В процессе работы с мелочами иногда выясняются интересные вещи. Оказывается, Вектор металлической пластины совсем не обязательно жестко привязан к границам своего тела и при определенных обстоятельствах выходит за его пределы, становясь слуховым фантомом.
На фото показана деталь от старого регулятора громкости — штампованная из латунного листа пружина, которая концом 5 контактирует с площадкой вывода движка потенциометра, а концом 1 касается графитовой дорожки. (В заводской версии точка 5 была с обратной стороны, как и точка 4, вывод был закручен на 180 градусов позже, когда стали понятны все параметры детали.) Пружина вполне обычная за исключением того, что её внешний диаметр используется для скользящих контактов сразу в двух точках 1 и 5, для чего пружина имеет разрез в точке 3.
В моём случае нужно было получить чистый звук пружины из точки 4 к точке 1 или в крайнем случае из точки 2 к точке 1 (эта версия требовала некоторой переделки конструкции), но во время тестов выяснилось, что реальная поверхностная направленность пластины (стрелки на рисунке) делает такие соединения неоптимальными. Действительно, прямой путь из точки 4 к точке 1 обрезан, а звук из точки 2 к точке 1 имеет все признаки обратного направления. На этом этапе обычно деталь забраковывается и начинаются поиски другой или изготовление самодельной копии. Не знаю зачем, но я решил послушать звучание из точки 4 в точку 1 и был поражён тем, что оно было идентичным звучанию из точки 3 в точку 1. Электрический сигнал в данном случае вынужден идти по кругу последовательно через точки 4-2-1, то есть проходить участки прямого и обратного включения, что должно было привести к потерям ясности звучания, но несмотря на это звук из точки 4 в точку 1 получился таким, как будто разрыва между этими точками не было (!). Таким образом, деталь неожиданно оказалась пригодной без дополнительного дублирования проводами, а в копилку знаний о Векторной Направленности добавился еще один странный факт.
В завершение тестов выяснилось, что поперечная проекция вектора направлена снизу вверх. Загнув вывод на 180 градусов (см. рис) и получив таким образом контакт в точке 5 с обратной стороны детали, я в итоге получил соединение из точки 5 в точку 1 с практически нулевыми потерями ясности.
ПС. Для экспериментов использован какой-то очень старый потенциометр, у него даже контакт, касающийся резистивной дорожки был сделан не из графита или полированного металла, как обычно, а из пучка тончайшего медного провода, завальцованного в оправу (см. фото слева). Я нечто похожее видел только в качестве щеток античного двигателя от Тестового Аудиотракта. Контакт пришлось заменить на цельнометаллический, т. к. из-за разнонаправленности компонентов звучал он вяло.
Здравствуйте Антон!
Спасибо за интересную статью. Этот эффект похож на результаты, получаемые при фотографировании Кирлиан-камерой листа растения с оторванным кусочком. Одна из таких фотографий есть по ссылке: https://www.yaplakal.com/forum7/st/675/topic1339478.html# Считается. что Кирлиан-камера в некоторой степени фотографирует тонкие поля (ауру). На снимке видно, что несмотря на то, что у листа оторвали кусок, тонкоэнергетическая составляющая листа геометрически осталась без изменений, как будто никакого куска не отрывали. Я думаю, что Ваш эксперимент демонстрирует тот же эффект, только в плане тонкоэнергетической составляющей звука.
Кстати, из всего этого, как мне кажется. следуют вывод о том, что после механической обработки. или доработки аудио деталей (откусывания выводов, отпиливания. отрезания кусков), в результате, у деталей остаются тонкоэнергетические фантомные куски, которые нужно учитывать при сборке конструкции. Интересно, насколько долго они сохраняются? Возможно, это зависит от степени «винтажности».
«Снимок Кирлиан-камерой листка с оторваной частью». Александр, действительно параллель со снимком прослеживается, спасибо за ссылку.
По поводу механической обработки — люди, их инструменты, — направленность и общая энергетика, — все это оказывает влияние на поверхностную направленность (ПН), подробнее об этом здесь. Можно предположить, что этот эффект складывается из фантомных и привязанных к материи (ПН) тонких эффектов. что-то утверждать здесь точно, конечно, нельзя, слишком мало фактов.
Фантомный звук (вектор) сохраняется очень долго, ведь разрез на пружине был сделан около 100 лет назад!
Видимо, такая сила эффекта и долговременность последействия проявляется только на «сильно винтажных» образцах. Если бы фантомы держались долго на обычных проводах и деталях, то получалась бы неразбериха. Кстати, возможно, эффект инерционности (плавного изменения качества звука) при добавлению в схему механически доработанных деталей, как раз и возникает из-за фантомов, которые через некоторое время плавно исчезают. Еще можно предположить, что сильные фантомы возникают в случае удаления кусочков от геометрически правильных форм: круга, равнобедренного треугольника и многоугольников, звезды и т.п. В Вашем случае это было кольцо.
Думаю, никакой неразберихи здесь нет. В проводе вообще ситуация с фантомом невозможна, в нем максимум можно сошкурить поверхность на несколько микрон. Такой фантом на несколько микрон над поверхностью практически ни на что не повлияет, его даже обнаружить будет проблематично, только каким-нибудь косвенным методом. А изгибы провода — это уже другая история, там вектор провода изгибается вместе с проводником. Провода часто скручены, их векторы также скручены вместе с ними. Соответственно, в проводе, даже в коротком отрезке, всегда нужно определять точку входа на одном конце и точку выхода на противоположном конце, тогда как в пластинах и недеформируемых объемных деталях достаточно один раз в любом месте объекта определить вектор и все коллинеарные векторы, проходящие через деталь обозначат остальные равнозначные по звуку точки входа и выхода.
В объемных деталях возникновение фантомов, скорее всего обычное дело, — фрезеровка, сверление — любая грубая механическая обработка будут создавать фантомы, которые в некоторых ситуациях могут повлиять на звук детали. Это конечно можно назвать неразберихой, но на мой взгляд ситуация с неопределенной направленностью большинства проводников и диэлектриков в радиоаппаратуре вызывает неразбериху куда как большую, чем в случае с фантомами.
Не думаю, что только и именно фантомы, хотя все возможно. Приигрывание вообще непонятно как сымитировать или проследить. Тайна покрытая мраком.
«…..В проводе вообще ситуация с фантомом невозможна….»
А при откусывании куска провода «фантомная часть» тоже откусывается?
Я имел ввиду, что невозможна ситуация, идентичная ситуации с пружиной. С пружиной результат нагляден и понятен, зная его, можно сознательно влиять на звучание такого проводника или детали механики. А если мы откусим кусок провода, то как затем сможем проверить наличие или отсутствие фантома на месте отрезанного куска и даже если обнаружим что-то, как сможем практически что-то изменить в звуке оставшегося куска?
С уверенностью можно утверждать, что вектор-фантом работает (формируется или влияет на звук) только если мы используем две точки контакта между которыми была произведена какая-либо механическая обработка.
Я понимаю, что проверять такие вещи очень трудно. Одним из экспериментов с фантомами проводов могла бы быть попытка параллельного соединения плохого провода и хорошего одинаковой длины. Спаять их только в начальных и конечных точках. Хороший провод должен заметно улучшить звучание плохого. А затем, например, вырезать кусочек в серединке хорошего провода и посмотреть ухудшится ли звучание.
Если долговременные фантомы винтажных деталей существуют, то было бы интересно попробовать воспользоваться ими в тех местах, где нельзя непосредственно электрически подключиться ко всем выводам плохой детали (транзистору, микросхеме) с целью ее компенсации. Хотя, возможно, мы этим и занимаемся, например, компенсируя плохую корзину динамика медной фольгой.
Чисто такой эксперимент не поставить, вспомните антенну в радиоприемнике — у провода, используемого в качестве антенны, слышна и окраска и направленность. Разрезав провод в нашем эксперименте мы получим две антенны, которые однозначно будут слышны вместе с условно плохим проводником, вопрос только в нюансах звучания. А нюансы будут зависеть от того куда коснутся тестовые щупы — в припой, в плохой провод или в антенны, в их входы или в выходы; также значение имеет как соприкасаются все три проводника — относительное положение их входов и выходов. В итоге получится целый букет вариантов и что с ним делать дальше?
Опять-же мы не можем знать, есть ли фантомы там, где «нельзя непосредственно электрически подключиться». Пока что примеров, где можно использовать сабж не так и много и смысл их состоит в том, что если мы уже соединили две детали, а затем, например, нам потребовалось просверлить дырку или отрезать кусок детали на пути сигнала, мы можем быть уверены, что на ясность звучания эти действия не повлияют или повлияют минимально. В транзисторах — микросхемах все гораздо сложнее, там можно улучшить ситуацию только раздеванием и дублированием. Но в первую очередь важно выбрать наиболее удачно собранный с точки зрения окраски и направленности выводов чип. Удачный в этом смысле чип и раздевать не надо, и дублирование ему помогает лучше, чем изначально неудачно собранным корпусам.
Антон, спасибо за исчерпывающие и доскональные ответы! Хочется докопаться до сути происходящего, что, видимо, невозможно в одиночку. Жаль, что этим занимаются отдельные энтузиасты, а не целые институты. Не пришло еще время научного изучения тонких энергий. Тем не менее, люди прогрессируют и те, кто услышал и почувствовал «эзотерику звука» уже не свернут назад к отрицающему все непонятные явления материализму.