использовать в качестве щупов длинные провода без экранов, ухудшающих ясность звучания системы.

Вектор плоского проводника — определяется по двум ортогональным проекциям в два этапа. Сначала на поверхности исследуемого проводника (проекция \mathsf{X}\mathsf{Z} рис.2) определяется воображаемая окружность, щупы тестового аудиотракта устанавливаются в диаметрально противоположных точках \mathsf{А} и \mathsf{В} на этой воображаемой окружности и замыкают сигнальную цепь тестового тракта. Затем, оставаясь в диаметрально противоположных точках, оба щупа одновременно смещаются вдоль окружности без отрыва от поверхности и во время их перемещения оценивается изменения в звучании тестового тракта. По прошествии каждым из щупов полукруга, на поверхности фольги рисуется стрелка проекции \mathsf{XZ} вектора \overline{AB}, начало которой определят точка касания выходного щупа тестового тракта, а конец – точка касания входного щупа в тот момент, когда ясность звучания музыки оказывается наилучшей. На втором этапе определяется проекция вектора \mathsf{XY}, то-есть, определяется входная и выходная поверхности тестируемого проводника. Оцениваются два варианта \overline{AB} и \overline{A'B'}, из них выбирается наиболее ясный. По полученным двум проекциям строится результирующий, трехмерный вектор, деталь маркируется каким-либо удобным способом. Маркировка используется впоследствии при сборке электрических частей тракта в соответствии со схемой контуров или механических частей в соответствии со схемой корпуса АС, усилителя или других частей тракта.

Вектор проводника круглого сечения — один конец провода зажимается между щупами тестового тракта и медленно проворачивается на 360 градусов. Во время вращения проводника определяется такое его положение относительно щупов, когда ясность звучания тракта окажется наилучшей. Таким образом определяется поперечная проекция вектора одного конца провода (рис.3 Left Side View). Затем ту же операцию проделывают на другом конце провода. Затем определяется продольная направленность с касанием соответствующими щупами тестового тракта найденных боковых входных и выходных точек проводника (рис.3 Front View).

На рис. 3 вектор \overline{AB}— это направление наилучшего звучания провода, определенное с помощью Тестового Аудиотракта. C, D, E, F — практически возможные точки электрического контакта провода с соседними компонентами. На практике наилучший реультат будет при контакте вдоль вектора \overline{CF}, наихудший — через \overline{FC}, варианты \overline{ED} и \overline{DE} — промежуточные. Не зная этих особенностей, можно легко ошибиться во время тестирования провода, поскольку хоть \overline{ED} и \overline{DE} по направлению почти противоположны, звучат они примерно одинаково тк оба находятся под большим углом к \overline{AB}. В случае тестирования провода через эти точки вероятность правильного определения направления провода близка к 50%. Интересно, что в длинном проводе угол a становится практически равным нулю, то-есть \overline{CF} становится практически равным \overline{ED}, а \overline{FC} — равным \overline{DE}, однако вышеперечисленные особенности звучания короткого отрезка провода так же хорошо проявляют себя и на длинном куске.

Вектор диэлектриков — определяется так же, как и у проводников, но после смачивания его поверхности водой (подробнее здесь).

* — Во избежание ошибок во время тестов необходимо учитывать направление вектора щупов Тестового Аудиотракта.

Экстрасенсорный (тактильный) вариант

Направленность — это феномен, не поддающийся привычному логическому анализу. Стороннему человеку вообще сложно поверить, что кто-то может чувствовать изменения в звучании, вносимые одним единственным проводом на фоне тысяч предположительно аналогичных по силе влияний, существующих в самом тракте и существовавших в процессе записи аудио носителя. Скептики справедливо обращают внимание на этот факт. На мой взгляд, аудиофильская сверхчувствительность сродни сверх обонянию некоторых животных, например самец бабочки Saturnia pavonia, ощущает запах феромона самки в радиусе 11 км. Если учесть, что концентрация вещества в воздухе с увеличением расстояния падает в кубе, то вероятность обнаружения хотя бы одной молекулы крохотного источника ферамона уверенно стремится к нулю. Однако самец как-то чувствует свою пару, точно так же, думаю, и меломаны остро чувствуют некие тонкие мелизмы, до которых обычным людям нет никакого дела. И судя по всему, механизмы этой чувствительности куда как тоньше тех, о которых нам рассказывают на уроках биологии.

Тонкость аудио-вибраций подтверждает интересный факт — качество Окраски и Направление компонента можно оценить не только на слух, но и с помощью осязания. В начале исследований для тестов использовался только Тестовый Аудиотракт, как описано выше, мне и в голову не могло прийти, что музыкальный потенциал деталей и проводов можно оценить как-то иначе, чем на слух. ТА исправно выполнял свои функции несколько лет, пока однажды во время сборки магнитопровода трансформатора не случился знаменательный инциндет — перед началом теста катушка была подпаяна к разъемам J1 и J2 (схема рис. 1), но выключатель SW2 остался замкнутым, то-есть сигнал проходил напрямую в сетку лампы минуя щупы. Работа проводилась как обычно: ш-пластина вставлялась в катушку четырьмя возможными способами, на слух выбиралось ее лучшее положение, затем процесс повторялся со следующей пластиной и так далее. Замкнутый выключатель был обнаружен только после окончания сборки: музыка продолжила играть когда выводы катушки были отпаяны от J1 и J2. Ситуация недвусмысленно намекала на то, что все обнаруженные различия были просто самовнушением и это был удар ниже пояса. Однако впечатления во время тестов были абсолютно реальны, в этом я мог поклясться и мне пришло в голову, что щупы соединенные с усилителем каким-то образом могли, например, играть роль антенны. Было решено перепроверить результат — пластины были помечены краской, затем магнитопровод разобран и собран в слепую по новой с разомкнутым SW2. Новый результат на 80% совпал с предыдущим! Моему удивлению тогда не было конца, но это было только начало.

Следующий удивительный момент открылся в процессе поиска ответа на вопрос, каким образом в классическом тесте проводников с ТА могут возникать серийные ошибки. Например, при массовом тестировании с помощью ТА при перепроверке результатов 10 раз результат мог быть правильным, потом подряд могло быть 5 неправильных результатов потом опять шли правильные. После долгих мучений стало очевидно, что причиной большинства ошибок были мои руки, а именно каким образом удерживались щупы во время тестирования. Мои руки оказались энергетически несимметричными, левая рука была выраженным выходом, а правая — входом. Системные ошибки ушли в прошлое, когда выходной щуп J1 стал удерживаться в левой руке, а J2 — в правой.

Через какое-то время я столкнулся с совсем уж невероятным фактом — оказалось, что для определения направления щупы вообще не нужны — включив музыку можно было просто повертеть деталь в руках и найти ее наиболее естественное положение между ладонями или пальцами. Перепроверка на ТА показывала, что в этом случае со стороны левой руки располагалось начало компонента, а со стороны правой — конец. Это была эмоциональная встряска сокрушительной силы.

Следущее открытие окончательно перевернуло все с ног на голову — во время очередных тактильных тестов я случайно обнаружил, что музыку при этом включать вообще не обязательно, направление и общий музыкальный потенциал детали так же уверенно можно было ощутить и в полной тишине. Шах и Мат материализму.

Свойства векторов

  1. Векторная направленность свойственна всем твердым предметам, как созданных человеком, так и необработанным, природным материалам.
  2. Направленность проявляет себя не только в аудио, но и в оптике.
  3. У растений вектор направлен в соответствии с изменениями их размеров во время их роста, то-есть — от корней к кроне и от сердцевины к поверхности (рис. 4).
  4. Совпадение направления вектора фабрично изготовленного компонента с его продольной осью – редкий, частный случай. Прямой связи вектора с геометрической формой фабричных компонентов не обнаружено.
  5. При прочих равных, однонаправленные коллинеарные векторы звучат одинаково, таким образом, в каждом простом компоненте мы имеем бессчетное количество пар входных и выходных точек касания, с нулевыми векторными потерями. На рис. 5 \overline{AB} \equiv \overline{CD} \equiv \overline{EF} \equiv \overline{GH}
  6. При изгибе или скручивании моножильного провода, металлических пластин и т.п., их вектор изгибается и скручивается точно повторяя искаженную форму компонента (рис. 6), при этом, если затем восстановить форму компонента, направление его вектора так-же восстанавливается.
  7. Во направлениях, перпендикулярных вектору (см. рис. 2 нулевой вектор \overline{A3B4} ), направленность у компонента отсутствует, при этом звучание компонента становится усредненным по отношению к векторам \overline{AB} и \overline{BA} .
  8. Векторы не меняют свою ориентацию относительно геометрической формы радиокомпонентов, ни под действием постоянного электрического тока, ни под действием магнитного поля.

    Данное утверждение базируется на тщательном исследовании старых, преимущественно довоенных радиодеталей: трансформаторов, кондесаторов, радиоламп, проводки электроприборов, как постоянного, так и переменного тока десятилетиями проработавших в одинаковых «электро-магнитных условиях». Проводники и диэлектрики из которых собраны бывшие в долгом употреблении радиокомпоненты, с точки зрения направленности, всегда были соединены без какой-либо системы, например: направление выводов трансформаторов практически никогда не совпадало с направлением их обмоток, а проводка, включая отрезки проводников из которых собраны радиолампы, резисторы и конденсаторы никогда не соответствовала Электрическим Контурам и содержала как прямые, так и встречные включения проводников.

  9. Механическая обработка поверхности компонентов (пиление, строгание, шлифовка, етс.) вызывает коррекцию направления и силы Поверхностной Направленности (ПН). На рис. 7 показана правильная ориентация доски и рубанка при строгании: рубанок, доска и правая (входная) рука, толкающая рубанок, должны быть сонаправлены, только в этом случае во время обработки не возникают векторные потери ясности. Так же механическая обработка оказывает значительное и устойчивое влияние на неполярные, тонкие свойства компонентов (подробнее здесь).
  10. .

  11. Направление и силу суммарного вектора группы компонентов можно оценить по математическим правилам сложения векторов отдельных компонентов, входящих в данную группу.

Вектор вращения

Вектор вращения (ВВ) определяет поступательное и тангенциальное направление навивки проводника относительно направления проводника и продольного направления детали, на которую навивается проводник. ВВ необходимо учитывать при намотке трансформаторов, катушек индуктивностей, проволочных резисторов, фольговых рулонных конденсаторов. Направление ВВ перпендикулярно плоскости вращения и связано с направлением вращения правилом правой руки.

«Если взять правой рукой каркас катушки индуктивности так, чтобы выпрямленный большой палец указывал в сторону продольной направленности каркаса, то провод должен навиваться на каркас в направлении, указанном обхватывающими каркас четырьмя пальцами. Начало провода должно быть расположено у мизинца, катушка мотается в направлении от мизинца к указательному пальцу»

Радиус Вектор

Радиус Вектор (РВ) образуется в многослойных катушках индуктивности и рулонах конденсаторов, в природе присущ всем растениям и направлен от центра наружу (см. рис 4). Для достижения максимально ясного звучания системы, РВ индуктивностей и конденсаторов так-же должен быть направлен от центра наружу. Чтобы сформировать Вектор с таким направлением, надо перед намоткой компонента убедиться, что в катушке, с которой вы будете сматывать провод или фольгу, снаружи находится начало провода (фольги). Если это не так, то катушку — источник провода надо перемотать на пустую катушку и только потом мотать обмотку будущего трансформатора или обкладку конденсатора. У фольги дополнительно определяется входная и выходная поверхности ( см. рис 2 — вектор плоского проводника), при намотке входная поверхность фольги должна располагаться ближе к центру рулона. Правило Радиус Вектора:

«Во всех моточных радиотехнических изделиях начало проводника должно быть у центра катушки, а конец находиться снаружи»

Формирование вектора с заданным направлением

В домашних условиях можно сформировать вектор у легкоплавких металлов (свинец, олово, алюминий), а так-же у диэлектриков (восках, смолах, лаках и красках). Так-же можно собрать из деталей с известной направленностью какой-либо предмет с необходимыми свойствами, например склеить корпус АС (рис. 8). На данный момент известно, что устойчивая, векторная направленность у металлов и диэлектриков формируется в момент их перехода из жидкого состояния в твердое, предположительно — под действием некого, направленного Векторного поля при этом компонент во время своего перехода из расплавленного состояния в твердое «запоминает» то состояние поля, которое его пересекало (окружало) в данный момент и «помнит» его до тех пор, пока его снова не расплавить. У человека (лично у меня) сильный и стабильный источник векторного поля — это руки. Степень влияния других частей тела варьируется под действием различных, плохо предсказуемых обстоятельств. Что-либо говорить о сознательном и целенаправленном применении тонких полей человека в аудио пока не представляется возможным, однако не подлежит сомнению, что человек оказывает ощутимое влияние на звучание конструкции, которую он изготавливает не зависимо от того, хочет он этого, или нет. Векторное поле каждого предмета, как и векторное поле человека, оказывает влияние на формирование направленности у находящихся рядом с ним предметов, которые в этот момент переходят из расплавленного состояния в твердое. Таким образом, можно говорить о наличии тонких, векторных полей разной силы и конфигурации у всех окружающих нас предметов. Влияние векторных полей предметов на формирование векторов у расположенных рядом с ними затвердевающих жидкостей, пропорционально их текущей силе и обратно пропорционально расстоянию между ними.

Существует, по крайней мере, один источник векторного поля, влияние которого не зависит от расстояния до какого либо объекта в помещении. Данное поле, в случае, когда ему не оказывает противодействие поля посторонних, близко расположенных предметов и/или человека, формирует у затвердевающих предметов устойчивый вектор с направлением «снизу-вверх». Наличие этого поля было выведено логически, когда стало ясно, что во время экспериментов по формированию направленности у радиокомпонентов, каждый раз отслеживается некая коррекция вектора в направлении «снизу-вверх». Скомпенсировать это влияние «снизу-вверх» (то-есть отклонить его в сторону или изменить на противоположное направление) можно только если припой застывает на массивной доске или куске металла вектор которых направлен вниз. Возможно, данное влияние «снизу-вверх» — это влияние векторного поля Земли. На рис. 9 и рис. 10 показано два варианта формирования вектора у капли припоя, застывающей на деревянной доске. Жирными красными стрелками показано поле Земли, обычными стрелками — векторы доски и припоя, после его застывания. Звук припоя на рис.10 получается не сформированным, мутноватым, правильное направление на нем определить сложно. Чистое звучание у припоя получится только в случае, если вектор предмета на котором припой застыл примерно совпадал с направлением поля Земли (рис. 9).

Вывод

Векторную Направленность можно смело назвать теорией, поскольку она объединяет разрозненные, субъективные факты (как слуховые, так и зрительные) в единую систему и объясняет плохую повторяемость многих субъективных экспериментов, позволяя сделать их более повторяемыми.

Антон Степичев, 2013 — 2021 гг.

Примечания

[1] — см. мое интернет сообщение от 7 марта 2006г, (Логин для входа — oldforum, пароль — 159357) Цитата:

…Правильное направление имеет три независимые координаты по отношению к продольной оси у ЛЮБОГО проводника т.е. у полоски фольги есть входная и выходная сторона а цилиндрический проводник необходимо соединять определенным боком. Таким образом Вектор правильного направления стал трехмерным и сейчас исследуются способы минимизации векторных потерь…

[2] — Ссылка на источник не найдена.

[3] — см. мое интернет сообщение от 6 декабря 2006г, (Логин для входа — oldforum, пароль — 159357) Цитата:

…Есть еще немаловажные тонкости. Эти, найденные мной эзотерические правила, действуют и в головках и в трансформаторах и в рулонах конденсаторов и в динамиках — в любых радиокомпонентах, где есть спирали:
Катушка должна быть расположена вертикально (отверстие смотрит вниз),
Провод, если смотреть на катушку сверху, намотан по часовой стрелке.
«начало» провода должно быть внутри и сверху катушки. Заземляется именно начало провода. Конец провода становится сигнальным и он должен выходить из катушки внизу…


Текущие Вопросы и Комментарии

Page 2 of 2«12
  • Здравствуйте, Антон! У меня несколько вопросов по направленности пайки и проводов.
    1. Насколько вариант 1 предпочтительнее варианта 2?
    2. Допустимо ли паять по варианту 3 ?
    3. Насколько хорошо звучат большие пайки, объединяющие несколько проводов по варианту 4?

  • Антон, я просто поражен положительным эффектом от правильной направленности паек! Раньше у меня постоянно плавало качество звука, стоило подпаять другой проводник, или деталь и достигнутое хорошее качество резко терялось и качество не возвращалось при перепайке назад. Я паял в произвольном положении проводов и не понимал в чем дело. Сейчас. перепаяв большую часть паек по направлению силы тяжести в усилителе, блоке питания и Цапе, я получил стабильно хороший звук. И от замены провода, или детали меняется только окрас, но не исчезает «волшебность» звука. Еще раз спасибо вам за ваши советы! Похоже, фирмы производители так и не смогут достигнуть приличного звука и изображения аппаратуры, пока не внедрят на производстве не только направленность проводов и кабелей, но и паек.
    Хочу попробовать аналогично перепаять плату мини компьютера, интересно насколько можно будет улучшить его звучание. Направленность проводов там неизвестна, но, возможно, одинаковая направленность (по силе тяжести Земли) паек в земляных цепях, цепях питания и цепях цифровых сигналах даст хоть какой-то положительный эффект.

    • Первый вариант не оптимальный и не надежный, второй и третий — правильные, в четвертом провод 2 тоже должен быть внизу, при этом пример 4 практически невозможно распаять правильно, тк в идеале провода 2, 3 и 4 должны соединяться со вторым проводом в определенной схемой контуров последовательности, так же они касаться провода 1 напрямую, а не через соседний провод, как в случае с проводами 3 и 4.
      В ситуации, аналогичной примеру 4 я обычно оставляю выход провода 1 прямым, а начала проводов 2, 3 и 4 скручиваю круглогубцами в колечко так, чтобы точка А (начало вектора, см. fig3 в статье) была внутри кольца. Точку А я определяю пальцами, зажав провод между большим и указательным пальцами. У меня точка А (начало) получается у большого пальца после того, как при прокручивании провода я нахожу его максимально «комфортное» положение между пальцами. Затем одеваю провода 2, 3 и 4 на провод 1 в последовательности, определенной схемой контуров и паяю. Колечки так же помогают нормально паять, тк при пайке одного провода, расположенный рядом другой провод не отваливается даже когда плавится припой, который его держит.
      Как вы правильно заметили, формирование направленности пайки работает и без точного определения вектора.

    • В случае, когда выход провода у вас прямой, а вход последующего провода скручен в кольцо и одет на первый, то так же соблюдается радиальная направленность “изнутри наружу” – радиус вектор.

  • Спасибо, понял. Придется кое-где переделывать мой монтаж.

  • Антон, еще несколько вопросов.

    1. В без трансформаторных усилителях на транзисторах, или микросхемах, где один вывод динамика подключается к выходу усилителя, а другой к общему проводу, начало вектора на выходе усилителя, а конец вектора через динамик идет на общий провод?
    2. Зависит ли направление вектора от того плюс, или минус на выходе источника питания (npn или pnp транзисторы) и от того инвертирующий это, или не инвертирующий усилитель?
    3. Как идет вектор на выходе мостового усилителя, где ни один вывод динамика не подключен к общему проводу?

    • В без трансформаторных усилителях на транзисторах, или микросхемах, где один вывод динамика подключается к выходу усилителя, а другой к общему проводу, начало вектора на выходе усилителя, а конец вектора через динамик идет на общий провод?

      По идее второй провод должен идти не на землю, а на питание, тогда контуры замкнутся нормально. Как пример — конденсатор С4 на схеме внизу звучит яснее, когда подключен к плюсу питания, а не к земле, как это принято. Однако в данном случае проблема в том, что сложно найти старый и хороший по звуку конденсатор без утечки. Поэтому я во многих случаях ставлю удачный по звуку кондер с утечкой в землю, где он не сильно влияет на потенциал сетки выходной лампы. Звучит это в итоге предпочтительней, чем плохой по звуку кондер, соединенный в питание.
      и я не исследовал достаточно транзисторных усилителей, чтобы знать наверняка, как лучше там.

      Зависит ли направление вектора от того плюс, или минус на выходе источника питания (npn или pnp транзисторы) и от того инвертирующий это, или не инвертирующий усилитель?

      В ламповых однотактниках провода направлены от отрицательного потенциала к положительному и не всегда «от земли». Например, R4 и обмотка подмагничивания ГГ (Fig.1 в статье) направлены в землю. Можно с большой уверенностью предположить, что в транзисторных усилках надо разводить проводку так же — от отрицательного потенциала к положительному. Инверсия, по моему опыту, никакого отношения к направленности не имеет.

      Как идет вектор на выходе мостового усилителя, где ни один вывод динамика не подключен к общему проводу?

      Там невозможно правильно соблюсти направленность проводников, так же, как и в двухтактных усилителях

  • Спасибо за ответы, Антон!
    Вы считаете, что двухтактные усилители принципиально менее ясные, чем однотактные? Я как-то, давно делал усилитель на одном сверхмощном полевом транзисторе и получал где-то 5 Вт на 4 ом динамике при искажениях 0,5%. Я именно на нем поверил в направленность и в другие эзотерические эффекты, т.к. там (где было около 10 деталей, включая трансформатор и выпрямитель) замена, или поворот любой детали радикально меняли звук. Но мне не удалось получить хорошего, нравящегося мне звука, т.к. тогда я не знал ряда эзотерических приемов, которые знаю сейчас. Может быть, снова попробовать повторить этот усилитель, но уже с правильными деталями, проводами и пайками?

    • Полевой транзистор, тем более навороченный — я не встречал чтоб удовлетворительно играл. Холодный, аналитичный звук без особых нюансов, это в лучшем случае, обычно еще и зажатый. На мой взгляд, шанс получить хороший звук на полевике не велик, может только если какой нибудь волшебный экземпляр попадется. Однотактник надо на лампах делать. Двухтактник на германии 60х годов можно приятный сделать, 4-5 транзисторов на канал. Но как с ним не крутись, однотактник на паре довоенных ламп он все равно не догонит.

  • Антон, еще один вопрос. Связаны ли направления векторов с позицией выпрямительного элемента? Я несколько лет назад-то по совету Аббаса и одного из его друзей попробовал ставить выпрямительный диод не в плюс, а в минус питания. Тогда было ощущение, что звук становится несколько лучше. Сейчас по инерции, я продолжаю ставить выпрямительный диод в минус схемы, причем и в усилителе и в Цапе. Что вы об этом думаете?

Page 2 of 2«12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда