Колки
Рабочая поверхность колков сделана из черного дерева, головка — из обычного, белого клена, покрытого экстрактом коры черемухи и масляным лаком. Струна наматывается на участок древка колка, проточенный до диаметра 5мм, такое решение позволяет без дополнительной системы микронастройки, ухудшающей звучание скрипки, настраивать струны точнее, чем стандартным колком с диаметром ~ 7 мм. Колки сделаны из разных пород дерева из-за отсутсвия подходящих, хорошо звучащих заготовок черного дерева (древко колков выточено из клавиш от рояля середины 19 века), однако их внешний вид и музыкальные свойства оказались вполне приемлемы.
Подбородник
Подбородник так-же сделан из белого клена из-за отсутствия хорошего, черного дерева. Распил подбородника тангенциальный, не такой красивый, как у колковых головок. Выбор распила обусловлен менее выразительным звучанием радиального распиленного подбородника, что было выявлено во время тестирования соответствующих заготовок. Бейц так-же отличается — здесь опробована смесь черемухи и алоэ.
Механизм микронастройки
Скрипичная фурнитура и, особенно, механизм микронастройки струн — это головная боль мастера, который акцентирует свои усилия на создании отзывчивого и певучего инструмента. Вполне можно купить мастеровой подгрифник, подставку и струны классом выше прилично звучащей, среднестатистической скрипки, но механизмы микронастройки, даже дорогие, резко меняют звучание даже не очень хорошей скрипки в еще более худшую сторону — звук «тупеет», появляются крикливые, «железные» ноты, в звуке возникают другие, неприятные моменты.
Занимаясь исследованиями сходных проблем со звуком в области аудио, я прекрасно понимаю основную причину такой ситуации — потерю и искажение энергетики, неприятные оттенки в звук вносит современный металл, обработанный на, сложном современном электрооборудовании, особенно это проявляется, когда детали конструкции неправильно сориентированы относительно друг друга.
Принимая во внимание, что скрипка, хоть и старая, но фабричная, я все-таки попробовал на ней несколько вариантов покупных микронастроек. Чуда не произошло, микронастройку было решено делать своими силами. Основные требования к конструкции — максимальная простота, старые материалы и правильная ориентация деталей. Первая версия была изготовлена из железной арматуры, найденной когда-то в развалинах дома середины 19 века.
В погоне за звуком, при разработке механизма пришлось жертвовать удобствами и универсальностью использования микронастройки. Конструкция расчитана для работы только со струнами, у которых есть отверстие в крепежном циллиндре (фото 8), струны, с циллиндрами, как на фото 7 не подходят или требуют переделки. Сборка узла происходит в следующей последовательности — сначала сверху в отверстие подгрифника вставляется струна и укладывается в свою, направляющую щель (фото 6), поверхность которой должна быть предварительноо отполирована и густо натерта графитом для максимального снижения трения. Затем втулка, в которую вкручивается регулировочный винт (фото 4 слева) вставляется снизу в одно из отверстий подгрифника, сверху в нее вкручивается регулировочный винт так, чтобы его конец вышел с внутренней стороны и на него можно было одеть цилиндр крепления струны. После того, как цилиндр надет на регулировочный винт, натягивается струна и узел готов к использованию.
В первой версии (фото 4) регулировочные винты, для минимизации веса, были сделаны с маленькой головкой, однако, оказалось, что такие винты трудно крутить с натянутыми струнами. Во второй версии была увеличена высота головок, крутить винты все равно оказалось затруднительно. В третьей версии (фото 5 и 6) был максимально увеличен диаметр головок без увеличения их высоты, что решило, наконец, проблему, но, как оказалось, только для меня, а не для дочки, которой предназначался инструмент.
Теоретически, решить проблему можно было нарезанием резьбы с меньшим шагом и точным изготовлением крепежных цилиндров струн так, чтобы диаметр их отверстий максимально точно соответствовал диаметру выступов регулировочных винтов, что с хорошей смазкой свело бы трение кручения под нагрузкой к минимуму. Однако мне не удалось найти метчика и плашки М3 с мелкой резьбой, к тому-же вес микронастройки с большими головками винтов был на грани допустимого и выглядели они громоздко. В итоге, я решил отказаться от этой версии и стал обдумывать другие варианты.
Следующая вариант микронастройки зазвучал ощутимо лучше предыдущего и, тем более, лучше стандартных, покупных вариантов. Главное отличие второй системы — отсутствие тяжелых, железных деталей, всегда, так или иначе, вносящих дисгармонию в звучание инструмента и максимальное упрощение конструкции. В подгрифнике стандартных размеров, но с несколько меньшим радиусом закругления внешней поверхности, помимо отверстий для крепления струн сделаны еще четыре конусных отверстия. Под них из черного дерева выточены миниколки соответствующего диаметра и конусности. На конце древка каждого колка просверлено отверстие, в которое продевается крепкая, суровая, хлопчатобумажная нитка, завязывающаяся после установки колка поверх соответсвующей струны (см. фото 10 и 11). При вращении миниколка на него наматывается нить и подтягивает тем самым соответствующую ей струну. Недостатком системы является то, что она позволяет подстраивать синтетические струны только в пределах полутона (железные струны — в пределах тона), однако данное неудобство, на мой взгляд, с лихвой окупается более интонированным звучанием такой системы в сравнении со стандартной.
Скрипичный мостик
Покупные, скрипичные мостики, в философском смысле, ведут себя идентично механизмам микронастройки и подбородникам, а именно — в обмен на физические удобства, исподволь, как-бы незаметно, лишают вас части положительных моментов в звучании инструмента. Иногда отрицательное влияние мостика терпимо, а с некоторыми мостиками инструмент начинает откровенно «тупить». Оба мостика у моей дочки, на мой взгляд, «отупляли» звучание ее и так не бог-весть какой скрипки так, что мириться с этим я не мог. В итоге, я сделал ей хорошо звучащий мостик из цельного куска старого, красного дерева.
Мостик не имеет регулировок и подходит только для скрипки, для которой был сделан или для ее точной копии. Нижняя поверхность мостика для увеличения трения оклеена замшей. Крепежные пазы мостика, вставляющиеся в боковые края большого полуовала нижней деки так-же оклеены замшей. Клей натуральный, из рыбъей чешуи.
Подставка
Подставка — важнейшая часть скрипичной фурнитуры, как с акустической, так и с эзотерической точки зрения. Плохая подставка не даст вам до окнца прочувствовать, ни положительные моменты в звучании хороших струн, ни «услышать» хорошие колки или подбородник. С плохой подставкой, например, все, описанные выше, мучения с микронастройкой не имели бы смысла так как разница в звучании до и после была бы практически незаметна.
Звучание подставки зависит в певую очередь от физических и тонких свойств дерева, из которого она изготовлена, во вторых — от ее ориентации отностительно струн и деки, в третьих — от формы, где каждый завиток и отверстие подставки играют роль механических резонаторов, подчеркивающих или затеняющих различные области в высокочастотной части спектра звучания инструмента.
Музыкальные мастера хорошо ориентируются в первом и третьием пунктах, хотя в п.1 многие формально и не признают термин «тонкие свойства», однако пункт два для большинства остается, либо загадкой, либо предметом для насмешек. Поскольку у меня большой опыт в исследовании именно тонких свойств радиокомпонентов, их направленности в частности, меня больше всего интересовало различия в поведении по разному сориентированных подставок и реакция скрипки на различные породы и возраст дерева из которого подставка изготовлена.
К моему удивлению, наиболее отзывчиво и ясно скрипка звучала, когда волокна подставки распологались вертикально, а не горизонтально, как у классической конструкции, при этом звучание было наиболее гармоничным, когда вектор подставки был направлен от струн к деке (продольная проекция вектора) и от подгрифника к грифу (поперечная проекция вектора). В остальном ничего нового я для себя не обнаружил — старое дерево естественной сушки, как обычно, с музыкальной точки зрения смотрелось лучше всех прочих, при этом, из всех испытанных пород, наиболее подходяще для скрипки звучал старый клен — ярко и певуче.
На фотографиях все экспериментальные подставки вертикального распила.
Струны
При установке струны на инструмент, важно соблюдать ее правильное, продольное направление, особенно это актуально для моножильных струн. Проблема здесь в том, что производители струн об этом не знают и, соответственно, даже покупая одну и ту-же марку струн, вы будете каждый раз получать комплект с разным звучанием. Музыкальные качества каждой, отдельной струны в комплекте окажутся лучше, если крепежный циллиндрик струны (фото 7) был, по счастливой случайности, привязан с ее правильного конца, или ниже, если циллиндрик был привязан не так.
Нетрудно посчитать, что вероятность купить хороший, с точки зрения направленности, комплект скрипичных струн равна всего 6.25%. Для шестиструнной гитары, например, эта вероятность еще меньше — 1.5%. В этой ситуации, если вы бескомпромиссны в вопросах звука, приходится на неудачных струнах перевязывать циллиндрик на другой конец струны (фото 8). Если же вы используете завязывающиеся струны (без циллиндрика), тогда не поленитесь и перед установкой каждой струны определите на слух ее правильное направление, вы будете вознаграждены более отзывчивым, точным и ясным звучанием вашего инструмента.
Здравствуйте.
Пожалуйста скажите, на каком расстоянии от грифа должны находиться струны ? Я тоже установил новую подставку , но мне кажется, что если опустить стуны ближе к грифу, то будет удобнее.
Заранее благодарен.
Сергей.
Сергей, здравствуйте.
У каждого свои предпочтения по высоте струн. Кто-то любит повыше — звук в этом случае обычно плотнее, кто-то опускает совсем низко, на грани возникновения дребезга, так быстрые пассажи получаются четче. Здесь кому как больше нравится. Минимальная высота положения струн над грифом зависит от качества грифа и от силы натяжения струн, оптимум всегда находится экспериментально. Струны по одной и по чуть-чуть опускаются до того момента, пока на какой-то ноте на форте не начнется дребезг.
Спасибо. Делал запрос, но здесь немного не о том. Я о постройке скрипки. Что за материал плотно вставляется в специально прорезанные канавки по периметру деки. Не китовый ли ус, случаем? И с какой целью? Я понимаю, скрипка склеена с напряжением корпуса. Я даже не музыкант и не мастер по иструментам, просто любознательный человек
Это гнутые деревянные полоски — клееный бутерброд из трех штук «клен-черное дерево-клен»., называются «усы». Усы делают и из других пород, в дешевых черное дерево имитируют — красят белое. Делается, чтобы не трескались края деки.