Компьютеры для аудио — PC386SX33 и MAC G3

Два проекта по переделке старых компьютеров для их использования в качестве цифрового источника звука.
Backtomusic team

Цифровой звук не обладает достаточной выразительностью, конек цифры — эффектность. Как красочная реклама, эффектность сначала поражает и приковывает внимание, а затем начинает надоедать своей назойливостью и раздражать. Жить с таким звуком невозможно, однако живой или аналоговый звук часто бывает недоступен и от цифры сегодня никуда не деться. В какой-то момент я смирился с этой мыслью, прикинул плюсы и минусы цифровых источников и решил вытащить максимум звука из компьютера. Среднестатистический компьютер играет менее интересно СД плейера, но компьютер — это мультиформатность и потенциальная возможность качественно записывать музыку в случае успешного апгрейда. В общем, решение было принято.

Первый, серьезный проект по переделке компа возник в 2007 году, когда я еще только начал разбираться с Векторной Направленностью. Тогда практически единственным, действенным «оружием» у меня были упорядочивание направленности проводников и использование винтажных материалов с благородной Окраской. Задача была собрать компьютер из самого старого железа, с помощью которого еще можно будет записать и воспроизвести файл с СД разрешением, затем заменить все, что можно на винтаж, а что нельзя облагородить «улучшайзингом», затем вставить полученный результат в корпус из старого дерева.

Железо для РС

На начальном этапе были исследованы разные модели компьютеров без каких либо переделок. Первое, что выяснилось, это деградация звучания современных компьютеров — более современные компы в большинстве своем играли хуже по всем важным для меня субъективным критериям звучания, в первую очередь это касалось «живости» — чистоты и естественности тембров акустических инструментов и голосов. В период с конца 1990х по конец 2000х гг компьютеры Apple в сравнении со своими одногодками PC играли заметно интересней, Apple деградировал так-же, как и PC, но опускался с некой, более высокой позиции (на сегодняшний момент продукция Apple уже ничем особым от PC не выделяется и сильно уступает звучанию своим моделям двадцатилетней давности). Таким образом я решил собирать старый Мак, однако по ходу дела выяснилось, что в сравнении с PС, совместимость софта и железа у старых Маков можно сказать отсутствует совсем. Конфигурации систем во всех моделях ограничены только парой-тройкой вариантов плат расширения и нельзя сказать, чтобы даже эти редкие варианты работали без проблем. Так-же оказалось, что настройки программного обеспечения Apple практически полностью закрыты для редактирования, тогда как в РС можно много чего «наковырять» на низком уровне. Еще Apple не предусматривал обратной совместимости операционных систем, то-есть на более новую модель нельзя поставить предыдущую версию операционной системы, что в моем случае было большим минусом. По факту получилось, что самый ранний рабочий вариант Мака можно было собрать из компонентов 1998-99 гв, тогда как РС из 1994-95г. Выбор пал на РС.

За пару лет интенсивных поисков было собрано большое количество старого, компьютерного барахла, — материнские платы от PC-286 до пентиумов, источники питания, ISA видео и звуковые карты, SCSI контроллеры для подключения ранних СД и винчестеров (старые материнские платы не поддерживают IDE винты больше 50-100 мБ, или поддерживает с большими глюками, первые СД рекордеры так-же были сказийными), память, шлейфы итд. Рабочий вариант компа получился из материнки 386-SX33 мГц без сопроцессора и кэша с минимумом памяти аж 1988гв, видеокарта VGA Вестерндиджитал 1991 гв, ScSI контроллер адаптек 1993, винт 2 Гб, СД рекордер — сказийная Ямаха 2Х4 1998г без корпуса. Звуковая карта — Antex SX-23e (самые ранние, профессиональные карты, которые можно за недорого купить на Ебей) с удаленной аналоговой частью. Для компа был сделан аналоговый источник питания, проводка питания разведена старыми проводами. Питание лампочек RE-11, работающих в предварительном усилителе — корректоре ЛП, сделано на кенотроне RGN354, экран для области корпуса, где установлены лампы сделан угольным лаком, обвязка ламп (резисторы и конденсаторы) самопальная. Корпус компа сделан из старого дерева и покрыт шеллаком.

В таком виде компьютер играл очень прилично, но оставались проблемы с надежностью хранения информации — старые винчестеры сыпались, а новые нельзя было поставить на старый контроллер, как из-за отсутствия драйверов, так и по причине ухудшения звучания. Наладить запись СД под ДОС мне не удалось и от этой идеи пришлось отказаться, но главной проблемой, с которой я столкнулся были глюки софта и драйверов, некоторые из которых остались не побежденными. Я думал, что решу эти проблемы позже с помощью профи и со своей, эзотерической стороны дела довел комп до рабочего, «играбельного» состояния, не пожалел времени на экстремальное упрощение конструкции, «улучшайзинг» с помощью наклеивания старой меди на микросхемы, дублирования дорожек старыми проводами, проводке параллельных земель по Контурам итд. Несмотря на глюки, в компе даже была сделана запись прямо под голым ДОС 5.0 (!), но специалиста по старому программному обеспечению в итоге так и не нашлось, комп несколько лет пропылился без дела и в конце концов был разобран на запчасти.

Apple Power Macintosh G3

Надежно работающий, бескомпромиссный РС 94 года я не осилил и переключился на продукцию Apple, планируя собрать машинку года 96-97. Маки тех лет редко встречались в продаже и были дороги, вскоре стало понятно, что реальный выбор не велик и из недорогих Маков можно без лишних поисков приобрести лишь несколько одинаковых G3-300mHz 98-99гв. Эти машины были не так хороши, как предыдущие модели, начиная с них Apple начал потихоньку терять свой бескомпромиссный подход к качеству и уделять больше внимания внешнему виду. Тем не менее, в сравнении с РС тех-же лет Power Mac выигрывал по всем параметрам безоговорочно и решение собирать Мак было принято.

Сначала мне удалось купить два рабочих компа, затем еще один нерабочий мак-сервер, ничем от обычного Мака не отличающийся кроме софта и использования SCSI винчестера. Все декоративные пластиковые накладки были сразу выброшены, компы разобраны на части из которых были выбраны наиболее подходящие по Направленности детали. Из системы были изъяты модем, плата Fire-wire и дежурного источника питания, оставлена только одна карта памяти на 128 мб. Выход и вход аудио сигнала был взят прямо с ножек встроенной в материнскую плату микросхемы ЦАП-АЦП CS4211 Apple и подключен через Проволочные Конденсаторы. Провода источника питания заменены и сориентированы по Контурам, дорожки платы продублированы старой моножилой.

На компьютер была установлена операционная система Mac OS 8.6 Classic, для воспроизведения музыки используются программа Audion на которой можно воспроизводить СД, WAV, МР3 (старые форматы) и слушать интернет радио старого формата, поддержка которых сейчас постепенно прекращается, но пока их еще достаточно много. Отдельно установлен плейер Sound Byte 3.1, более качественно воспроизводящий MP3. Загрузка файлов на комп организована по сети. Деревянный корпус и аналоговый источник питания я делать пока не стал тк все еще надеюсь найти более старые и перспективные с точки зрения звука Маки, а там источник и размеры материнской платы другие. Тем не менее, этот Мак играет достаточно деликатно, чтобы ежедневно слушать его во время работы без особого желания что-то менять-переключать, с другими цифровыми источниками у меня такой долговременной дружбы пока не возникало.

Антон Степичев, 21.03.2018 (по материалам 2007-2017г)

Вопросы и комментарии:

Page 2 of 2«12
  • Ссылка на архив с программами для Мас OS9 audiostuff_OS9. Лучший по звуку плейер — Soundbyte 183, но он крайне неудобный. Я слушаю Аудион, мп3 он играет хуже, но у него есть плейлисты и он играет интернет радио, для фонового прослушивания вполне.
    Coaster — это рекордер, которым я пользуюсь. Его отличительная черта — простота, безглючность и что важно — он не переписывает файл при сохранении после записи. Все остальные рекордеры (я их пару десятков перепробовал) переписывают временный файл по новой и это хорошо слышно, копия звучит хуже.

  • Здравствуйте Антон!
    Не знаю, в какой теме лучше задать Вам свои вопросы, выбрал эту.
    Вспоминая Ваш опыт по усовершенствованию компьютерного монитора, решил попробовать улучшить свой. Для начала, сделал самые простые и очевидные вещи: с кабеля питания снял пластиковую трубку, которая удерживает два провода вместе и немного развел провода питания. Попробовал поворачивать полярность включения вилки в розетку. С кабеля HDMI также снял пластиковую трубку (до экрана). Попробовал поменять начало и конец кабеля. В результате произошло следующее:

    1. Улучшилось звучание компьютера в плане большей напевности, свободы и длительности послезвучий. Причем. весьма, заметно. Поворот кабеля HDMI и смена полярности вилки питания также однозначно приводили к улучшению звука в правильных положениях.
    2. Изображение стало как-бы объемнее, смотреть фотографии и фильмы стало комфортнее для глаза, хотя я не могу еще словами выразить, что именно в изображении улучшилось.

    Вопросы:
    1. Получается, что «эзотерическое» улучшение схемы монитора, подключенного к компьютеру влияет одинаково эффективно и на изображение и на звучание компьютера?
    2. По каким критериям качества изображения производить оценку? Некоторые очевидные вещи, такие как замена деталей на «эзотерически» более хорошие, применение качественных проводов, снятие изоляции, раздевание элементов и т.п. однозначно будут влиять на изображение в плюс и не требуют точного «присматривания» к картинке. Но, например, при попытке изменения направления проводов уже придется сравнивать более точно. На что лучше обращать внимание с учетом Вашего опыта? Или можно обращать внимание только на звук, а картинка, при этом, будет автоматически улучшаться?

    Нужно сказать, что я очень впечатлен эффектом, произошедшим от столь малых изменений в мониторе. Я думаю, что такой сильный эффект получился из-за того, что я уже весьма серьезно усовершенствовал этот компьютер и думал, что по звуку уже мало что можно улучшить. Но оказалось, что модернизация монитора влияет и на изображение и на звук и в плане улучшения качества звука путем модернизации монитора есть еще большие резервы. Буду продолжать работы в этом направлении.

    • Получается, что «эзотерическое» улучшение схемы монитора, подключенного к компьютеру влияет одинаково эффективно и на изображение и на звучание компьютера?

      Да, изменения с одинаковым успехом можно оценивать и на глаз и на слух.

      2. По каким критериям качества изображения производить оценку?

      Те-же критерии, что и на слух. Иерархически наиболее важна и заметна ясность изображения. Ясное изображение по минимуму утомляет глаза, оно позволяет четко видеть (воспринимать), как мелочи, так и большие области текста или изображения не приглядываясь. В художественной фотографии важный момент, тесно связанный с ясностью — правильность передачи объема, глубины пространства. Соответственно, если после переделки монитора изображение стало при длительной работе меньше утомлять, то можно быть уверенным, что музыка, воспроизводимая на этом компе так-же будет иметь не такой сильно выраженный «цифровой» характер, как до переделки.

      Чувства человека каким-то образом связаны друг с другом, имеют одинаковую основу. Например, осязание так-же, как и зрение со слухом, передает тонкую информацию об исследуемом объекте. Лично у меня достаточно хорошо развита чувствительность рук, я пользуюсь этим свойством для проверки и перепроверки качества окраски и направленности предметов.

  • Спасибо за пояснения, Антон!
    Сейчас занялся блоком питания монитора — вместо моста ставлю однополупериодный выпрямитель на правильном диоде, убираю лишние фильтры и дроссели, ставлю хорошие конденсаторы и резисторы и т.д., т.е., делаю по той же схеме, что делал раньше для аудио. Потом займусь и внутренностями монитора. Надеюсь на дальнейшее улучшение звука и изображения.

Page 2 of 2«12

Добавить комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *