Про пагубное влияние резонансов тонарма на звук и сохранность пластинок написано так много, что это пугает даже самых опытных любителей грамзаписи. Однако если трезво оценить порядок влияния различных факторов, то оказывается, что в первую очередь пластинки портятся от изношенных игл в паре с чрезмерной прижимной силой и (или) последствий только основного, низкочастотного резонанса тонарма. Оставшиеся два резонанса в районе СЧ и ВЧ влияют только на звук, а именно — на уровень искажений, АЧХ и ФЧХ, при этом возникающие артефакты незаметны на слух если в конструкции тонарма и звукоснимателя не сделаны совсем уж грубые ошибки.
ВЧ резонанс подвижной системы звукоснимателя (ПСЗ), о котором пойдет речь, в современных проигрывателях отсутствует, как класс, он уже давно выведен за пределы слышимого диапазона с помощью снижения массы и размеров системы (бериллиевый иглодержатель, етс). Если рассматривать качественную аудио аппаратуру, то уже к середине ХХ века этот резонанс был головной болью только звукотехников во время процесса нарезки лаковых матриц. Вес подвижной системы привода резца рекордера много больше, чем вес ПСЗ, в итоге на всех пластинках присутствовал добротный резонанс 2÷5 кГц (пример), тогда как даже в ранних головках для проигрывателей Ортофон 1950х резонанс ПСЗ уже был выше 16 кГц и им можно было пренебречь.
На практике, если резонанс ПСЗ оказывается в слышимом диапазоне, то с помощью приборов в его районе можно зарегистрировать рост нелинейных искажений до 3%. Искажения даже новых пластинок на 33 оборота у яблока достигают 10%, у заезженных пластинок этот процент еще выше, пропорционально их состоянию. У пластинок на 78 оборотов треск и хрипы зачастую воспроизводятся даже с большим уровнем, чем полезный сигнал. В итоге искажения ПСЗ всегда оказываются маскированными искажениями пластинок, заметным оказывается только подъем ВЧ в районе резонанса, чем можно воспользоваться во благо.
Верхняя граница диапазона раннего винила был ограничена частотой около 10 кГц, для оцифровки таких пластинок в картридже Энергофона был специально организован ВЧ резонанс иглодержателя, который подчеркивает этот участок на уровне + 3÷6 дБ. На первой фотографии изображен заводской пьезокартридж Ronette 1960х, в котором использован штампованный из жести иглодержатель, аналогичный моему. Расстояние от иголки до места контакта с демфером-кантилевером у него равно 1,5 мм, в таком варианте выраженного резонанса иглодержателя в звуковом диапазоне не возникает. В моем картридже на фото 2 это расстояние равно 6 мм, при этом возникает резонанс кончика иглодержателя в районе 10 кГц. Продольное положение иголки можно регулировать так, что расстояние от иглы до демпфера будет равно от 5 до 7 мм, резонанс при этом изменяется от 12 до 8 кГц соответственно, необходимая величина подбирается для каждой пластинки индивидуально. Такой прием использовался, например, в перезаписи Билли Холидей, пример можно послушать ниже.
Однако при ремастеринге патефонных пластинок резонанс ПСЗ 8 кГц только мешает, в ранних акустических записях полезный сигнал ограничен частотой в 4 кГц а иногда и ниже, все что выше этого порога — сплошные шумы и помехи, которые надо обрезать. ФНЧ первого порядка моего тракта (R1, C1 см. схему в статье) с этой задачей справлялся плохо, обрезая часть полезного СЧ-ВЧ сигнала. Технически эту задачу можно решить на отлично с помощью аудиоредактора, однако даже на моем старом MAC G3 я так и не смог этого сделать без ощутимых потерь в ясности звучания, промучившись с разными программами и их настройками достаточно долго я в итоге отказался от этой затеи и оцифровывал треки, либо с большими, чем это могло быть шумами, либо с потерями на ВЧ. Недавно мне вдруг пришло в голову попробовать сместить резонанс ПСЗ в область 4-6 кГц, что в паре с ФНЧ первого порядка дало бы спад выше частоты резонанса 6дБ на октаву, а это уже практически то, что нужно.
Задумка была реализована просто — шесть витков винтажного провода диаметром 0,3 мм в правильном направлении были намотаны на иглодержатель, ширина которого была предварительно точно откалибрована (фото 3). Сдвигая обмотку и (или) сам иглодержатель в продольном направлении оказалось возможным менять резонанс системы от 4 до 9 кГц. Полученный результат можно оценить на недавно сделанном повторном ремастеринге дореволюционных пластинок русского вокала, который в 2023 году был сделан без снижения резонанса ПСЗ.
В первой части (треки 1-3) продемонстрированы наиболее убедительные результаты применения сниженного резонанса ПСЗ в этом году. Во второй части (треки 4-6) помимо улучшений, связанных со снижением ВЧ резонанса была изменена и скорость воспроизведения, что на мой сегодняшний взгляд более соответствует особенностям вокала исполнителей и усиливает эффект. В третьей части выложен трек Шевелева, где звучание 2023 года оказалось предпочтительней новой версии. У борта эта пластинка сильно пострадала, однако затем звук раскрывается и на версии 23 года становится слышно, что для своего возраста диск записан с необычно широкой полосой, вокал при этом отлично артикулирован. В новой версии часть полезного сигнала на ВЧ оказалась обрезана, от чего вокал заметно проиграл.
- 01. «Прялочка» русская песня - Н.В.Плевицкая, 72rpm - 2024г
- 01. «Прялочка» русская песня - Н.В.Плевицкая, 72rpm - 2023г
- 02. «Раскинулось море широко» - И.Н. Бобров, 76rpm - 2024г
- 02. «Раскинулось море широко» - И.Н. Бобров, 76rpm - 2023г
- 03. «Ариозо Канио» - А.М. Давыдов, 76rpm - 2024г
- 03. «Ариозо Канио» - А.М. Давыдов, 76rpm - 2023г
- 04. «Все говорят» - А.Д.Вяльцева, 77rpm - 2024г
- 04. «Все говорят» - А.Д.Вяльцева, 75rpm - 2023г
- 05. «Ты напрасно Ванька ходишь» - М.П. Комарова, 72rpm - 2024г
- 05. «Ты напрасно Ванька ходишь» - М.П. Комарова, 75rpm - 2023г
- 06. «Нет, нет, не говори» романс - Л.М. Сибиряков, 76rpm - 2024г
- 06. «Нет, нет, не говори» романс - Л.М. Сибиряков, 75rpm - 2023г
- 07. «Проклятый мир» - Н.А. Шевелев, 76rpm - 2024г
- 07. «Проклятый мир» - Н.А. Шевелев, 76rpm - 2023г
Из недостатков метода можно отметить зависимость гибкости ПСЗ от продольного положения иглодержателя, это подразумевает необходимость увеличения прижимной силы на наибольшей частоте резонанса до 7 грамм, что приемлемо даже для винила. Так же надо отметить увеличение добротности резонанса со снижением частоты, который при желании можно снизить, разместив между кончиком иглодержателя и деревянным корпусом картриджа подходящий по вязкости демпфер. Оба пункта усложняют подготовку к оцифровке каждой пластинки, но, как можно было услышать выше, игра стоит свеч.