За два месяца, прошедших с последнего обновления тракта была проделана серьезная работа по улучшению звучания оцифровок:
1) Cделан пьезокристалл, площадь которого в два раза меньше по сравнению с предыдущими вариантами. Для сохранения емкости кристалла его толшина уменьшена на треть. Кристалл стал очень хрупким и еще менее надежным, однако с уменьшением размера удалось снизить общий резонанс подвижной системы на средних частотах до минимума без применения демпферов и убрать провал АЧХ в районе 4-5 кГц. В перспективе на таких кристаллах можно соорудить даже стерео головку.
2) С помощью механической обработки стандартных сапфировых иголок были изготовлены иголки с радиусами 2.5, 2.7, 3.0, 3.2, 3.4, 3.7, 4, 4.2 mil (64, 67, 75, 80, 85, 93, 100, 107 мкм). И шумы и звук заметно меняются при смене иголок, особенно полезен такой набор при проигрывании запиленных и старых акустических пластинок, где удается снизить, а если очень повезет, то и практически убрать краки и назойливый шум. Из минусов — перебор иголок занимает очень много времени и чаще всего не приводит к принципиальным улучшениям.
Для обработки кончиков иголок был использован миниатюрный мотор с регулятором скорости в валу которого было просверлено отверстие под иглу (см фото). Игла приклеивалась в отверстии с помощью расплавленного шеллака, центрировалась на горячую, после чего обрабатывалась на наждачной бумаге с зернистостью 2000. Контроль проводился с помощью микроскопа, примеры на фото сделаны с увеличением 160 раз.
На видео показана игла 4.2 mil с переменным диаметром (увеличение в 64 раза).
3) Найдена простейшая, рабочая freeware программа для записи на хард диск для Mac OS Classic 8 — Sound Recorder — 1.0, выпущенная в 1998 году by Bernhardt Jenny. В ней, конечно, много неудобств в сравнении с Coaster 1.0, которым я пользовался ранее, но звук ощутимо яснее, даже при том, что в отличие от Coaster, Sound Recorder сначала пишет временный файл а затем переписывает его в aiff. Звук компьютера при этом изменяется прямо при загрузке программы, у Coaster он слегка тупеет, тогда как у Sound Recorder наоборот раскрывается.
4) Улучшение общей ясности тракта выявило проблему Mac OS Classic — ни одна программа записи на ней не пишет в моно без потерь, то-есть, по каким то причинам запись только на один стерео канал звучит чище, чем при выборе в меню режима «моно запись». Запись одного канала в стерео не решает проблему так как в последствии нужно все равно делать из стерео файла моно, что так-же плохо влияет на звук. Красивого решения так и не было найдено, в итоге был выбран вариант записи одного канала в стерео формате, а МП3 для сайта делались с помощью программы сжатия BladeEnc for Mac by Tord Jansson and Petteri Kamppuri, которая умеет кодировать моно МП3 одного стерео канала и на слух делает это вполне корректно.
5) Несколько лет назад у меня на крыше установили передатчики мобильной связи и тракт стал ловить СВЧ наводки. Из за этого мне приходилось использовать в тракте ФНЧ разных конструкций и даже импровизированные ВЧ обратные связи из кусочков фольги, что, естественно, отрицательно сказывалось на звуке и отвлекало от решения основных вопросов, связанных непосредственно с качеством звучания. Попытки решить проблему без ущерба для звука заняли уйму времени — уровень наводок непредсказуемо менялся по каким то непонятным причинам, то пропадал, то появлялся с новой силой, зависел от передвижения тракта в пространстве, от моего расположения, от положения проводов в монтаже, короче, вообще от всего. Чтоб их всех вместе с их антеннами.
В какой то момент выяснилось, что уровень наводок различен у разных конструкций ламп, увы, наиболее чувствительны к помехам оказались мои любимые триоды RE-11 и RE-84. Американские RE-58, WE-101DW, WE-216A и UV-201 а так-же советская ПТ2 оказались менее чувствительны к наводкам, а американские WE-VT1 обладали практически полным иммунитетом, правда имели слишком маленький коэффициент усиления для однокаскадного корректора. Лампы с косвенным накалом REN 904 и Arcturus 127 на удивление вообще не реагировали на СВЧ и имели достаточный коэффициент усиления, но их звук при всей своей выразительности уступал ранним прямонакалам.
Наилучшим компромиссом оказались английские прамонакальные лампы PM-1 и PM-2 Mullard с двух вольтовым накалом и током накала всего 100мА, предназначенные для переносных батарейных приемников. Эти лампы, шесть штук, были когда-то куплены за копейки на ебей одним лотом без проверки и оказались рабочими. По звуку они уступали RE-11 и WE, однако оказались совершенно не чувствительны к наводкам и имели достаточное усиление, как у REN-904. У лучших по звуку ламп были заменены пины у оснований так, чтобы их направленность соответствовала контурам, после чего в Энергофон был значительно упрощен стабилизатор питания накалов, изначально рассчитанный на 2 ампера 4 вольта и наконец-то убран ФНЧ.
Результат двухмесячной работы в живую был впечатляющим, однако, как обычно, при загрузке файлов на сайт большинство нюансов исчезло. В итоге сравнение многих ранних оцифровок с сегодняшними показало лишь минимальные улучшения, частично связанные с расширением диапазона частот. Более того, многие 78 записи, сделанные на менее прозрачном тракте со старыми пьезоголовками, у которых система резонировала примерно на 5 кГц (+ 6 Дб) со спадом АЧХ выше 5 кГц, звучали даже предпочтительней, особенно при быстром сравнении. 5 кГц выгодно подчеркивало сибилянты вокала и соло инструментов, делая их разборчивей, тогда как линейная характеристика до 10 кГц новых головок делала звучание относительно глухим. Ради интереса я пробовал пропускать новые треки через софтовый эквалайзер, результат не дал ничего нового — даже на старом G3 цифровая коррекция снижала живость звучания настолько, что подъем на 5 кГц погоды уже не делал, то-есть, механическая коррекция (резонанс иглодержателя) — на слух абсолютно вне конкуренции.
Тем не менее, изначально некоторые удачно записанные пластинки зазвучали лучше даже на сайте. Главное, что удалось достигнуть с помощью ориентации деталей и максимального упрощения тракта — ощущение пространства сцены. Ниже приведены несколько примеров оцифровок доработанного тракта. Разница максимально заметна на коротком моно тракте, треки записаны с разной громкостью, никакого «normalize» в цифре, естественно, не делалось, ни тогда ни сейчас, так что для честного сравнения надо поработать регулятором.
Те же треки, оцифрованные в 2020 году:
На обновленном тракте были переписаны оцифровки Джанго Рейнхардта и Билли Холидэй, сделанные в апреле. Ценителям их творчества рекомендую переслушать.
Да разница весьма заметна как нюансы всю картину делают.