Тонкая акустика помещений

Основы Тонкой Акустики представлены в статье, как хроника необычного аудио-апгрейда жилой комнаты в современном, многоквартирном доме, целью которого было изучение влияния упорядоченной Направленности предметов обстановки на звучание музыки и общую энергетику помещения. В статье собрано достаточно интересных, субъективных фактов, чтобы рассматривать Тонкую Акустику, как отдельный предмет для изучения.
Антон Степичев

Статья написана для узкого круга ценителей музыки и аудиофилов. Предполагается, что читатель хорошо знает, что такое Направленность, если это не так, то для начала имеет смысл прочитать статью Контуры электрических цепей, которая введет вас в курс дела, затем статью Векторная Направленность Радиокомпонентов, откуда станет понятно, что Направленность трехмерна и свойственна не только проводникам, но и диэлектрикам, то-есть, всем твердым, окружающим нас, материальным предметам. Оба этих фактора, наряду с отношением к аудио-тракту и комнате прослушивания, как к единому целому, делают точное соблюдение Направленности на порядки сложней привычного «перетыкания кабеля». Насколько это сложно и что получается в процессе преодоления этих сложностей вы можете узнать, прочитав эту статью.

***

Среднестатистический HI-FI иногда вполне прилично играет в домах дореволюционной постройки, в то же время, его почему-то невозможно слушать в большинстве других, сходных по габаритам помещений в современных зданиях. Профессионалы-акустики в подобных случаях говорят о высоте потолков, удачных и неудачных пропорциях, поглощениях, отражениях итп., но все это выглядит логично только, когда речь идет о звуках и плохо стыкуется с реальностью, когда дело доходит до прослушивания музыки. По моему опыту, в помещениях со сходной акустикой различия в воспритяии музыки часто оказываются несравненно большими, чем это можно было бы объяснить теоретически, при этом впечатления меняются по причинам, никак не относящимся к акустике и психоакустике. Наиболее яркий пример такого несоответствия — время постройки здания. Как-то я был сильно впечатлен звучанием музыки в полуподвальном помещении старого фонда со стенами из очищенного кирпича и сводчатыми потолками — звук там был не особо ясным, но чрезвычайно красивым и убедительным. Позже я не раз сталкивался с этим, странным явлением, экспериментировал в старых домах, в разных помещениях, с разной аудио-техникой и убедился, что это не единичный случай, а закономерность. Энергетика лофтов бывает настолько сильна, что даже обычная, современная проводка приобретает там красивый тембр, а винтажный провод при удачном стечении обстоятельств, как по волшебству, становится колоратурным.

С точки зрения Тонкой Акустики, наихудший вариант городского помещения — это комната в новодельной многоэтажке с пресловутым евроремонтом. Ни о каких особых музыкальных тонкостях тут говорить не приходится, перспектив приблизиться к звучанию старого фонда в такой комнате нет. По иронии судьбы, именно такой вариант достался мне — новостройка 1990х годов с тяжелой, унылой энергетикой. Комната используется, как мастерская, кладовка и даже, как спальня; акустически, она так-же не представляет никакой ценности, все пространство вдоль стен от пола до потолка заставлено стеллажами и полками с инструментами, пластинками, приемниками и аудио оборудованием. Размеры 2.9 на 4.6, потолок 2.5 метра, из положительного — мягкий резонанс в районе 40 Гц (продольный размер комнаты, смягченный оконным проемом), все остальное — отрицательное, особенно достают добротные всплески на 60, 75 и гул на 130(+/-15)Гц. Но тем интересней было попробовать сделать из комнаты что-то аудиофильски-приемлемое, используя только тонкие методы воздействия на ее звучание.

Комната

По уму, сначала нужно было освободить комнату до голых стен и начинать работу с нуля, но вывозить барахло было некуда и все началось с замены предметов обстановки из ДСП и пластика на деревянные. Где-то за год все полки, стеллажи и даже кровать в комнате были переделаны с использованием покупного, деревянного массива, в комнате так-же зажили с десяток довоенных приемников, патефон и коллекция из пяти тысяч пластинок, половина из которых была шеллачной. По ходу дела исследовались варианты расположения предметов в комнате, мебель переставлялась так и эдак, тем не менее, результат был неудовлетворительным — дерево вносило свои положительные коррективы в Окраску звучания комнаты, но тракт, так же, как и раньше, играл без нареканий только в ближнем поле, стоило отойти от него на пару метров и музыка распадалась, тембры нищали и грубели. Рядом с массивными предметами звучание непредсказуемо менялось: где-то музыка раскрывалась, в другом месте теряла силу. В итоге пришлось признать, что манипуляции с мебелью из стандартных, деревянных щитов не эффективны, нужна другая обстановка, имеющая равномерную ауру, такая, чтобы с помощью ее ориентации можно было заставить комнату чисто «петь» в необходимую сторону. Соответственно, обозначился следующий этап аудио-апгрейда — стеллажи и полки предстояло разобрать, распилить на рейки и переклеить их Сонаправленно. Работа выглядела слишком сложной и я еще долго не мог за нее взяться, занимаясь решением задач попроще.

Коллекция пластинок

Хаотичная энергетика коллекции пластинок стала доминировать в комнате, когда их количество перевалило за три тысячи, я пытался как-то повлиять на ситуацию, собрал для них пару хорошо звучащих, деревянных стеллажей (от пола до потолка в метр шириной каждый) и установил их к задней стене напротив АС. Однако, пластинки оказались сильнее стеллажей: когда все они были расставлены по полкам, интересное звучание, свойственное пустым стеллажам куда-то исчезло, а произвольно сориентированные и, как шпроты в банке, тесно прижатые друг к другу пластинки вызывали ощущение дискомфорта уже с расстояния полуметра. Когда отрицательное влияние коллекции на акустику стало очевидным, пришлось взяться за определение оптимального расположения каждой пластинки и каждого конверта, что в общей сложности заняло, наверно, не одну неделю. Дело было давно, техника тестирования таких вещей была не отработана и кончилось все тем, что большую часть винила я из комнаты вывез, оставшуюся часть стал держать в самодельном деревянном шкафу с дверцами. С неприкрытыми торцами в комнате остались только полтора метра отборного, тщательно уложенного шеллака на боковой полке под потолком, который в таком, «причесанном» виде, вел себя достаточно прилично.

Аудиофильская люстра

* — здесь и далее «Ясность» это не психоакустический параметр, зависящий от АЧХ и реверберации, а субъективная характеристика звучания («Музыкальная Ясность»), которая зависит от тонких причин и может быть приемлемой в условиях, когда с точки зрения Психоакустики достигнуть ясного звучания невозможно.

История с освещением началась еще во времена открытия Контуров и продолжается по сей день. Однажды я обратил внимание на то, что Ясность* звучания ухудшается при включенном свете и сделал вывод, что замыкание электрической цепи активирует плохие и хаотично направленные современные проводники люстры, делая их влияние на звучание тракта более значимым. Я переделал проводку своей пятирожковой люстры винтажной моножилой в соответствии со схемой Контуров, получил ожидаемый, приятный результат: в звуке появлялась округлая, винтажная окраска. Удовлетворившись проделанной работой, я долгое время не считал освещение комнаты узким местом своей аудиосистемы, занимаясь другими проблемными местами, пока в какой-то момент, уже с новым, более утонченно звучащим трактом я не обнаружил, что если я становлюсь под включенный люстрой, музыка теряет часть своей силы. На сей раз я обошелся с проводкой более кардинально: были переориентированы лепестки и крепеж патронов ламп, в скрытой проводке из трех проводов были выбраны два встречно направленных провода, все пять ламп теперь включались одним, старым выключателем с барахолки, все было соединено по Контурам. По ходу так-же выяснилось негативное влияние самих ламп накаливания, я стал выбирать лампы, снизил их количество до трех и оставил их в наилучших по своему влиянию на звучание рожках люстры. Увы, это не помогло, я продолжал чувствовать отрицательные моменты и старался не включать свет без особой надобности.

Позже я попытался решить проблему, вооружившись знаниями о Векторной Направленности проводников и диэлектриков, разобрал люстру до винтиков и выбрал подходящие по Направленности детали, которых хватило как раз на три рожка. Три — так три, люстра была собрана и на сей раз я почувствовал выраженный, положительный результат. Однако, еще через пару лет из-за очередного, возрастного ужесточения требований к звучанию, ситуация «под люстрой» проявилась в том-же ключе, что и раньше. Я исправил несколько ошибок, допущенных при предыдущем апгрейде, поигрался с разными типами ламп, фазами и подводкой электричества — безрезультатно, отрицательное влияние включенной люстры оставалось неприемлемым и люстра была вынесена на помойку. Ее место занял дореволюционный, керамический патрон в латунной окантовке, при этом, сразу полегчало, но отрицательные моменты при включении света полностью не исчезли и пришлось снова вернуться к настольным лампам на стеллажах вдоль стен. Причиной проблемы, в итоге, оказалась бетонная плита потолочного перекрытия, уложенная при постройке «вверх ногами». Отрицательное влияние неверно сориентированной, железобетонной плиты на провода, проложенные в ее внутренностях и на ввинченный в нее крюк (прекрасный, самодельный крюк из старого, кованного железа между прочим) оказалось неискоренимым.

Аудиофильская табуретка

Распиливать длинные рейки удобно на двух одинаковых табуретках, я часто столярю и давно завел себе такую пару — сделал их из толстой фанеры. Несколько лет они жили со мной без всяких проблем, пока однажды я не заметил, что сидя на табуретке периодически ошибаюсь во время тестов. Вычислить необычную проблему оказалось не просто, на подобные вещи обращаешь внимание в последнюю очередь и я решил проверить табуретки, когда уже перебрал с десяток других вариантов. Обе, по закону подлости, оказались собраны шиворот навыворот, то-есть, лист фанеры был когда-то размечен на входной плоскости, с той-же стороны были просверлены и раззенкованы отверстия под шурупы, а потом собран наихудший с точки зрения Направленности вариант — входной плоскостью наружу. Табуретки, понятно, пришлось выворачивать наизнанку, получилось некрасиво, но «сидячие тесты» теперь не проблема.

Звучание фанеры

Чаще всего фанера звучит интереснее ДСП, но использую я ее редко и с неохотой — фанера звучит недостаточно Ясно, ее слои направлены хаотично и, как следствие, у нее плохо выражено оптимальное Направление звучания. На мой взгляд, у фанеры есть только одно достоинство, которое делает ее привлекательной для HI-FI — что и как из нее не собери, а с точки зрения Окраски всегда получится нечто усредненно-деревянное, без резких отклонений от нормы. Покупной массив в этом смысле ведет себя менее предсказуемо — в отличие от фанеры, каждая рейка массива выходит на лицевую поверхность, массив содержит меньшее относительное количество клея, таким образом, звучит он более Ясно, но разнонаправленность реек делает его Окраску неравномерной, появляются «стреляющие» ноты и тому подобные, неприятные моменты. В среднестатистическом HI-FI, несмотря на относительно плохую Ясность, по сумме плюсов и минусов фанера часто выглядит предпочтительней.

Аудиофильские тапочки

Эпизод с тапочками по своей сути — реплика эпизода с табуретками. Были у меня любимые тапки, верх и стелька — кожаные, подошвы резиновые. В какой-то, очередной момент прозрения выяснилось, что подошвы, приклеенные не той стороной были причиной серии обидных ошибок в тестах. Те тапочки я давно выбросил, ношу сейчас только войлочные. При покупке предварительно проверяю их на кошерность, сейчас даже войлочную обувь иногда умудряются сделать так, что она по ощущениям становится похожа на поролоновую.

Массив

Большинство мебели в комнате — полки, стеллажи, дверцы шкафов и даже кровать были собраны из покупного массива. Все это дело предстояло разобрать, распилить по швам, рассортировать полученные рейки по размерам и распилу (тангенс, радиал, правый и левый косослой), определить их Направленность и склеить их так, чтобы новые щиты представляли собой «единое, тонкое целое» с естественно выраженной Направленностью в необходимую сторону. Работа делалась вручную, отсутствие свободного места в комнате вызывало массу неудобств и на переделку щитов у меня ушло несколько месяцев практически без перерывов. Рутина меня откровенно достала, я стал делать какие-то, совсем уж глупые ошибки, нужно было взять паузу, но мысль созрела слишком поздно. Одна из ошибок стала фатальной для Тестового Аудиотракта, свалившегося с верхней, угловой полки, когда я пытался организовать там подобие Энергетического Рупора для упрощения тестов. По ходу дела я несколько раз менял ориентацию несущих шпилек и их крепежа, кончилось все тем, что после очередной разборки-сборки я не расклинил один из дюбелей и он через какое-то время выскочил из отверстия. Аккурат в четыре часа ночи, на радость мне, обезумевшему коту и соседям снизу все хозяйство неожиданно грохнулось сначала на край стола, потом со смаком и хрустом перевалилось через край и размазалось по полу. Хорошо, что не на голову.

Тестовая АС

Лишившись Тестового Аудиотракта (ТА), я был вынужден отвлечься на сборку специальной, тестовой АС. Корпус ТА был собран когда-то по схеме «снаружи-внутрь», которая была навеяна рисунком магнитных линий трансформатора. Были и более веские причины, подтверждающие красивую, трансформаторную версию: первое — неоднократно проверенная предпочтительная Направленность стола стойки под аппаратуру «снизу-вверх» согласовывалась с Направленностью днища ТА «снизу-вверх» и второе — корзина громкоговорителя, использованного в ТА имела направленность снаружи-внутрь (сейчас я знаю, что это не правильно, а тогда не знал), соответственно, во время предварительных примерок этот громкоговоритель звучал привлекательней, если прислоненная к нему передняя панель АС имела такое-же Направление «снаружи-внутрь». В итоге получилась неоптимальная схема корпуса ТА со специфическим звучанием, которая впоследствии, в определенных условиях, точнее, при отсутствии этих условий, затрудняла выбор правильного направления. Новая колонка была собрана по другой схеме, которая по факту тоже оказалась неоптимальной, АС пришлось распиливать по швам и переклеивать новый вариант, однако и второй вариант был тоже впоследствии забракован. Тем не менее, второй вариант тестовой АС (см. рис) уже давал лучший, чем ТА ориентир для тестов и в итоге хорошо послужил своему делу. От следующего варианта схемы — АДАС он, по большому счету, отличался только Направленностью днища и всего, что на этом днище было установлено внутри колонки.

Аудиофильский пол

Изначально в комнате на бетонный пол были уложены деревянные лаги на подкладках, сверху ДСП, затем линолеум. Пол пришлось полностью разбирать, определять Направленность подкладок, лаг и ДСП, затем укладывать их в Направлении «снизу-вверх, от АС к слушателю». Часть ДСП при этом надо было перевернуть и/или прокрутить, в итоге листы пришлось перекраивать и складывать черный пол с нуля. С чистовым полом все оказалось еще сложнее: изрядно походив по магазинам и пощупав паркет и доски, я так и не смог ничего выбрать, дерево было откровенным г, распил досок в пакетах хаотичный, а мне нужен был только тангенс. С огромным трудом удалось найти контору, где можно было наскоро выбрать дубовую, шпунтованную доску, купить ее с запасом, спокойно протестировать дома, а затем вернуть неподходящую часть. После того, как прямо в комнате доски были отобраны и сложены в одинаковом продольном направлении лицом кверху, обозначилась еще одна проблема: примерно у половины досок выступ шпунта оказался в одну сторону, а у оставшейся части — в другую. Казалось бы, ничего страшного, надо дополнительно сделать деревянную планку-шип и с помощью нее склеить проходящие по центру комнаты пары досок «мама к маме». Из комнаты были вывезены необходимые инструменты, я заказал планку в конторе, где к тому времени уже вел переговоры по доскам для стен, мне пообещали ее сделать «не сегодня, так завтра» и продинамили. Пришлось по ходу укладки пола второпях вклеивать какие-то вставочки, выструганные на коленях, все бы было ничего, но паркет оказался сырой (божились, что высушен как для мебели). После отопительного сезона доски усохли, хилый шов в центре разошелся, выдрав все мои вставочки и я в итоге стал счастливым обладателем аудиофильского пола с щелью посреди комнаты, хоть опять выноси мебель и перекладывай заново. Но, не в пример внешнему виду, функцию «тонкого экрана» пол выполнял хорошо и я решил его не трогать, ибо нефик.

Стены и потолок

К тому времени, когда дело дошло до стен, схема тестовой АС уже была признана неверной и я перешел к схеме АДАС. Схема комнаты тогда представлялась мне аналогичной АДАС, но с плоскостями, направленными внутрь помещения. Для ее реализации две продольные стены комнаты, вдоль которых распространяется звук, нужно было складывать из шпунтованной доски радиального распила, при этом было два варианта укладки досок: 1 — все доски расположены вертикально, внешняя боковина каждой доски «смотрит на слушателя» или 2 — все доски расположены горизонтально, внешняя боковина каждой доски «смотрит вверх». Продольная направленность (от корней к кроне) у дерева выражена несколько больше, чем радиальная (от центра ствола к коре), соответственно, было выбрано горизонтальное расположение досок, предположительно имеющее меньшее сопротивление распространению «тонких акустических волн» от АС к слушателю. У двух других стен необходимо было сформировать Направленность «снизу-вверх и снаружи-внутрь», для этого подходил тангенциальный распил досок, установленных вертикально. На потолок так-же был нужен тангенс, чтобы в итоге получить Вектор «от АС к слушателю и снаружи-внутрь».

Реализация идеи, как обычно, превратилась в одну, большую проблему: выяснилось, что стройматериалы, в отличие от музыкальной древесины, никто не пилит под определенный распил, более того, из всех «мастеров» по деревозаготовке и деревообработке, с которыми мне довелось столкнуться, никто уверенно не знал, что это такое — распил и с чем его пьют. Понятно, когда приходится объяснять людям не связанные с их профессией моменты — например, необходимость сверяться с метками Направленности на казалось-бы симметричных заготовках, но тут еще на вполне объективном этапе я уперся в стену непонимания и нежелания ничего понимать — даже с подробными объяснениями и рисунками народ гнал лажу, а когда я об этом говорил, смотрел на меня, как на больного. Ладно, с большим трудом, но доску я в итоге получил. Дерево, как сейчас принято, — полусырое и обработанное твердосплавными инструментами, оказалось по звуку разве что лучше ДСП. Проблемы были и с точностью распила, в первую очередь это касалось радиальных досок, которые можно сделать только из толстых стволов по заморочистой схеме раскроя бревна, редко используемой для строительных целей. Здесь мне пришлось в основном выбирать не то, что нужно, а то, что хоть как-то подойдет и, несмотря на то, что по количеству был взят запас 50%, чистого радиала после всех отбраковок набралось только четверть от необходимого, остальное оказалось так или иначе скошенным. Вдобавок ко всему, доски мне пилили в два приема и умудрились сделать это так, что шпунты из первой партии не стыковались со второй. На складывание стен, в итоге, я потратил больше недели, звучание, правда, стало радовать уже на промежуточной стадии и я не особо расстраивался.

Аудиофильское окно

Оконный проем и балконная дверь были сделаны из дерева, и дерева неплохого, но с Направленностью там, естественно, царил бардак и само-собой напрашивалось решение о полной замене окна и проема. От одной мысли, что мне опять придется общаться с профессионалами деревообработки у меня пропадало желание что-либо делать, поэтому я решил просто вытащить максимум из того, что есть: ободрал краску, удалил гипрок из оконного проема, разобрал на части двери и окна. Задачей было собрать все так, чтобы соблюсти хотя-бы вертикальную составляющую Направленности проема «снизу-вверх», точная, Векторная Ориентация в данном случае была невозможна. Правильно собрать удалось дверные коробки, одну, внутреннюю дверь и два окна, остальное было с ошибками, хоть и меньшими, чем изначально. Все новые детали — деревянная обшивка ниши, щит, закрывающий батарею, планки, заменяющие оргалит в нижней части балконных дверей и штапики были сделаны, как положено. Комплект нормальных петель, замков и ручек удалось собрать из других комнат.

Все, что известно на данный момент о Тонкой Оптике и направленности стекол в частности, опубликовано в разделе Фототехника.

Отдельно стоит сказать про стекла. Стекло, как все другие, материальные предметы, имеет Направленность, которая при определенном навыке может быть определена как минимум тремя способами — «на ощупь» (тактильно), «на слух» и «на глаз». В моем случае выяснилось, что без переделки можно было правильно сориентировать только два стекла: от балконной двери и одно оконное. Второе дверное стекло было направлено поперечно, из него были вырезаны две новые форточки, оставшиеся два больших стекла с подходящей ориентацией были заблаговременно найдены на помойке и дома уже подрезаны в точный размер. Помойка пришлась кстати по двум причинам: 1 — чтобы не связываться со стекольщиками, которым без проведения предварительных тестов пришлось бы заказывать четыре стекла вместо двух, при этом ставить условие, что пары одинаковых по размеру стекол должны быть вырезаны из одной и той-же заготовки, одно «одинаковое стекло» должно быть размечено продольно заготовке, а другое — поперечно. Опыт общения на подобные темы говорил, что меня либо пошлют, либо не поймут, либо и то и другое. 2 — в сравнении со старыми стеклами двадцатилетней давности, новые стекла, которые мне удалось вскользь пощупать-поглядеть, были хуже по своим тонким свойствам.

Результаты эксперимента

Поначалу комната у всех ассоциируется с баней или дачей, при этом, у восприимчивых людей скепсис обычно проходит еще до того, как заиграет музыка. В обновленной комнате появилась достаточно комфортная, отличная от других помещений в квартире атмосфера, она стала своего рода энергетическим островком безопасности в доме и это начинает чувствовать практически каждый, кто в ней находится какое-то время. Ощущения в комнате, конечно, не стали сопоставимы с атмосферой старого, деревенского сруба, где практически не ощущаешь дискомфорта, связанного с ограничением пространства, но необычно структуированная энергетика окружающей обстановки, при прочих равных, дает теперь хорошую фору любому, другому помещению, когда дело доходит до прослушивания музыки. Правильное расположение предметов между АС и слушателем, экстраординарная музыкальность обеих активных АС в большинстве случаев делают каждого, неподготовленного слушателя «узким местом системы», вызывая у него растерянность и непонимание сути происходящего. Часто я слышу адекватные оценки только задним числом, через день-другой или после повторных прослушиваний, что вполне объяснимо: в звучании отсутствуют привычные, аудиофильские акценты и ориентиры, все играет слишком необычно. Музыка наполняет комнату равномерно, вуалирует погрешности Акустики, обволакивает со всех сторон и мягко втягивает в прослушивание. Если надо отвлечься, то система «отпускает», не навязывая себя во что бы то ни стало, как это обычно происходит с HI-FI. Эти удивительные ощущения, которые я сам до сих пор не могу полностью распробовать, подчеркивает Аудиофильская Кровать, на которой каким-то образом обостряются чувства, музыка обретает дополнительную внятность и новые смыслы.

Интересная деталь — комната стала чрезмерно интерактивной, она демонстрирует свой характер, изменяя интерпретацию музыки в зависимости от того, кто и как ее слушает. Она раскрывается до конца только, когда находится наедине со мной. Она не любит «показывать себя», когда вокруг много посторонних, особенно далеких от музыки людей, обижается и «замолкает», если на нее долго не обращают внимание. Она проявляет свое высокомерие и не играет с полной отдачей, когда в доме собираются родственники, в этом случае ее максимум — комфортный фон для пустых разговоров.

В комнате, так же, стало на удиление прилично восприниматься стерео звучание, которое до этого долго слушать было невозможно. Попытки слушать оба канала раньше всегда кончались одинаково — после нескольких минут «шокирующей эффектности» музыка начинала раздражать артефактами и неестественной сценой, вызывая непоборимое желание вернуться к монофоническому звуку. Не последнюю роль в реинкарнации стерео сыграла специфическая пара АДАС — Энергетический рупор, где проблема плохой цельности образа и потерь Ясности в ближнем поле решалась долго и упорно в монофоническом варианте. Отчасти благодаря навыкам, полученным во время настройки звучания обеих АС и удалось получить удовлетворительный стерео результат. Моно, при этом, осталось незаменимым, аудиофильским деликатесом. На мой взгляд, когда речь идет о музыкальных тонкостях, стерео может лишь приближаться к моно и никогда не станет ему равным.

Полезная информация

Вектор деревянной доски можно определить по рисунку годовых слоев на торцах и по сучкам, центр которых практически всегда смещен вверх, в сторону кроны. Это не 100% метод, иногда встречаются стволы у которых центры сучков расположен посередине или даже смещены вниз. С высокой вероятностью продольную Направленность можно определить по сквозному сучку — выход сучка с внешней стороны доски чаще всего смещен к кроне. Если нет навыка в тестировании, имеет смысл покупать доски, на каждой из которых есть хотя-бы один, хорошо «читаемый» сучек и отмечать начало и конец каждой детали перед тем, как распиливать доску на части.

Покупная доска звучит плохо или, если не повезет, то очень плохо. В первую очередь это связано с неправильной, принудительной сушкой в электрических печах и обработкой древесины режущим инструментом с плохой энергетикой. Обе причины вызывают неисправимые погрешности в звучании дерева, когда дело касается акустических музыкальных инструментов. Для мебели и обшивки стен требования, конечно, не такие жесткие и ситуацию можно кардинально улучшить, если дать дереву досохнуть хотя бы в течении года, установив доски так, как они росли, то-есть корнями вниз, а затем обработать все поверхности ручным рубанком. Более простой, но менее эффективный способ — прогрев уже готовых стен и мебели строительным феном до легкого потемнения. Для предотвращения подгорания дерево должно быть пропитано шеллаком или маслом.

PS — Мысли о Несомости

Термин «Несомость» (Носкость) со слов Скучика ввел еще Гельмгольц. Он обратил внимание, что при прослушивании музыки с большого расстояния, затухание громкости некоторых музыкальных инструментов неестественно мало, звук таких инструментов выделяется на общем фоне и воспринимается более отчетливо. Для описания феномена он начал использовать термин, характеризующий субъективное ощущение громкости, независящее от физической силы звука. Гельмгольц, Скучик и многие другие акустики искали объективные причины своим субъективным ощущениям, однако ни одна из предложенных ими гипотез не смогла до конца состыковать Несомость с законами Физики. Застрявшую в противоречиях тему в 2006 году сдвинул с места АМЛ, показав на пальцах, что проблема в принципе не решаема средствами Физики. Аргументы мэтра Радиоэлектроники мало кого убедили, большинство вообще посчитало их недостойными внимания, но новый подход к проблеме был обозначен четко и это, определенно, одна из главных заслуг АМЛ в области Аудио.

Несомость ранее рассматривалась только, как атрибут источника звука. Сейчас стало понятно, что все обстоит несколько сложней — феномен в равной степени зависит как от источника, так и от помещения, в первую очередь — от предметов обстановки, находящихся между источником звука и слушателем (S), а так-же от предметов, находящихся в непосредственной близости от этой области, сопоставимой с расстоянием S. Несомость, по своей сути, во многом является синонимом Ясности, но, на мой взгляд, Несомость больше подходит для определения характеристик помещения, его способности «транслировать» звучание источника на расстояние с минимальными потерями Ясности. Таким образом, можно сказать, что хорошая Тонкая Аустика в помещении это то же, что и хорошая Несомость звука в помещении. Но это так, мысли вслух, вялая попытка навести хоть какой-то порядок в тонкой терминологии.

Антон Степичев, 19.10.2017 (по материалам 2007-2017г)

Текущие Вопросы и Комментарии

Page 3 of 3«123
  • Антон здравствуйте!
    Есть вопрос.Черновой пол в комнате сделан из сосновых досок(не сухих),с учетом направленности.
    Поскольку доски хоть и подготовлены по толщине,небольшие неровности все же есть.Планирую после естественной подсушки настелить чистовой пол,также из сосновых досок.Вопрос такой,будет ли как то влиять на общую направленность подложка из пробки для выравнивания,не будет ли она «экранировать»
    нижний слой досок от верхнего?
    С уважением!
    Алексей

    • Здравствуйте!
      Доски пробковый мат конечно не «перебьет», но если его уложить неправильно, может несколько размазать результат. желательно мат протестировать, прежде чем укладывать на доски. Отрежьте кусок скажем 50 см, возьмите его обеими руками и расположите так, чтобы он находился между вами и АС и полностью загораживал АС но не касался ее. Оцените звучание, затем переверните мат другой стороной и оцените снова. В одном из положений звук будет более ясным, чем в другом, это значит что в этом положении вы смотрите на «внешнюю сторону» мата (поперечная проекция вектора направлена на вас). Эта сторона при укладке мата на доски должна оставаться внешней (верхней).

      Можно заморочиться еще и с продольной направленностью пробки, но поперечная уже даст хороший результат. В общем более точный тест на ваше усмотрение.

  • Проверил!Это оказалось нетрудно.Одна сторона звучит яснее.Поперечные направления тоже проверил,тут зависимость оказалась менее выраженной,но она есть.
    Мог бы прикрепить фото,но пока не разобрался как это сделать.

    • Рад, что у вас получилось, многие не чувствительны к таким вещам. Даже среди аудиофилов.

      Сделал кнопку загрузки файла. Вроде все работает.

  • Фото не совсем информативные. Кроме всего,вопреки советам, я закрепил пробку иголками. Но все равно прекрасно слышно.

    • Если касаться передней панели АС, то можно ошибиться в случае, когда передняя панель имеет обратное направление.

      Когда вы прикладываете Тестируемый Предмет к «неправильной» панели, то возникает двойственная ситуация. С одной стороны вы ощущаете прямое распространение сигнала от АС к слушателю через ТП и выбираете его правильное направление. С другой стороны в правильном положении ТП и передняя панель АС оказываются разнонаправлены и это будет вызывать посторонние призвуки, которые можно принять за неправильную установку ТП. Если при этом ТП перевернуть сонаправлено  передней панели, то звук окажется хоть и менее ясным и пластичным, но вероятно более сбалансированным (как раз за счет снижения ясности), чем в первом случае, когда вы приложили ТП правильно. Тут можно легко ошибиться, и ошибку заметить только когда уже будет поздно.

      Я пару раз наступал на эти грабли, после этого такие тесты провожу  не касаясь АС. Возможно это только мои личные впечатления, статистики по таким делам у меня нет.

  • Решетка железно «правильная»,склеенная костным клеем из северной болотной елки с учетом направлений.А вот корпус старый не совсем идеальный,поскольку склеен из покупных еловых мебельных щитов.
    Спасибо за сомнения-перепроверю.

  • Перепроверил ,держа в руках куски пробки.Направление оказалось точно таким же.Оказалось что немного лучше слышно направленность.Видимо решетка со своим правильным направлением сыграла свою роль.

Page 3 of 3«123

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда