Хроника реставрации скрипки

Скрипка попала ко мне случайно, знакомая отдала «в хорошие руки». Инструмент выглядел неважно — проваленная и растресканная верхняя дека, тусклая, щеллачная лакировка, правый эф расположен выше левого, само расположение эфов слишком параллельное, безвкусное, этикетки нет. Тут и там видны следы мелкого ремонта и неаккуратного обращения. До этого момента опыта по ремонту скрипок у меня не было, поэтому, решив отреставрировать скрипку своими руками, учился ремеслу советуясь по ходу дела с профессионалами на Forumklassika.

Антон Степичев

Stage 1 — Фотографии пациента.

Дека провалена в центре нижнего полуовала. Кромка и один угол ремонтировались после ударов эпоксидным клеем. Трещины у эфов заклеены столярным клеем. Две из четырех трещин в нижнем полуовале неумело заделаны щепками. На деке, параллельно грифу со стороны Ми, странная вмятина глубиной в 0.5мм, шириной 6мм, длиной — 60мм, как будто кто-то запилил это место круглым напильником.

Реставрируемя скрипка похожа на работу фабрики Циммермана, производившей музыкальные инструменты в Петербурге с конца 19 века вплоть до революции 1917г. Скрипка с этикеткой Циммермана показана справа.
Контуры, углы и галтель — идентичны, завитки резали разные мастера. Эфы вырезаны по разным шаблонам, на Циммермане эфы выглядят красивее. Лак у Циммермана не родной, на фабриках крыли шеллаком. На обеих скрипках сохранились однотипные, старые фабричные мостики.

Stage 2 — 10/05/12 — Разборка инструмента.

Stage 3 — 28/05/12 — ремонт верхней деки.


Форма свода деки восстановлена на 80%, но две трещины и часть фуги разошлись. Гипс, как оказалось, имеет слишком малую теплопроводность, чтобы эффективно отдавать тепло наружу, песок через ткань тоже оказался не эффективным теплопроводником. Далее решено править деку на холодную, с предварительным замачиванием поврежденных участков.

Stage 4 — 31/05/12

Stage 5 — 05/06/12 — неприятные сюрпризы.

Неприятный сюрприз — нижняя дека и, как следствие, обечайки тоже оказались деформированы. Эти деформации нижней, кленовой деки, похоже и спровоцировали появление трещин в верхней, менее прочной, еловой деке.

Stage 6 — 06/06/12 — опять неприятные сюрпризы.

Stage 7 — 08/06/12 — Исправление формы свода нижней деки и формы обечаек.

Stage 8 — 13/09/12 — Исправления формы свода нижней деки — часть вторая.

фото 32 — выборочное смачивание проваленных участков нижней деки мокрыми тряпками, заклееными сверху скотчем. Смачивание длится три-пять часов, до тех пор, пока проваленный участок не примет более правильную форму. Участки с провалами замачиваются с обоих сторон деки, выпуклости с противоположной стороны каждого провала остаются при этом сухими.
Фуга деки в нижнем полуовале разошлась после попытки выдавить свод на горячую. Трещина зафиксирована сухариком, горячее выдавливание окончательно забраковано.

Stage 9 — 14/09/12 — Подготовка под покраску.

Скрипка полностью склеена, края дек по всей длине в среднем срезаны на два миллиметра. Судя по серым полосам, особенно заметным в центре верхней деки вдоль фуги, скрипка когда-то хорошо промокла.
Приятный сюрприз — клен нижней деки и обечаек действительно выглядит не по фабричному красивым. На шейке тоже хорош, но слишком пропитан грязью и легким циклеванием не отчищается.

Stage 10 — 01/10/12 — Скрипка покрыта янтарным, масляным лаком.

Лак получился абсолютно прозрачным, с теплым блеском, в общем, оптически — то, что нужно. На клене это достаточно хорошо заметно, но елку верхней деки прилично сфотографировать оказалось не просто. Из нескольких фотопроб, лучшим оказался вариант, когда дека была слегка подсвечена в центре и сфотографирована с большой выдержкой, однако, переливающиеся под лаком блестки фибрилл дерева отобразились на фото только, как невнятные светлые крапинки.


Антон Степичев, Январь 2013.

Вопросы к автору:

  • Подскажите пожалуйста, если мастеровой инструмент 1930 года уронили и пошли 2 сквозные трещины слева от подбородника через всю деку проходя эфу, после реставрации инструмент сохранит свой бархатный мягкий тембр, или это сильно повлияет на звук??? До падения инструмент обладал мягким бархатным тембром, звук всех струн сбалансирован, соль в особенности, «мясной звук».
    Очень прошу Вас подскажите страшны ли такие повреждения, очень переживаю.
    Заранее Вас благодарю за ответ.

    • Виктория, могу вас только огорчить — риск потерять исходное звучание очень велик, редкий мастер имеет опыт и наработки по сохраненнию именно этих черт. Сочувствую и понимаю ваше горе, единственно, что могу посоветовать — при выборе мастера предварительно выяснить его музыкальные вкусы: критерии оценки звучания инструментов, любимые скрипачи, любимые записи етс. — они должны по максимуму соответствовать вашим. В случае взаимопонимания и если мастер хорошо знает свое ремесло, шансы сохранить выразительное пение инструмента увеличатся.

Задать вопрос автору:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *