Тонкая акустика помещений

Основы Тонкой Акустики представлены в статье, как хроника необычного аудио-апгрейда жилой комнаты в современном, многоквартирном доме, целью которого было изучение влияния упорядоченной Направленности предметов обстановки на звучание музыки и общую энергетику помещения. В статье собрано достаточно интересных, субъективных фактов, чтобы рассматривать Тонкую Акустику, как отдельный предмет для изучения.
Антон Степичев

Статья написана для узкого круга ценителей музыки и аудиофилов. Предполагается, что читатель хорошо знает, что такое Направленность, если это не так, то для начала имеет смысл прочитать статью Контуры электрических цепей, которая введет вас в курс дела, затем статью Векторная Направленность Радиокомпонентов, откуда станет понятно, что Направленность трехмерна и свойственна не только проводникам, но и диэлектрикам, то-есть, всем твердым, окружающим нас, материальным предметам. Оба этих фактора, наряду с отношением к аудио-тракту и комнате прослушивания, как к единому целому, делают точное соблюдение Направленности на порядки сложней привычного «перетыкания кабеля». Насколько это сложно и что получается в процессе преодоления этих сложностей вы можете узнать, прочитав эту статью.

***

Среднестатистический HI-FI иногда вполне прилично играет в домах дореволюционной постройки, в то же время, его почему-то невозможно слушать в большинстве других, сходных по габаритам помещений в современных зданиях. Профессионалы-акустики в подобных случаях говорят о высоте потолков, удачных и неудачных пропорциях, поглощениях, отражениях итп., но все это выглядит логично только, когда речь идет о звуках и плохо стыкуется с реальностью, когда дело доходит до прослушивания музыки. По моему опыту, в помещениях со сходной акустикой различия в воспритяии музыки часто оказываются несравненно большими, чем это можно было бы объяснить теоретически, при этом впечатления меняются по причинам, никак не относящимся к акустике и психоакустике. Наиболее яркий пример такого несоответствия — время постройки здания. Как-то я был сильно впечатлен звучанием музыки в полуподвальном помещении старого фонда со стенами из очищенного кирпича и сводчатыми потолками — звук там был не особо ясным, но чрезвычайно красивым и убедительным. Позже я не раз сталкивался с этим, странным явлением, экспериментировал в старых домах, в разных помещениях, с разной аудио-техникой и убедился, что это не единичный случай, а закономерность. Энергетика лофтов бывает настолько сильна, что даже обычная, современная проводка приобретает там красивый тембр, а винтажный провод при удачном стечении обстоятельств, как по волшебству, становится колоратурным.

С точки зрения Тонкой Акустики, наихудший вариант городского помещения — это комната в новодельной многоэтажке с пресловутым евроремонтом. Ни о каких особых музыкальных тонкостях тут говорить не приходится, перспектив приблизиться к звучанию старого фонда в такой комнате нет. По иронии судьбы, именно такой вариант достался мне — новостройка 1990х годов с тяжелой, унылой энергетикой. Комната используется, как мастерская, кладовка и даже, как спальня; акустически, она так-же не представляет никакой ценности, все пространство вдоль стен от пола до потолка заставлено стеллажами и полками с инструментами, пластинками, приемниками и аудио оборудованием. Размеры 2.9 на 4.6, потолок 2.5 метра, из положительного — мягкий резонанс в районе 40 Гц (продольный размер комнаты, смягченный оконным проемом), все остальное — отрицательное, особенно достают добротные всплески на 60, 75 и гул на 130(+/-15)Гц. Но тем интересней было попробовать сделать из комнаты что-то аудиофильски-приемлемое, используя только тонкие методы воздействия на ее звучание.

Комната

По уму, сначала нужно было освободить комнату до голых стен и начинать работу с нуля, но вывозить барахло было некуда и все началось с замены предметов обстановки из ДСП и пластика на деревянные. Где-то за год все полки, стеллажи и даже кровать в комнате были переделаны с использованием покупного, деревянного массива, в комнате так-же зажили с десяток довоенных приемников, патефон и коллекция из пяти тысяч пластинок, половина из которых была шеллачной. По ходу дела исследовались варианты расположения предметов в комнате, мебель переставлялась так и эдак, тем не менее, результат был неудовлетворительным — дерево вносило свои положительные коррективы в Окраску звучания комнаты, но тракт, так же, как и раньше, играл без нареканий только в ближнем поле, стоило отойти от него на пару метров и музыка распадалась, тембры нищали и грубели. Рядом с массивными предметами звучание непредсказуемо менялось: где-то музыка раскрывалась, в другом месте теряла силу. В итоге пришлось признать, что манипуляции с мебелью из стандартных, деревянных щитов не эффективны, нужна другая обстановка, имеющая равномерную ауру, такая, чтобы с помощью ее ориентации можно было заставить комнату чисто «петь» в необходимую сторону. Соответственно, обозначился следующий этап аудио-апгрейда — стеллажи и полки предстояло разобрать, распилить на рейки и переклеить их Сонаправленно. Работа выглядела слишком сложной и я еще долго не мог за нее взяться, занимаясь решением задач попроще.

Коллекция пластинок

Хаотичная энергетика коллекции пластинок стала доминировать в комнате, когда их количество перевалило за три тысячи, я пытался как-то повлиять на ситуацию, собрал для них пару хорошо звучащих, деревянных стеллажей (от пола до потолка в метр шириной каждый) и установил их к задней стене напротив АС. Однако, пластинки оказались сильнее стеллажей: когда все они были расставлены по полкам, интересное звучание, свойственное пустым стеллажам куда-то исчезло, а произвольно сориентированные и, как шпроты в банке, тесно прижатые друг к другу пластинки вызывали ощущение дискомфорта уже с расстояния полуметра. Когда отрицательное влияние коллекции на акустику стало очевидным, пришлось взяться за определение оптимального расположения каждой пластинки и каждого конверта, что в общей сложности заняло, наверно, не одну неделю. Дело было давно, техника тестирования таких вещей была не отработана и кончилось все тем, что большую часть винила я из комнаты вывез, оставшуюся часть стал держать в самодельном деревянном шкафу с дверцами. С неприкрытыми торцами в комнате остались только полтора метра отборного, тщательно уложенного шеллака на боковой полке под потолком, который в таком, «причесанном» виде, вел себя достаточно прилично.

Аудиофильская люстра

* — здесь и далее «Ясность» это не психоакустический параметр, зависящий от АЧХ и реверберации, а субъективная характеристика звучания («Музыкальная Ясность»), которая зависит от тонких причин и может быть приемлемой в условиях, когда с точки зрения Психоакустики достигнуть ясного звучания невозможно.

История с освещением началась еще во времена открытия Контуров и продолжается по сей день. Однажды я обратил внимание на то, что Ясность* звучания ухудшается при включенном свете и сделал вывод, что замыкание электрической цепи активирует плохие и хаотично направленные современные проводники люстры, делая их влияние на звучание тракта более значимым. Я переделал проводку своей пятирожковой люстры винтажной моножилой в соответствии со схемой Контуров, получил ожидаемый, приятный результат: в звуке появлялась округлая, винтажная окраска. Удовлетворившись проделанной работой, я долгое время не считал освещение комнаты узким местом своей аудиосистемы, занимаясь другими проблемными местами, пока в какой-то момент, уже с новым, более утонченно звучащим трактом я не обнаружил, что если я становлюсь под включенный люстрой, музыка теряет часть своей силы. На сей раз я обошелся с проводкой более кардинально: были переориентированы лепестки и крепеж патронов ламп, в скрытой проводке из трех проводов были выбраны два встречно направленных провода, все пять ламп теперь включались одним, старым выключателем с барахолки, все было соединено по Контурам. По ходу так-же выяснилось негативное влияние самих ламп накаливания, я стал выбирать лампы, снизил их количество до трех и оставил их в наилучших по своему влиянию на звучание рожках люстры. Увы, это не помогло, я продолжал чувствовать отрицательные моменты и старался не включать свет без особой надобности.

Позже я попытался решить проблему, вооружившись знаниями о Векторной Направленности проводников и диэлектриков, разобрал люстру до винтиков и выбрал подходящие по Направленности детали, которых хватило как раз на три рожка. Три — так три, люстра была собрана и на сей раз я почувствовал выраженный, положительный результат. Однако, еще через пару лет из-за очередного, возрастного ужесточения требований к звучанию, ситуация «под люстрой» проявилась в том-же ключе, что и раньше. Я исправил несколько ошибок, допущенных при предыдущем апгрейде, поигрался с разными типами ламп, фазами и подводкой электричества — безрезультатно, отрицательное влияние включенной люстры оставалось неприемлемым и люстра была вынесена на помойку. Ее место занял дореволюционный, керамический патрон в латунной окантовке, при этом, сразу полегчало, но отрицательные моменты при включении света полностью не исчезли и пришлось снова вернуться к настольным лампам на стеллажах вдоль стен. Причиной проблемы, в итоге, оказалась бетонная плита потолочного перекрытия, уложенная при постройке «вверх ногами». Отрицательное влияние неверно сориентированной, железобетонной плиты на провода, проложенные в ее внутренностях и на ввинченный в нее крюк (прекрасный, самодельный крюк из старого, кованного железа между прочим) оказалось неискоренимым.

Аудиофильская табуретка

Распиливать длинные рейки удобно на двух одинаковых табуретках, я часто столярю и давно завел себе такую пару — сделал их из толстой фанеры. Несколько лет они жили со мной без всяких проблем, пока однажды я не заметил, что сидя на табуретке периодически ошибаюсь во время тестов. Вычислить необычную проблему оказалось не просто, на подобные вещи обращаешь внимание в последнюю очередь и я решил проверить табуретки, когда уже перебрал с десяток других вариантов. Обе, по закону подлости, оказались собраны шиворот навыворот, то-есть, лист фанеры был когда-то размечен на входной плоскости, с той-же стороны были просверлены и раззенкованы отверстия под шурупы, а потом собран наихудший с точки зрения Направленности вариант — входной плоскостью наружу. Табуретки, понятно, пришлось выворачивать наизнанку, получилось некрасиво, но «сидячие тесты» теперь не проблема.

Звучание фанеры

Чаще всего фанера звучит интереснее ДСП, но использую я ее редко и с неохотой — фанера звучит недостаточно Ясно, ее слои направлены хаотично и, как следствие, у нее плохо выражено оптимальное Направление звучания. На мой взгляд, у фанеры есть только одно достоинство, которое делает ее привлекательной для HI-FI — что и как из нее не собери, а с точки зрения Окраски всегда получится нечто усредненно-деревянное, без резких отклонений от нормы. Покупной массив в этом смысле ведет себя менее предсказуемо — в отличие от фанеры, каждая рейка массива выходит на лицевую поверхность, массив содержит меньшее относительное количество клея, таким образом, звучит он более Ясно, но разнонаправленность реек делает его Окраску неравномерной, появляются «стреляющие» ноты и тому подобные, неприятные моменты. В среднестатистическом HI-FI, несмотря на относительно плохую Ясность, по сумме плюсов и минусов фанера часто выглядит предпочтительней.

Аудиофильские тапочки

Эпизод с тапочками по своей сути — реплика эпизода с табуретками. Были у меня любимые тапки, верх и стелька — кожаные, подошвы резиновые. В какой-то, очередной момент прозрения выяснилось, что подошвы, приклеенные не той стороной были причиной серии обидных ошибок в тестах. Те тапочки я давно выбросил, ношу сейчас только войлочные. При покупке предварительно проверяю их на кошерность, сейчас даже войлочную обувь иногда умудряются сделать так, что она по ощущениям становится похожа на поролоновую.

Массив

Большинство мебели в комнате — полки, стеллажи, дверцы шкафов и даже кровать были собраны из покупного массива. Все это дело предстояло разобрать, распилить по швам, рассортировать полученные рейки по размерам и распилу (тангенс, радиал, правый и левый косослой), определить их Направленность и склеить их так, чтобы новые щиты представляли собой «единое, тонкое целое» с естественно выраженной Направленностью в необходимую сторону. Работа делалась вручную, отсутствие свободного места в комнате вызывало массу неудобств и на переделку щитов у меня ушло несколько месяцев практически без перерывов. Рутина меня откровенно достала, я стал делать какие-то, совсем уж глупые ошибки, нужно было взять паузу, но мысль созрела слишком поздно. Одна из ошибок стала фатальной для Тестового Аудиотракта, свалившегося с верхней, угловой полки, когда я пытался организовать там подобие Энергетического Рупора для упрощения тестов. По ходу дела я несколько раз менял ориентацию несущих шпилек и их крепежа, кончилось все тем, что после очередной разборки-сборки я не расклинил один из дюбелей и он через какое-то время выскочил из отверстия. Аккурат в четыре часа ночи, на радость мне, обезумевшему коту и соседям снизу все хозяйство неожиданно грохнулось сначала на край стола, потом со смаком и хрустом перевалилось через край и размазалось по полу. Хорошо, что не на голову.

Тестовая АС

Лишившись Тестового Аудиотракта (ТА), я был вынужден отвлечься на сборку специальной, тестовой АС. Корпус ТА был собран когда-то по схеме «снаружи-внутрь», которая была навеяна рисунком магнитных линий трансформатора. Были и более веские причины, подтверждающие красивую, трансформаторную версию: первое — неоднократно проверенная предпочтительная Направленность стола стойки под аппаратуру «снизу-вверх» согласовывалась с Направленностью днища ТА «снизу-вверх» и второе — корзина громкоговорителя, использованного в ТА имела направленность снаружи-внутрь (сейчас я знаю, что это не правильно, а тогда не знал), соответственно, во время предварительных примерок этот громкоговоритель звучал привлекательней, если прислоненная к нему передняя панель АС имела такое-же Направление «снаружи-внутрь». В итоге получилась неоптимальная схема корпуса ТА со специфическим звучанием, которая впоследствии, в определенных условиях, точнее, при отсутствии этих условий, затрудняла выбор правильного направления. Новая колонка была собрана по другой схеме, которая по факту тоже оказалась неоптимальной, АС пришлось распиливать по швам и переклеивать новый вариант, однако и второй вариант был тоже впоследствии забракован. Тем не менее, второй вариант тестовой АС (см. рис) уже давал лучший, чем ТА ориентир для тестов и в итоге хорошо послужил своему делу. От следующего варианта схемы — АДАС он, по большому счету, отличался только Направленностью днища и всего, что на этом днище было установлено внутри колонки.

Аудиофильский пол

Изначально в комнате на бетонный пол были уложены деревянные лаги на подкладках, сверху ДСП, затем линолеум. Пол пришлось полностью разбирать, определять Направленность подкладок, лаг и ДСП, затем укладывать их в Направлении «снизу-вверх, от АС к слушателю». Часть ДСП при этом надо было перевернуть и/или прокрутить, в итоге листы пришлось перекраивать и складывать черный пол с нуля. С чистовым полом все оказалось еще сложнее: изрядно походив по магазинам и пощупав паркет и доски, я так и не смог ничего выбрать, дерево было откровенным г, распил досок в пакетах хаотичный, а мне нужен был только тангенс. С огромным трудом удалось найти контору, где можно было наскоро выбрать дубовую, шпунтованную доску, купить ее с запасом, спокойно протестировать дома, а затем вернуть неподходящую часть. После того, как прямо в комнате доски были отобраны и сложены в одинаковом продольном направлении лицом кверху, обозначилась еще одна проблема: примерно у половины досок выступ шпунта оказался в одну сторону, а у оставшейся части — в другую. Казалось бы, ничего страшного, надо дополнительно сделать деревянную планку-шип и с помощью нее склеить проходящие по центру комнаты пары досок «мама к маме». Из комнаты были вывезены необходимые инструменты, я заказал планку в конторе, где к тому времени уже вел переговоры по доскам для стен, мне пообещали ее сделать «не сегодня, так завтра» и продинамили. Пришлось по ходу укладки пола второпях вклеивать какие-то вставочки, выструганные на коленях, все бы было ничего, но паркет оказался сырой (божились, что высушен как для мебели). После отопительного сезона доски усохли, хилый шов в центре разошелся, выдрав все мои вставочки и я в итоге стал счастливым обладателем аудиофильского пола с щелью посреди комнаты, хоть опять выноси мебель и перекладывай заново. Но, не в пример внешнему виду, функцию «тонкого экрана» пол выполнял хорошо и я решил его не трогать, ибо нефик.

Стены и потолок

К тому времени, когда дело дошло до стен, схема тестовой АС уже была признана неверной и я перешел к схеме АДАС. Схема комнаты тогда представлялась мне аналогичной АДАС, но с плоскостями, направленными внутрь помещения. Для ее реализации две продольные стены комнаты, вдоль которых распространяется звук, нужно было складывать из шпунтованной доски радиального распила, при этом было два варианта укладки досок: 1 — все доски расположены вертикально, внешняя боковина каждой доски «смотрит на слушателя» или 2 — все доски расположены горизонтально, внешняя боковина каждой доски «смотрит вверх». Продольная направленность (от корней к кроне) у дерева выражена несколько больше, чем радиальная (от центра ствола к коре), соответственно, было выбрано горизонтальное расположение досок, предположительно имеющее меньшее сопротивление распространению «тонких акустических волн» от АС к слушателю. У двух других стен необходимо было сформировать Направленность «снизу-вверх и снаружи-внутрь», для этого подходил тангенциальный распил досок, установленных вертикально. На потолок так-же был нужен тангенс, чтобы в итоге получить Вектор «от АС к слушателю и снаружи-внутрь».

Реализация идеи, как обычно, превратилась в одну, большую проблему: выяснилось, что стройматериалы, в отличие от музыкальной древесины, никто не пилит под определенный распил, более того, из всех «мастеров» по деревозаготовке и деревообработке, с которыми мне довелось столкнуться, никто уверенно не знал, что это такое — распил и с чем его пьют. Понятно, когда приходится объяснять людям не связанные с их профессией моменты — например, необходимость сверяться с метками Направленности на казалось-бы симметричных заготовках, но тут еще на вполне объективном этапе я уперся в стену непонимания и нежелания ничего понимать — даже с подробными объяснениями и рисунками народ гнал лажу, а когда я об этом говорил, смотрел на меня, как на больного. Ладно, с большим трудом, но доску я в итоге получил. Дерево, как сейчас принято, — полусырое и обработанное твердосплавными инструментами, оказалось по звуку разве что лучше ДСП. Проблемы были и с точностью распила, в первую очередь это касалось радиальных досок, которые можно сделать только из толстых стволов по заморочистой схеме раскроя бревна, редко используемой для строительных целей. Здесь мне пришлось в основном выбирать не то, что нужно, а то, что хоть как-то подойдет и, несмотря на то, что по количеству был взят запас 50%, чистого радиала после всех отбраковок набралось только четверть от необходимого, остальное оказалось так или иначе скошенным. Вдобавок ко всему, доски мне пилили в два приема и умудрились сделать это так, что шпунты из первой партии не стыковались со второй. На складывание стен, в итоге, я потратил больше недели, звучание, правда, стало радовать уже на промежуточной стадии и я не особо расстраивался.

Аудиофильское окно

Оконный проем и балконная дверь были сделаны из дерева, и дерева неплохого, но с Направленностью там, естественно, царил бардак и само-собой напрашивалось решение о полной замене окна и проема. От одной мысли, что мне опять придется общаться с профессионалами деревообработки у меня пропадало желание что-либо делать, поэтому я решил просто вытащить максимум из того, что есть: ободрал краску, удалил гипрок из оконного проема, разобрал на части двери и окна. Задачей было собрать все так, чтобы соблюсти хотя-бы вертикальную составляющую Направленности проема «снизу-вверх», точная, Векторная Ориентация в данном случае была невозможна. Правильно собрать удалось дверные коробки, одну, внутреннюю дверь и два окна, остальное было с ошибками, хоть и меньшими, чем изначально. Все новые детали — деревянная обшивка ниши, щит, закрывающий батарею, планки, заменяющие оргалит в нижней части балконных дверей и штапики были сделаны, как положено. Комплект нормальных петель, замков и ручек удалось собрать из других комнат.

Все, что известно на данный момент о Тонкой Оптике и направленности стекол в частности, опубликовано в разделе Фототехника.

Отдельно стоит сказать про стекла. Стекло, как все другие, материальные предметы, имеет Направленность, которая при определенном навыке может быть определена как минимум тремя способами — «на ощупь» (тактильно), «на слух» и «на глаз». В моем случае выяснилось, что без переделки можно было правильно сориентировать только два стекла: от балконной двери и одно оконное. Второе дверное стекло было направлено поперечно, из него были вырезаны две новые форточки, оставшиеся два больших стекла с подходящей ориентацией были заблаговременно найдены на помойке и дома уже подрезаны в точный размер. Помойка пришлась кстати по двум причинам: 1 — чтобы не связываться со стекольщиками, которым без проведения предварительных тестов пришлось бы заказывать четыре стекла вместо двух, при этом ставить условие, что пары одинаковых по размеру стекол должны быть вырезаны из одной и той-же заготовки, одно «одинаковое стекло» должно быть размечено продольно заготовке, а другое — поперечно. Опыт общения на подобные темы говорил, что меня либо пошлют, либо не поймут, либо и то и другое. 2 — в сравнении со старыми стеклами двадцатилетней давности, новые стекла, которые мне удалось вскользь пощупать-поглядеть, были хуже по своим тонким свойствам.

Результаты эксперимента

Поначалу комната у всех ассоциируется с баней или дачей, при этом, у восприимчивых людей скепсис обычно проходит еще до того, как заиграет музыка. В обновленной комнате появилась достаточно комфортная, отличная от других помещений в квартире атмосфера, она стала своего рода энергетическим островком безопасности в доме и это начинает чувствовать практически каждый, кто в ней находится какое-то время. Ощущения в комнате, конечно, не стали сопоставимы с атмосферой старого, деревенского сруба, где практически не ощущаешь дискомфорта, связанного с ограничением пространства, но необычно структуированная энергетика окружающей обстановки, при прочих равных, дает теперь хорошую фору любому, другому помещению, когда дело доходит до прослушивания музыки. Правильное расположение предметов между АС и слушателем, экстраординарная музыкальность обеих активных АС в большинстве случаев делают каждого, неподготовленного слушателя «узким местом системы», вызывая у него растерянность и непонимание сути происходящего. Часто я слышу адекватные оценки только задним числом, через день-другой или после повторных прослушиваний, что вполне объяснимо: в звучании отсутствуют привычные, аудиофильские акценты и ориентиры, все играет слишком необычно. Музыка наполняет комнату равномерно, вуалирует погрешности Акустики, обволакивает со всех сторон и мягко втягивает в прослушивание. Если надо отвлечься, то система «отпускает», не навязывая себя во что бы то ни стало, как это обычно происходит с HI-FI. Эти удивительные ощущения, которые я сам до сих пор не могу полностью распробовать, подчеркивает Аудиофильская Кровать, на которой каким-то образом обостряются чувства, музыка обретает дополнительную внятность и новые смыслы.

Интересная деталь — комната стала чрезмерно интерактивной, она демонстрирует свой характер, изменяя интерпретацию музыки в зависимости от того, кто и как ее слушает. Она раскрывается до конца только, когда находится наедине со мной. Она не любит «показывать себя», когда вокруг много посторонних, особенно далеких от музыки людей, обижается и «замолкает», если на нее долго не обращают внимание. Она проявляет свое высокомерие и не играет с полной отдачей, когда в доме собираются родственники, в этом случае ее максимум — комфортный фон для пустых разговоров.

В комнате, так же, стало на удиление прилично восприниматься стерео звучание, которое до этого долго слушать было невозможно. Попытки слушать оба канала раньше всегда кончались одинаково — после нескольких минут «шокирующей эффектности» музыка начинала раздражать артефактами и неестественной сценой, вызывая непоборимое желание вернуться к монофоническому звуку. Не последнюю роль в реинкарнации стерео сыграла специфическая пара АДАС — Энергетический рупор, где проблема плохой цельности образа и потерь Ясности в ближнем поле решалась долго и упорно в монофоническом варианте. Отчасти благодаря навыкам, полученным во время настройки звучания обеих АС и удалось получить удовлетворительный стерео результат. Моно, при этом, осталось незаменимым, аудиофильским деликатесом. На мой взгляд, когда речь идет о музыкальных тонкостях, стерео может лишь приближаться к моно и никогда не станет ему равным.

Полезная информация

Вектор деревянной доски можно определить по рисунку годовых слоев на торцах и по сучкам, центр которых практически всегда смещен вверх, в сторону кроны. Это не 100% метод, иногда встречаются стволы у которых центры сучков расположен посередине или даже смещены вниз. С высокой вероятностью продольную Направленность можно определить по сквозному сучку — выход сучка с внешней стороны доски чаще всего смещен к кроне. Если нет навыка в тестировании, имеет смысл покупать доски, на каждой из которых есть хотя-бы один, хорошо «читаемый» сучек и отмечать начало и конец каждой детали перед тем, как распиливать доску на части.

Покупная доска звучит плохо или, если не повезет, то очень плохо. В первую очередь это связано с неправильной, принудительной сушкой в электрических печах и обработкой древесины режущим инструментом с плохой энергетикой. Обе причины вызывают неисправимые погрешности в звучании дерева, когда дело касается акустических музыкальных инструментов. Для мебели и обшивки стен требования, конечно, не такие жесткие и ситуацию можно кардинально улучшить, если дать дереву досохнуть хотя бы в течении года, установив доски так, как они росли, то-есть корнями вниз, а затем обработать все поверхности ручным рубанком. Более простой, но менее эффективный способ — прогрев уже готовых стен и мебели строительным феном до легкого потемнения. Для предотвращения подгорания дерево должно быть пропитано шеллаком или маслом.

PS — Мысли о Несомости

Термин «Несомость» (Носкость) со слов Скучика ввел еще Гельмгольц. Он обратил внимание, что при прослушивании музыки с большого расстояния, затухание громкости некоторых музыкальных инструментов неестественно мало, звук таких инструментов выделяется на общем фоне и воспринимается более отчетливо. Для описания феномена он начал использовать термин, характеризующий субъективное ощущение громкости, независящее от физической силы звука. Гельмгольц, Скучик и многие другие акустики искали объективные причины своим субъективным ощущениям, однако ни одна из предложенных ими гипотез не смогла до конца состыковать Несомость с законами Физики. Застрявшую в противоречиях тему в 2006 году сдвинул с места АМЛ, показав на пальцах, что проблема в принципе не решаема средствами Физики. Аргументы мэтра Радиоэлектроники мало кого убедили, большинство вообще посчитало их недостойными внимания, но новый подход к проблеме был обозначен четко и это, определенно, одна из главных заслуг АМЛ в области Аудио.

Несомость ранее рассматривалась только, как атрибут источника звука. Сейчас стало понятно, что все обстоит несколько сложней — феномен в равной степени зависит как от источника, так и от помещения, в первую очередь — от предметов обстановки, находящихся между источником звука и слушателем (S), а так-же от предметов, находящихся в непосредственной близости от этой области, сопоставимой с расстоянием S. Несомость, по своей сути, во многом является синонимом Ясности, но, на мой взгляд, Несомость больше подходит для определения характеристик помещения, его способности «транслировать» звучание источника на расстояние с минимальными потерями Ясности. Таким образом, можно сказать, что хорошая Тонкая Аустика в помещении это то же, что и хорошая Несомость звука в помещении. Но это так, мысли вслух, вялая попытка навести хоть какой-то порядок в тонкой терминологии.

Антон Степичев, 19.10.2017 (по материалам 2007-2017г)

Текущие Вопросы и Комментарии

Page 2 of 3«123»
  • Антон, в 90-х годах я перешёл на ламповый однотакт, очень много экспериментов с ним ставил, как раз изучал влияние деталек, их направленостей, ну и вообще всё такое. И как называется «реализовал всё что знал на тот момент», решил попробовать с транзисторами «с новым уровнем знаний», оказалось, что там точно те же принципы работают и решил узнать где у транзисторных схем «потолок качества». Ну вот так и получается, что «потолка» так до сих пор и не увидел.
    Вот, например, выяснилось, что японские транзисторы вообще с каким-то несколько убогим звуком (кстати, у японцев вообще как-то всё не очень по звуку). Я все подходящие транзисторы перепробовал что нашёл в продаже и появилось мнение что есть что.
    Даже советские порой и то в чём-то лучше. Но всё равно именно среди современных импортных нашёл боле-менее приличные. А далее опять хитрости — тип один и тот же, но звук отличается в зависимости от партии. И вот покупаешь в разное время в разных местах один и тот же тип, но из разных партий. А с мелкими (ТО92) ещё хитрее — там на корпусе штампик стоит с символом, транзисторы на ленте, т.е. одна партия, но символы разные и звук разный. Более того, этот символ может быть пропечатан ровно, а может быть чуть развёрнут по либо по часовой стрелке, либо против часовой, если развёрнуто, то есть неприятный окрас со смещением тонального баланса, либо звук светлее, либо темнее и в обоих случаях более зажато, но вот где символ ровно по вертикали — там звук максимально ясный, тонально ровный. Из сотни штук можно отобрать ну штук 5 подходящих. Но и они могут оказаться после хуже, чем из следующей партии, тут не угадаешь. Но я теперь научился «заочно» определять надо ли сейчас покупать или нет, это упростило задачу с поиском.
    Так что вопрос — почему до сих пор не сделали полноценных по звуку транзисторных усилителей мне ответ очевиден как 2х2, в ближайшие лет 50 и не сделают. Но мне просто интересно, вот и занимаюсь и на лампы уже не перейду.
    И ещё интересный момент. На мр3 нет 75% физической информации про звук, выкинуто. Но все эти изменения в ощущениях прекрасно слышны. Это лишь подтверждает гипотезу, что есть физическая составляющая звука где все эти АЧХ, ФЧХ, гармоники, шумы, а есть «энергетическая» составляющая которая находится во вне. Потому запись может быть сколь угодно физически не полноценной, но при этом может оказаться живой по звуку и наоборот — современные цифровые записи 2000-х с виду физически качественные, всё на месте, но звук совершенно мёртвый, пустой, слушать очень тяжело. Цифровые записи исполнителей 1960-1970х много лучше, звук более живой. Хуже стало в 1980-х и много хуже в 1990-х. Сейчас вообще полный мрак. И опять же прав был Лихницкий когда говорил про «эволюцию» деградаций качества записей, что чем современнее тем хуже становится. Думаю, что здесь есть ещё момент связанный со старением записей — чем старше запись (лента, пластинка, компакт) тем более живой звук будет в итоге. Свежезаписаный компакт звучит более мёртво чем тот который пролежал уже месяц (кстати, хранить диски надо вертикально, в темноте и чтобы не сдавливали друг друга).
    И про моно-стерео тоже есть проблема. Да, моно звучит более живо чем стерео. Причём, оно даже у цифры так. В звуковом редакторе можно сделать двухканальное моно (две идентичные огибающие в окне редактора), а можно один канал с одной огибающей, там и там звучит на оба канала, но моно (с одной огибающей) звучит более живо, более интересно. И совсем плохой звук с 5.1, т.е. этот многоканал хоть и может давать «звук вокруг», но стерео даёт звук тоже в объёме, но при этом звук более живой чем у многоканала. Ну и моно-записи однозначно надо слушать через один канал усилителя и одну колонку.

  • Антон, Вы улыбнетесь, но я с ламп перешел на германиевые транзисторы, а затем на японские микросхемы 80-х. При соответствующе «обработанных» (раздетых, отполированных, лакированных и т.д.) и самодельных других радиоэлементах, при отключенной отрицательной обратной связи эти микросхемы, на мой слух, звучат прекрасно. Кстати, я думаю (возможно, неправильно), что «эзотерически» микросхема — это один элемент и это, возможно, лучше с точки зрения минимизации компонентов, чем несколько транзисторов, или ламп.

  • прав был Лихницкий когда говорил про «эволюцию» деградаций качества записей, что чем современнее тем хуже становится.

    Господа, вы, как я понимаю, согласны с утверждением АМЛ о деградации звукозаписей в процессе совершенствования звукозаписывающей аппаратуры, во всяком случае, Алексей высказался однозначно. При этом, считаете транзисторы и даже микросхемы лучше ламп. На мой взгляд тут явное противоречие, просто логически не сходится. Как вы объясняете этот момент?

  • У меня нет однозначного мнения в отношении деградации записей в процессе совершенствования. Я часто слушаю радио Орфей (приемник я полностью переделал на самодельные конденсаторы, резисторы, максимально упростил тракт и т.д. и т.п.). Этот приемник у меня превосходит по эмоциональности и чистоте звучания все мои другие источники сигнала (миникомпьютер (кстати, тоже переделанный с питанием от однополупериодного селенового выпрямителя, с выкинутыми СМД конденсаторами, дросселями и резисторами и т.д. ), CD плеер, ЭПУ). Так вот, мне больше всего нравятся по качеству живые концерты (сегодняшние — 21 век) в реальном времени, которые, к сожалению, весьма редко идут по этому радио. Записи разных лет, которые передают по радио, на мой слух, бывают разные, и не всегда старые лучше новых. Хотя, в среднем, конечно, старых записей больше хороших, чем новых.
    А по лампам, транзисторам и микросхемам у меня сложилось мнение, что они не являются определяющими и доминирующими при достижении качества звучания. На мой взгляд, даже выпрямительный диод и трансформатор больше влияют на энергетику и свободу звучания, чем лампа и транзистор. (Правда, признаюсь, что я не работал с лампами 20-х 30-х годов, но «черепашки» слышал и качество их знаю.) Качество конденсаторов и резисторов также не менее важно. Любым одним неудачным радиоэлементом и проводом можно напрочь убить достигнутое до этого хорошее качество звучания.

    • ИМХО:
      1 — Живые концерты — отдельная тема, их нельзя включать в статистику, тк при их сравнении со студийными записями не соблюдается принцип «при прочих равных». В живую и звукорежиссерам не развернуться (тракт записи более короткий) и сами исполнители не перезаписывают каждый тейк по десять раз, как в студии. Оба фактора улучшают живость исполнения относительно студийных версий тех-же звукорежиссеров, исполнителей и произведений.
      2 — Старые записи не всегда лучше современных, речь идет об общей статистике и о ТОП-10 наиболее музыкально звучащих, студийных записей.
      3 — «Лампа и транзистор» — это просто пример, частный случай, одно из косвенных доказательств того, что старые вещи имеют более утонченное звучание тк лампы легко переткнуть и оперативно в этом убедиться. Современная лампа звучит менее музыкально старых транзисторов 1960х, но ни один транзистор или диод не сможет вытянуть из музыки те тонкости, на которые способны лампы 1920х годов. Даже близко здесь транзисторы не стоят, это совершенно разные, музыкальные миры.
      4 — На звук влияют не лампы-конденсаторы-транзисторы-резисторы, а материалы, из которых они сделаны. В первом приближении материалы влияют равнозначно, постепенно теряя выразительность своего влияния только по мере удаления их от громкоговорителя. При этом, не важно, что вы будете менять в тракте: лампу, пучек проводов, трансформатор, диодный мост или конденсатор — если количество частей, из которых состоит заменяемый компонент, сопоставимо (сложность компонентов примерно равнозначна), то амплидуда изменений в звучании также будет сопоставима и примерно равнозначна.
      То-есть, когда речь идет не о технических характеристиках, а о музыкальности, вообще нет смысла говорить о радиокомпонентах, только об используемых в тракте материалах, их годе выпуска и о том, каким образом они соединены с точки зрения Направленности. Этих трех критериев вполне достаточно.

  • Ну я пробовал некоторые микросхемы в качестве оконечника и меня совсем не устроило, бедновато слишком. Так же пробовал сравнивать на макете мелкие ОУ более 4-х десятков, схема с К=2, подбирал для выхода к ЦАПу, все с разным звуком, каждый вариант со своими проблемами. Из всего массива боле-менее понравились К574УД1 в металле и ОР27. Но на дискретах самодельный ОУ всё же приятнее по звуку. Т.е. я всё же считаю, что микросхемы не очень пригодны для аудио. По крайней мере не нашёл чтобы меня устроили. И современные быстродействующие с плоским зажатым звуком, очень мало музыкальности в звуке. Мелкие в корпусе SOIC хуже чем в DIP8, железные лучше чем DIP8.
    Да, с одной стороны вроде как кристалл микросхемы можно рассматривать как один элемент, но что-то этот элемент получается хуже чем пара десятков обычных элементов. Думаю, что дело в размерах кристалла, если ОУ был бы размером со спичечный коробок, то было бы гораздо лучше. Не знаю…
    Ну и насчёт ламп и транзисторов — я не сказал, что на транзисторах лучше. Скажем так — с лампами слишком муторно и дорого и там тоже проблемы которые не понятно как решать, опять компромиссы. Например, одна из проблем — нехватка мощности требует динамиков с высокой чуйкой, а это опять проблемы с колонками.
    А с транзисторами как-то больше вариантов, дешевле, проще апгрейдить, нет проблем с выходной мощностью, упрощается подбор динамиков если надо будет переделать колонки. Т.е. взвесив все за и против, я выбрал транзисторы.

    Антон, тут у меня вопрос возник на тему ламповых усилителей. В частности, хотел бы спросить про звуковые трансформаторы. Я бы и сам проверил, но теперь нет такой возможности. В своё время я много их сам мотал пытаясь понять какая конструкция лучше, но был «под воздействием» того, что звуковые трансформаторы обязательно должны быть секционированы, т.е. несколько вторичек в параллель между слоями первички. Но недавно я подумал, что это не правильно, вторичка должна быть одна и поверх первички. Когда я представил «в уме» обе конструкции, то ощутил значительную разницу в «восприятии мира», т.е. когда представляю секционированую обмотку, то ощущаю некий как бы спазм в голове, угнетение, когда представляю обычную обмотку, то сразу расслабляет, комфортно становится. Зная себя, что эти мои ощущения после аналогично проявлялись на реальном физическом уровне изменения звука когда менял детальки, то вот в этом и вопрос — мне правильно «мерещится» про трансформаторы? Нельзя секционировать? Или лучше всё же секционировать и мои ощущения меня подводят иногда?

    • Вот здесь сформулированы правила намотки катушек индуктивности. Там есть описание Тангенциальной Направленности — «в сигнальной обмотке начало проводника должно быть ближе к центру катушки, а конец должен находиться снаружи.» В этой формулировке заложен и ответ на вопрос о предпочтительной последовательности расположения отдельных обмоток.
      Если просто секционировать трансформатор без понимания, как расположены секции обмотки относительно друг-друга и в какой последовательности они соединены, то звук в сравнении с несекционированнной версией заметно деградирует. Мне когда-то эти знания дались большим трудом, если вы способны доставать такую информацию «с неба», то.. не знаю что и сказать-то, повезло вам, короче, по жизни. О вреде секционирования, правда, можно догадаться и логически, если иметь ввиду Идеологию Короткого Пути АМЛ.

  • Александр, кстати, про питание. Я пробовал однополупериодные выпрямители и заметил с ними проблемы — в звуке ощутима некая вялость и решить проблему не удалось. С мостом вялости нет, но есть зажатость звука. Проблема решается двухполупериодным выпрямителем где обмотка с центральной точкой и двумя диодами. При этом обязательно надо определить «начало» и «конец» провода этой вторички и первая половинка обмотки мотается с «начала» провода, а вторая половинка с «конца» провода. Ну а после надо понять какие именно концы на корпус, какие к диодам. Т.е. к двум анодам надо или два»начала» провода, или «концы». Если же мотать обе половинки подряд делая отвилку для корпуса, то получится не правильно. Если всё правильно сделали, то звук получается лучше чем и с однополупериодным и чем с мостом.

  • Алексей. Антон не любит, когда его сайт превращается в форум, тем более, когда разговор идет не по теме статьи.
    Я думаю, нам нужно здесь закончить переговоры.
    Если Вам интересно пообщаться со мной и другими «шизотериками», то регистрируйтесь на сайте http://abbasaudio.listbb.ru
    Там много чего интересного есть на эти темы. Я там под псевдонимом «Las-Piter».

    • Спасибо, Александр. Да, хотелось бы здесь только по теме, просто поболтать достаточно мест в сети.

  • Здравствуйте Антон!

    С удовольствием прочитал Вашу статью о доработке комнаты с учетом векторной направленности. Идея очень интересная.
    Когда я оказался в старом фонде, очень быстро понял, что тут нужно дорожить каждым гвоздем. Конечное многое уже пришло в негодность и требует замены. Но то, с чего можно «стряхнуть пыли и смыть грязь» стараюсь сохранять. Сейчас смеюсь над своими планами сломать все, налить цементных полов и нагородить гипсокартонных перегородок. Квартира мне сама начала подсказывать что стоит делать а чего нет.
    Например однажды я записывал одного знакомого контрабасиста у себя дома с аккомпанементом на моей бейкере (ему так понравился звук рояля, что он отменил запись в студии и доверился мне с моим условием записи без обработок) Во время записи я сидел на полу и буквально всем телом ощутил благородны резонанс пола. Это были фантастичеси приятные ощущения. После этого я плотно задумался о «половом вопросе»
    Многие, кто слушает мою систему, отмечают, что она звучит хорошо и увлекает, хотя я чувствую обиду с ее стороны в свой адрес. Я ей сейчас мало занимаюсь, мало слушаю. Поставил какие попало лампы и не смотря на это бывают моменты, когда она меня сильно радует в редкие минуты отдыха. Но обычно я чувствую некую обиду с ее стороны.
    Пока что у меня нет понимания, как я организую звук в моей квартире после всех ремонтов ибо 1/5 комнаты занята роялем, но рояль явно вносит в звук системы чтото положительное.

    Я думаю, что еще очень много в конечный результат вносит сам мастер, который выполняет работы. Как говорится часть себя. Эта субстанция души остается в предмете и живет в нем до кончины предмета по моим ощущениям. Имея дело со старыми вещами ты как бы контактируешь через время с теми мастерами. И не важно что это табурет, колонка, шкаф дверь в комнату или лепной потолок. Если человек делает это с почтением к делу и материалу, то это останется там. Видимо Вам удалось «перешибить» формальный подход строителей дома своей энергетикой, плюс вы структурировали движение этих энергий через векторную направленность.

    Интересно, но несколько раз за последний год я слышу от серьезных столяров,что мастер должен обязательно ходить в церковь исповедоваться и причещаться особенно когда начинается серьезная работа. Далее говорилось, что каким то необъяснимым образом это влияет на конечный результат. Почитайте Ивана Шмелева «Лето Господня» если не читали. Там с моей точки зрения это хорошо проиллюстрировано.

    Из моего опыта работы с деревом и взаимодействия со столярами. Сегодняшнее дерево, даже если заявляется, что сохло оно естественным путем надо как минимум год а лучше более держать в том помещении, где будет жить предмет. Сушат сейчас «для приборов и по приборам» К тому же по моим наблюдениям дает о себе знать «варварски метод рубки дерева» Нет почтения и уважения к природе. Мы в итоге получаем «калек»
    Мне думается если искать полуразрушенные деревенские дома, брать от туда бревна и их вручную распускать. Но к сожалению сосна не самый лучший материал для наших дел. Плотность у нее так себе.Ведет ее.. Вот клен другое дело.
    Вы знаете такую контору боманс? У них вроде как можно купить даже необрезную доску сосновую. Если что у меня сделан дома небольшой станочек я могу на нем распускать доски до 3х метров спокойно. Только диски конечно твердосплавные. Если знаете, где взять простые и умеете их поправлять то можете обращаться с роспуском. Во всяком случае на каждую досочку можно будет потратить столько времени, сколько потребуется.
    Столяров уже тоже не осталось. Это операторы деревообрабатывающих станков а не столяра. Тех, что приводил в пример видел выступления в
    Обычно я стараюсь с ними как можно меньше соприкасаться. Пытаюсь какие то операции на их станках заказывать.
    Еще не так давно мой отец сделал все окна и двери на дачи при помощи ножовки, стамески и рубанков. Сейчас смотрю на них и понимаю, что уже так вряд ли кто то сделает. Он учился этому сам, по книжкам. Задаюсь вопросом что мне мешает это делать:-) Лень видимо.

    Да и очень жаль вашу погибшую ТА. Столько труда было вложено.

    • Николай, спасибо за прекрасный коментарий с пониманием темы!

      Во время записи я сидел на полу и буквально всем телом ощутил благородны резонанс пола. Это были фантастичеси приятные ощущения. После этого я плотно задумался о «половом вопросе»

      У меня подобные ощущения и размышления были одним из главных стимулов заняться апгрейдом комнаты. Сейчас мой главный источник таких ощущений — «аудиофильская кровать».
      Контрабасисты и виолончелисты — наиболее продвинутые люди в понимании того, насколько важен хорошо звучащий пол, они играют в разных условиях и прекрасно чувствуют «отдачу» пола через шпиль. В инструментах со шпилем, на мой взгляд, Направленность и Окраска шпиля и уключины важна не меньше качества деки. Так-же важно выбрать на полу правильно уложенную паркетину для опоры шпиля, чтобы отдача у инстумента стала наиболее выразительной.

      Вы знаете такую контору Боманс?

      Да, знаю. Когда реставрировал скрипку, покупал там разное, экзотическое дерево, тк многие рекомендовали. Увы, все звучало плохо, как раз после опыта Бомансом я окончательно завязал покупать что-либо новодельное из дерева и использую теперь только старье. Лучше старая, честная сосна, чем ватный звук черного и красного дерева из Боманса.

      Спасибо за предложение воспользоваться станком! Основная грубая работа уже сделана, но еще нужно будет собрать кое-какую мебель.

  • Уважаемый Антон, приветствую!

    Меня зовут Александр. Живу в Казахстане.
    Очень заинтересовал Ваш подход в аудио. Немало потрачено денег и усилий в аудио. Результат, конечно есть. Но всегда чего-то не хватает в аудио.
    Начиная с лета прошлого года, прочитал по нескольку раз все Ваши статьи, статьи Анатолия Марковича, а также статьи, на которые Вы давали ссылки. Очень тяжело начинать и переосмысливать все с самого начала. Тем не менее, зная благодаря Вам, природную направленность дерева, начал кое-что в этом направлении делать. Сделал стол, табурет и полку для винилового проигрывателя. Отправляю фото. Пока я не чувствую направления тактильно, соответственно, нет и тестового тракта.
    В этом плане нет никакого опыта. Поэтому тяжело решать, как правильно делать. Единственное направление, которое можно определить безошибочно, это дерево. В связи с этим, есть несколько наиболее важных вопросов:

    1) Решил дальше делать активную акустическую систему. Как я понял, идеальный вариант, это полый пенек дерева, который закрыт с одной стороны срезом пенька , который направлен на слушателя, а второй открытый. Как быть, если ли мне необходима задняя стенка. Куда должны быть направлены вектора: внутрь или наружу? Думаю, что здесь есть некоторые противоречия. Мне кажется, что стенка должны быть нейтральна. Ее можно изготовить, например, из березовой фанеры. Правильно ли я мыслю? Или лучше поставить на заднюю стенку также среза пенька и направить его внутрь, как по природе, совпадающей по направлению с декой активной АС?
    2) У нас есть много пеньков из местного дерева, который называется карагач. Можно ли его использовать? Или необходимо использовать именно музыкальную древесину (клен, ель, в крайнем случае, сосна)?
    3) Теперь встал вопрос и комнате прослушивания. Планирую сделать фронтальную стену из прямоугольных заготовок — срезов пенька. Склеив из них щиты, можно потом их монтировать на деревянную решетку, которая также должна быть сделана с учетом направленности. При изготовлении щитов, радиальная составляющая вектора взаимно компенсируется и остается только продольная, направленная от стены к слушателю. Это правильно?
    4) Как быть с направленностью боковых стен, потолка и пола? Мне пока ясно, что все доски должны иметь продольное направление, совпадающее с направленностью фронтальной стены, т.е. от фронтальной стены к слушателю (или к задней стене). Как быть с радиальной составляющей? Она должна быть направлена внутрь комнаты или наружу? Могу ли я мысленно представить, что комната, это полый пенек?
    5) Я несколько раз читал, как Вы обделывали комнату, то не нашел (или пропустил), — какое направление у задней стены комнаты (за слушателем). Направление внутрь комнаты, или наружу? Снова, могу ли я мысленно представить, что комната прослушивания это огромный полый пенек и слушатель находится внутри этого пенька?
    6) Если активная АС расположена, например, на некотором расстоянии от фронтальной стены, какое должно быть радиальное направление вектора? Это, как бы, маленький полый пенек (активная АС), который находится внутри большого пенька (комната прослушивания)?

    Кроме движения вправо (от деки АС к слушателю и в комнату прослушивания), также планирую двигаться параллельно влево (от деки АС, т.е. от слушателя к фронтальной стене). Пока в планах сделать деревянный диффузородержатель излучателя, также совпадающий по направлению с декой и корпусом АС. Далее, возможно, намотаю электромагнит по направлению. Также планирую пропитать диффузор пропиткой из хитозана (или еще какой-то) с сушкой в вертикальном направлении.

    =========================
    посылаю фото изделий из дерева, который на сегодня сделаны:

    1) стол;
    2) табурет;
    3) полка для проигрывателя винила.

    Очень буду благодарен, за ответ.
    С уважением,
    Александр

    • Александр, здравствуйте!

      1) Решил дальше делать активную акустическую систему. Как я понял, идеальный вариант, это полый пенек дерева, который закрыт с одной стороны срезом пенька , который направлен на слушателя, а второй открытый. Как быть, если ли мне необходима задняя стенка. Куда должны быть направлены вектора: внутрь или наружу?

      С точки зрения направленности и минимизации количества деталей конструкции, идеально — это взять толстое бревно необходимой длины, распилить его поперек посередине, или где удобнее, затем выдолбить внутренности у обеих половинок. Головка должна крепиться на торце, расположенном ближе к кроне дерева. Торец со стороны корней будет задней стенкой. Собираться-разбираться такая АС может, например, как матрешка.

      Думаю, что здесь есть некоторые противоречия. Мне кажется, что стенка должны быть нейтральна. Ее можно изготовить, например, из березовой фанеры. Правильно ли я мыслю?

      Все материальные объекты имеют направление-Вектор. Фанера не исключение, но поскольку фанера с точки зрения Направленности — это хаотичное соединение нескольких кусков дерева, она звучит глухо и с призвуками, ее Вектор плохо выражен. Для хорошего аудио фанера не подходит.

      Или лучше поставить на заднюю стенку также среза пенька и направить его внутрь, как по природе, совпадающей по направлению с декой активной АС?

      Да, именно так я и посоветовал в начале сообщения. Другой, теоретически лучший вариант, когда направленность корпуса везде будет «изнутри-наружу» возможен только в каких-нибудь сложных сложных конструкциях (октаэдер например). Из-за сложности изготовления октаэдера из дерева скорее всего при реализации проекта накопится слишком много ошибок и прироста в качестве звучания не будет, так что лучше делать из цельного бревна. Там гарантирована направленность от корней к кроне и от центра наружу, относительно нее уже можно будет делать все остальное.

      2) У нас есть много пеньков из местного дерева, который называется карагач. Можно ли его использовать? Или необходимо использовать именно музыкальную древесину (клен, ель, в крайнем случае, сосна)?

      Не могу ничего сказать про карагач, ни разу не слышал. Но дерево лучше использовать то, которое подходит для муз. инструментов. В данном случае клен неплохо подойдет, тк он плотный и однородный в отличие от хвойных. Красное дерево можно. Тополь. С другой стороны, если карагач высох сам и без трещин, то это большой плюс. Дерево принудительной, электрической сушки звучит ущербно, его лучше не использовать.

      3) Теперь встал вопрос и комнате прослушивания. Планирую сделать фронтальную стену из прямоугольных заготовок — срезов пенька. Склеив из них щиты, можно потом их монтировать на деревянную решетку, которая также должна быть сделана с учетом направленности. При изготовлении щитов, радиальная составляющая вектора взаимно компенсируется и остается только продольная, направленная от стены к слушателю. Это правильно?

      Не очень понял схему направлений. По любому при составлении «мозаики» важно избегать встречных соединений элементов, как радиальном, так и в продольном направлениях. Любая «взаимная компенсация» происходит с потерей ясности звучания, то-есть встречных включений нужно избегать не только в продольном направлении, но и в радиальном. Как это сделать на практике — я до сих пор не знаю, в моей комнате не смотря ни на что много неправильных соединений обшивки и мебели. На решение этих задач пока не хватает времени и сил.

      4) Как быть с направленностью боковых стен, потолка и пола? Мне пока ясно, что все доски должны иметь продольное направление, совпадающее с направленностью фронтальной стены, т.е. от фронтальной стены к слушателю (или к задней стене). Как быть с радиальной составляющей? Она должна быть направлена внутрь комнаты или наружу? Могу ли я мысленно представить, что комната, это полый пенек?

      Нет, комната — это пенек, вывернутый наизнанку. Радиальная составляющая облицовки стен, пола и потолка должна быть направлена внутрь комнаты. Как в природе, деревья в лесу всегда «смотрят» на нас своими внешними сторонами.

      5) Я несколько раз читал, как Вы обделывали комнату, то не нашел (или пропустил), — какое направление у задней стены комнаты (за слушателем). Направление внутрь комнаты, или наружу?

      Направление задней стены — «внутрь комнаты» (см.рис в статье). Возможно это решение только частный случай, из-за множества ошибок, допущенных во время ремонта точно сказать нельзя. Чтобы точно разобраться с этим делом нужно делать аудио-комнату с чистого листа, на открытом пространстве, а не в бетонной коробке многоквартирного дома, где паразитная энергетика хаотично уложенных железобетонных плит забивает все и вся.

      6) Если активная АС расположена, например, на некотором расстоянии от фронтальной стены, какое должно быть радиальное направление вектора? Это, как бы, маленький полый пенек (активная АС), который находится внутри большого пенька (комната прослушивания)?

      АС и вся мебель — это полые пеньки, комната — это инвертированный пенек. В итоге в комнате к нам обращены только внешние поверхности древесины, как у АС и мебели, так и у обшивки стен, пола и потолка.

      Пока в планах сделать деревянный диффузородержатель излучателя, также совпадающий по направлению с декой и корпусом АС.

      отличная идея, важно только предусмотреть «гуляние» размеров корзины в зависимости от влажности.

  • Антон, большое спасибо за ответы.
    Ушел думать и продолжать делать дальше.

Page 2 of 3«123»

Ответить Anton Stepichev Отмена

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда