Скрипка попала ко мне случайно, знакомая отдала «в хорошие руки». Инструмент выглядел неважно — проваленная и растресканная верхняя дека, тусклая, щеллачная лакировка, правый эф расположен выше левого, само расположение эфов слишком параллельное, безвкусное, этикетки нет. Тут и там видны следы мелкого ремонта и неаккуратного обращения. До этого момента опыта по ремонту скрипок у меня не было, поэтому, решив отреставрировать скрипку своими руками, учился ремеслу советуясь по ходу дела с профессионалами на Forumklassika.
Антон Степичев
Stage 1 — Фотографии пациента.
Дека провалена в центре нижнего полуовала. Кромка и один угол ремонтировались после ударов эпоксидным клеем. Трещины у эфов заклеены столярным клеем. Две из четырех трещин в нижнем полуовале неумело заделаны щепками. На деке, параллельно грифу со стороны Ми, странная вмятина глубиной в 0.5мм, шириной 6мм, длиной — 60мм, как будто кто-то запилил это место круглым напильником.
Photo 1 – дека провалена в центре нижнего полуовала
Photo 2 — Эфы после выпиливания лобзиком, начисто практически не доводились
Photo 3 — Нижняя дека сохранилась хорошо. Клен красивого, правильного рисунка.
Photo 4 — Завиток вырезан прилично.
Photo 5 — Подбородник, судя по дизайну и дюймовой (не метрической) резьбе — дореволюционный.
Photo 6 – Клен шейки тоже красивый
Реставрируемя скрипка похожа на работу фабрики Циммермана, производившей музыкальные инструменты в Петербурге с конца 19 века вплоть до революции 1917г. Скрипка с этикеткой Циммермана показана справа.
Контуры, углы и галтель — идентичны, завитки резали разные мастера. Эфы вырезаны по разным шаблонам, на Циммермане эфы выглядят красивее. Лак у Циммермана не родной, на фабриках крыли шеллаком. На обеих скрипках сохранились однотипные, старые фабричные мостики.
Photo 7 — Циммерман справа
Photo 8 — Циммерман справа
Photo 9 — Циммерман справа
Stage 2 — 10/05/12 — Разборка инструмента.
Photo 10 — Верхняя дека отклеена, обечайки временно зафиксированы деревянными рейками. На деке видны остатки этикетки и капельки клея, которыми зафиксирована фуга.
Photo 11 — Фабричный угловой клец
Карта тощин верхней деки
Stage 3 — 28/05/12 — ремонт верхней деки.
Photo 12 — Склейка первой боковой трещины.
Photo 13 — Склейка второй боковой трещины.
Photo 14 — Склейка третьей боковой трещины.
Photo 15 — Склейка трещины вдоль линии фуги с помощью самодельной стяжки.
Photo 16 — Подкотовка к отливке гипсовой формы.
Photo 17 — Коррекция поверхности отлитой гипсовой формы.
Photo 18 — Попытка восстановить свод деки на горячую — мешок с песком и гипсовая форма нагреты до 200 градусов.
Photo 19 — Форма свода деки восстановлена на 80%
Форма свода деки восстановлена на 80%, но две трещины и часть фуги разошлись. Гипс, как оказалось, имеет слишком малую теплопроводность, чтобы эффективно отдавать тепло наружу, песок через ткань тоже оказался не эффективным теплопроводником. Далее решено править деку на холодную, с предварительным замачиванием поврежденных участков.
Stage 4 — 31/05/12
Photo 20 — Пружина перед повторной коррекцией отклеена. Пружина оказалась не натянута, т.е. ее форма соответствует форме свода.
Photo 21 — Фото одной из трещин у эфов.
Stage 5 — 05/06/12 — неприятные сюрпризы.
Photo 22
Неприятный сюрприз — нижняя дека и, как следствие, обечайки тоже оказались деформированы. Эти деформации нижней, кленовой деки, похоже и спровоцировали появление трещин в верхней, менее прочной, еловой деке.
Stage 6 — 06/06/12 — опять неприятные сюрпризы.
Photo 23 — Еще один неприятный сюрприз — канавка под ус в нижней деке во многих местах прорезана насквозь.
Photo 24 — Ус прорезан слишком далеко от края деки. В местах, где он прорезан насквозь, дека провалилась сразу за внутренним краем обручиков (образовалась ступенька).
Photo 25 — Качество клецев со стороны нижней деки оставляет желать лушего.
Photo 26 — Деформация плоскости нижней деки, вид сбоку.
Photo 27 — Деформация плоскости нижней деки, вид со стороны нижнего полуовала.
Photo 28 — Деформация обечаек в районе эсов и в вершинах обоих полуовалов.
Stage 7 — 08/06/12 — Исправление формы свода нижней деки и формы обечаек.
Photo 29 — Для восстановления плоскости, заранее увлажненная дека прикручена саморезами к деревянной доске и оставлена так на неделю, накрытая полиэтиленом. Еще неделю прикрученная к доске дека сушилась без полиэтилена.
Photo 30 — Обечайки оставлены в таком состоянии на месяц, внутрь импровизированного «парника» положены мокрые тряпки. Еще неделю обечайки сохли под грузом со снятым полиэтиленом.
Stage 8 — 13/09/12 — Исправления формы свода нижней деки — часть вторая.
фото 32 — выборочное смачивание проваленных участков нижней деки мокрыми тряпками, заклееными сверху скотчем. Смачивание длится три-пять часов, до тех пор, пока проваленный участок не примет более правильную форму. Участки с провалами замачиваются с обоих сторон деки, выпуклости с противоположной стороны каждого провала остаются при этом сухими.
Фуга деки в нижнем полуовале разошлась после попытки выдавить свод на горячую. Трещина зафиксирована сухариком, горячее выдавливание окончательно забраковано.
Photo 31 — Отливка гипсовой формы нижнего полуовала с последующей коррекцией отпечатка свода. В гипс, ближе к верхней поверхности, в качестве арматуры уложена крепкая тряпка подходящего размера, иначе при сильном стягивании струбцинами форма ломалась.
Photo 32
Photo 33 — Выдавливание поврежденных участков деки через прокладки из толстой, подошвенной кожи. Струбцины затягиваются постепенно, последнее, максимальное усилие дается не раньше, чем через час, затем конструкция сохнет несколько дней.
Photo 34 — Повторная коррекция отпечатка свода на гипсовой форме и замачивание проваленных участков деки.
Photo 35 — Повторное выдавливание свода.
Photo 36 — Фуга деки склеена и закреплена сухариками. Примерка обечаек показала, что радиус обечаек должен быть, как минимум, на два миллиметра меньше, чтобы дека с боков опиралась на обечайки усами, а не краями.
Photo 37 — Старый, нижний клец срезан и заменен на новый. Обечайки подрезаны на два с небольшим миллиметра.
Photo 38 — Верхние обечайки подрезаны на полтора миллиметра по той-же причине, что и обечайки нижнего полуовала.
Photo 39 — Приклеивание верхних обечаек к клецу.
Photo 40 — Нижний клец подрезан, нижняя дека приклеена к обечайкам.
Photo 41 — Восстановленный свод.
Photo 42 — Форма свода верхней деки восстановлена на холодную, тем же способом, что и нижняя дека. Пружина приклеена на место, опасные трещины укреплены сухариками, эфы подрезаны.
Stage 9 — 14/09/12 — Подготовка под покраску.
Photo 43
Photo 44
Photo 45
Скрипка полностью склеена, края дек по всей длине в среднем срезаны на два миллиметра. Судя по серым полосам, особенно заметным в центре верхней деки вдоль фуги, скрипка когда-то хорошо промокла.
Приятный сюрприз — клен нижней деки и обечаек действительно выглядит не по фабричному красивым. На шейке тоже хорош, но слишком пропитан грязью и легким циклеванием не отчищается.
Лак получился абсолютно прозрачным, с теплым блеском, в общем, оптически — то, что нужно. На клене это достаточно хорошо заметно, но елку верхней деки прилично сфотографировать оказалось не просто. Из нескольких фотопроб, лучшим оказался вариант, когда дека была слегка подсвечена в центре и сфотографирована с большой выдержкой, однако, переливающиеся под лаком блестки фибрилл дерева отобразились на фото только, как невнятные светлые крапинки.
Photo 48 — Верхняя дека отретуширована по минимуму, чтобы был виден почтенный возраст инструмента.
Photo 49 — Нижняя дека полностью приведена в порядок, за исключением темных точек от глубоко впитавшегося фабричного бейца в порах . Издалека клен под янтарным лаком переливается очень красиво.
Photo 50 — Форма фабричного завитка откорректирована.
Photo 51 — В одном из колковых отверстий наблюдается трещина, которая при умеренном поджимании колка не расширяется. Колком можно пользоваться, но осторожно.
Photo 52 — На тыльной стороне колковой коробки — серия несквозных трещин.
Photo 53 — Лак в тусклом, точечном освещении. Фактура на фотографии получилась удачно, близко к оригиналу.
Подскажите пожалуйста, если мастеровой инструмент 1930 года уронили и пошли 2 сквозные трещины слева от подбородника через всю деку проходя эфу, после реставрации инструмент сохранит свой бархатный мягкий тембр, или это сильно повлияет на звук??? До падения инструмент обладал мягким бархатным тембром, звук всех струн сбалансирован, соль в особенности, «мясной звук».
Очень прошу Вас подскажите страшны ли такие повреждения, очень переживаю.
Заранее Вас благодарю за ответ.
Виктория, могу вас только огорчить — риск потерять исходное звучание очень велик, редкий мастер имеет опыт и наработки по сохраненнию именно этих черт. Сочувствую и понимаю ваше горе, единственно, что могу посоветовать — при выборе мастера предварительно выяснить его музыкальные вкусы: критерии оценки звучания инструментов, любимые скрипачи, любимые записи етс. — они должны по максимуму соответствовать вашим. В случае взаимопонимания и если мастер хорошо знает свое ремесло, шансы сохранить выразительное пение инструмента увеличатся.
Надо смотреть какие трещины. Некоторые лечатся и без вскрытия инструмента. Неприятные трещины только под душкой и пружиной, но и это лечится без проблем. Если инструмент звучащий, то и дальше будет звучать. При качественном ремонте звуковые характеристики не изменятся.
Добрый день!
Петр, я не специалист по подкраске, там ведь куча нюансов, в зависимости что вы хотите получить в итоге, имеющихся материалов и прочего. Спросите на Форум Классика http://www.forumklassika.ru/forumdisplay.php?f=96, там много хороших мастеров, вам подскажут оптимальный вариант.
Подскажите пожалуйста, если мастеровой инструмент 1930 года уронили и пошли 2 сквозные трещины слева от подбородника через всю деку проходя эфу, после реставрации инструмент сохранит свой бархатный мягкий тембр, или это сильно повлияет на звук??? До падения инструмент обладал мягким бархатным тембром, звук всех струн сбалансирован, соль в особенности, «мясной звук».
Очень прошу Вас подскажите страшны ли такие повреждения, очень переживаю.
Заранее Вас благодарю за ответ.
Виктория, могу вас только огорчить — риск потерять исходное звучание очень велик, редкий мастер имеет опыт и наработки по сохраненнию именно этих черт. Сочувствую и понимаю ваше горе, единственно, что могу посоветовать — при выборе мастера предварительно выяснить его музыкальные вкусы: критерии оценки звучания инструментов, любимые скрипачи, любимые записи етс. — они должны по максимуму соответствовать вашим. В случае взаимопонимания и если мастер хорошо знает свое ремесло, шансы сохранить выразительное пение инструмента увеличатся.
Надо смотреть какие трещины. Некоторые лечатся и без вскрытия инструмента. Неприятные трещины только под душкой и пружиной, но и это лечится без проблем. Если инструмент звучащий, то и дальше будет звучать. При качественном ремонте звуковые характеристики не изменятся.
Здравствуйте!
Какой клей использовали для склейки дек?
Осетровый — сушеные плавательные пузыри продаются в художественных лавках.
Добрый день,
чем можно старую скрипку подкрасить, особенно в районе трещин залеченых.
Страдивари , конечно, мануфактурный
Так выглядит
надпись
Добрый день!
Петр, я не специалист по подкраске, там ведь куча нюансов, в зависимости что вы хотите получить в итоге, имеющихся материалов и прочего. Спросите на Форум Классика http://www.forumklassika.ru/forumdisplay.php?f=96, там много хороших мастеров, вам подскажут оптимальный вариант.