Активная двухполосная акустическая система

Монофоническая аудио система, собранная с учетом Векторной Направленности элементов ее конструкции. Главной отличительной чертой системы являются усовершенствованные громкоговорители, самодельные трансформаторы с «направленными» магнитопроводами, корпус из старого дерева и новая Схема Направленности деталей корпуса. Усилитель мощности АС собран на радиоламах и радиодеталях 1920х-1930х годов выпуска так-же с соблюдением необходимой ориентации его деталей, проводников и диэлектриков.
Антон Степичев

Система проектиовалась, как контрольная, главной задачей было достижение ясного, винтажного звучания в широком диапазоне частот. Под «Ясностью звучания» в данном случае понимается не объективный, психоакустический параметр, зависящий от линейности АЧХ и реверберации, а субъективная (тонкая) характеристика звучания — «Музыкальная Ясность», которая зависит от других причин и может быть приемлемой даже в отсутствии высоких частот и в условиях теоретически неприемлемого уровня реверберации и эха, когда с точки зрения Психоакустики достигнуть ясного звучания невозможно. «Музыкальная Ясность» (далее — просто «Ясность») тесно пересекается с понятием «Несомость звука» — субъективной характеристикой звучания из лексики скрипичных мастеров и специалистов по акустике помещений.

Ясность звучания в первую очередь зависит от степени сложности конструкции аудио аппаратуры и чаще всего оказывается лучшей у «раздетых» проигрывателей, однотактных усилителей, однополосных АС. Конструктивно более сложные, двухполосные АС при прочих равных имеют худшую Ясность, а так-же, живость и динамику, первый вариант двухполосной системы о которой сначала пойдет речь — не исключение.

Конструкция АС — 2011

АС изначально была собрана в корпусе от приемника «Рига — Т 689», первой серьезной переделкой корпуса была замена лицевой панели. Затем несколько раз переделывался громкоговоритель, вариант 2012 года описан здесь, там-же можно найти схему усилителя и ее описание. Можно так-же послушать звучание одной из первых версий тракта (mpeg видео файл, запись на камеру Sony DSC P-200). Ниже приведены фотографии процесса сборки первой версии АС.

Переделка АС - 2016

Главными недостатками первого варианта АС был фанерный корпус (слои фанеры заводского изготовления расположены хаотично с точки зрения их Направленности) и ошибка в установке передней панели, описанная выше. Ошибка возникла из-за неотработанной на тот момент техники тестирования компонентов, где ориентация панели определялась путем ее контакта (прислонения) к работающему громкоговорителю во всех (восьми) возможных вариантах и определению лучшего варианта звучания на слух. Позже выяснилось, что внешнее кольцо крепления подвеса диффузора к корзине изначально имело обратное Направление "снаружи-внутрь", из-за этого Направление панели во время тестов было так-же выбрано "снаружи-внутрь" тк в этом случае не возникало слышимого "конфликта" в звучании тестируемой пары, появляющегося в случае их контакта "начало к началу" или "конец к концу". Такую-же ошибку я когда-то сделал в одном из вариантов Тестового Аудиотракта, там обратную направленность имела штампованная корзина громкоговорителя. Как следствие, первая схема Векторной Направленности корпуса АС была составлена неверно и я потом долго не мог разобраться, почему части системы звучат, а в сборе в их звуке возникают призвуки свойственные неправильно включенным проводам и компонентам. После этих случаев мной были введены в обиход два новых термина: Относительное Правильное Направление (правильность соединения отдельно взятой цепи компонентов) и Безотносительное Правильное Направление (правильность ориентации компонента или цепи компонентов относительно слушателя).

Низкочастотный громкоговоритель

В процессе сборки НЧ головки учитывалась и выстраивалась, как горизонтальная составляющая Векторов ее деталей (Линейная направленность "от АС к слушателю"), так и вертикальная (в рабочем положении головки эта составляющая должна быть максимально выражена и направлена "снизу-вверх"). Для этого сначала был определен Вектор направления корзины, потом с помощью относительного вращения было выбрано наилучшее (из трех возможных) положение передней шайбы магнитной системы относительно корзины, затем магнита, задней шайбы и керна. Переднее кольцо, подвес и центрирующая шайба так-же перед склейкой ориентировались в радиальном направлении относительно диффузора, а диффузор в сборе - относительно корзины.

Высокочатотный громкоговоритель

ВЧ головка, так же, как и НЧ громкоговоритель - без опознавательных знаков. Скорее всего немецкая, подобные конструкции магнитной системы были распространены в конце 1940х начале 1950х годов в приемниках Телефункен. По габаритам такая-же, как довоенные ВЧгромкоговорители Siemens с подмагничиванием - диаметр диффузора 11 см.

Трансформаторы

Оба трансформатора и дроссель переделаны из подходящих по мощности трансформаторов 1920х годов. Нашлись фотографии процесса сборки только сетевого трансформатора, за основу которого взят электролитический выпрямитель Balkite американского производства. Все трансформаторы намотаны по правилу правой руки, при этом выходной трансформатор намотан с возвратом каждого последнего витка в слое по прямой, а не намоткой каждого второго слоя в обратную сторону, как это обычно делается.

Направленность пластин магнитопровода в трансформаторах так-же учитывалась. Для этого был разработан метод, позволяющий собирать магнитопроводы без утомительного тестирования каждой пластины в отдельности. Перед тем, как начать вставлять пластины в каркас, накальная обмотка трансформатора включалась в разрыв сигнальной цепи Тестового Аудиотракта (см. фото "Сборка магнитопровода"). Для тестов выбиралась музыка без резких смен настроения (например Клавир Баха), по прошествии некоторого времени восприятие привыкало к измененной Окраске звучания, вызванной включением трансформатора в сигнальную цепь, при этом, последующая установка каждой пластины в каркас вызывала изменение звучания тракта, идентичное добавлению еще одного провода в сигнальную цепь. Если при установке Продольная направленность Ш-пластины не совпадала с Направленностью катушки и каркаса, в звучании появлялись признаки неправильно включенного провода, в этом случае Ш-пластина вставлялась с другой стороны каркаса. Так-же "на слух" определялась входные и выходные поверхности пластин (взаимное совпадение поперечных проекций Вектора пластин и каркаса), таким образом, каждая пластина устанавливалась максимум в четыре приема, несколько дольше, чем обычно, но гораздо быстрее, чем при определении Вектора каждой пластины в отдельности.

Немного лирики

С Направленностью магнитопроводов у меня одна интересная история, после которой я когда-то окончательно убедился в том, что восприятие Направленности и других аудио аномалий имеет к слуху лишь косвенное отношение и определенно не имеет отношения к Физике. Как-то, приступая к очередной сборке магнитопровода я разложил детали трансформатора на столе, припаял тестовые выводы к накальной обмотке и уже собрался подключить конструкцию к разрыву в сигнальной цепи, как меня что-то отвлекло и провод остался неподключенным, музыка при этом играла. Через какое-то время я вернулся к работе, сел за стол и привычным образом стал собирать пакет магнитопровода, тестируя каждую пластину "на слух". Работа была уже выполнена больше, чем наполовину, когда я наконец обнаружил, что не подключил систему к Тестовому Тракту. Сначала я решил, что изменения звучания, связанное с положением пластин в магнитопроводе - это самовнушение, не более, чем глюк. Однако, успокоившись и проанализировав свои ощущения (а они ничем не отличались от привычных и я успел определить Направленность как минимум сотню пластин, пока не обнаружил "подставу"), я решил проверить, что же я там наопределял на самом деле, пометил все собранные пластины, разобрал магнитопровод и собрал его по новой, по честному, в слепую, подключив на сей раз тестовые выводы в сигнальную цепь тракта. Каково же было мое удивление, когда я получил тот-же результат с обычной для таких, упрощенных тестов погрешностью 20% (!). Поразительное открытие, оказывается тонкие ощущения при прослушивании музыки возникают у нас вообще без всякой привязки к объективным, физическим процессам, а тестовые щупы были просто "психологическими костылями", позволяющими избежать внутреннего конфликта с догмами Радиотехники. "Музыка находится в сигнальной цепи и если не вмешиваться в сигнальную цепь, музыка останется неизменной" - оказывается такое подсознательное мышление долго меня не покидало, хотя сознательно я так не считал уже много лет.

Со временем, когда я избавился от психологических проблем и сомнений, я обнаружил, что для оценки тонких свойств предметов музыку вообще включать не обязательно, Окраску и Направленность можно определить просто повертев исследуемый предмет в руках и прислушавшись к своим ощущениям. см. "Векторная Направленность и фототехника".

Корпус

Технически, корпус изготавливался так-же тщательно и по тем-же методикам, что и Тестовый Аудиотракт - старое дерево, ручной инструмент и другие, обязательные для ясного звучания аудио системы вещи.

Результаты переделки

Звучание системы изменилось до неузнаваемости, я в очередной раз подивился тому, насколько старое дерево при умелом его использовании облагораживает аудио систему и как сильно зависят музыкальные впечатления от ориентации деталей громкоговорителей. Из музыки исчезли, либо снизились до приемлемого уровня неприятные призвуки и покрикивания, звук собрался, стал "напружиненным" и динамичным там, где это было необходимо и где этого обычно не хватает. Сшивка НЧ и ВЧ диапазона, вызывающая массу проблем в трактах с хаотичной Направленностью, в данной системе вообще оказалась незаметной, все "срослось" само собой, без каких-либо "швов" и артефактов. Удивила сила воздействия музыки, "проникающая способность" любимых и хорошо знакомых треков, пробирающих до позвоночных мурашек и приятного чувства удовлетворения от проделанной работы.

Антон Степичев, 15.07.2017 (по материалам 2011-2016гг)

Вопросы к автору:

  • Здравствуйте Антон!
    Покрывали ли Вы каким-либо лаком деревянные поверхности акустической системы и металлические элементы громкоговорителей?
    Что Вы думаете о влиянии лакировки на характер звучания? На неподобранных по направлению стенках обычной колонки, покрытие «правильным» лаком даже только внутренних стенок колонки дает заметный положительный эффект (по моему опыту). А при правильной направленности компонентов лак улучшает, или ухудшает звучание?
    С уважением.
    Александр.

    • Александр, здравствуйте.
      Корпус АС покрыт янтарным лаком в один слой, только для защиты от грязи. Меня на данном этапе интересовало влияние схемы Направленности АС, времени на настоящую лакировку (это около месяца) не было. Металлы я лаком не покрываю (если их не нужно изолировать), ценю «чистую» Ясность хорошего металла.

      Лак влияет на звучание достаточно разносторонне. Я бы рассматривал его влияние по трем пунктам — Окраске и влиянию на Мелодичность и Ясность. Покупные лаки, даже в тонком слое, чаще всего ухудшают звучание по всем трем пунктам, самодельные могут давать приятную (спокойную) окраску и Мелодичность но, опять-же, я не встречал лаков не ухудшающих Ясность. Мой янтарный лак ее тоже несколько ухудшает, но я с этим мирюсь тк на дальнейшие эксперименты с лаками пока нет времени.

      По лакам — обратите внимание на описание в статье положения лакируемых вещей при их сушке. Это методика снижает потери Ясности (Векторные потери) и ее можно использовать в любой АС, даже с хаотично направленными деталями корпуса. Например, если вы покрываете лаком громкоговоритель, надо сушить его диффузороом вверх, если шасси — то «вверх ногами».

Задать вопрос автору:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *