Проволочный конденсатор

Оригинальный конденсатор малой емкости для ламповой аудиоаппаратуры, звучание которого совмещает ясность хорошего конденсатора и основательность хорошего трансформатора.
Backtomusic team

В аудиофильской среде существует мнение, что трансформаторные усилительные каскады звучат предпочтительнее конденсаторных. Действительно, идуктивные каскады звучат более основательно и «сочно», однако и они не лишены недостатков: конструктивно трансформаторы более сложны и часто имеют в связи с этим худшую ясностью звучания. Ясность — это один из главных критериев качества звучания когда дело касается классической музыки или джаза, особенно если запись сделана на старом аналоговом оборудовании. Именно ясность позволяет всесторонне оценить малейшие нюансы исполнения, уникальный почерк исполнителя, отличить гения от технаря и получать от этого ни с чем не сравнимое удовольствие.

Меня достаточно долго занимала проблема, как практически совместить ясность хорошего конденсатора с основательностью хорошего трансформатора. Не так давно задача была, наконец, решена с помощью нового, оригинального радиокомпонента — Проволочного конденсатора, способного при определенных условиях звучать одновременно и ясно и основательно. Рабочая емкость такого конденсатора представляет собой паразитную межвитковую емкость катушки индуктивности, а обкладками конденсатора являются провода катушки. Новорожденная радиодеталь, по своей сути, является гибридом конденсатора и трансформатора, это и позволяет добиться от нее желанного качества звучания.

Экспериментальные проволочные конденсаторы, представленные на фото №1, намотаны медным, изолированным проводом на выточенных из твердого, сухого дерева каркасах. В процессе разработки были опробованы два варианта намотки, различно влияющие на звучание конденсаторов.

Прецизионный проволочный конденсатор.

В случае, когда от конденсатора требуется максимальная ясность и точность звучания (например для использования в тестовом тракте), а габариты не имеют значения, каркас вытачивается в виде цилиндра высотой 10-15 см и диаметром 3-4 см, поверхность цилиндра полируется. Вверху и внизу цилиндра, в определенных местах сверлятся по два отверстия диаметром 0.9 мм, в которые затем вставляются медные, луженые выводы диаметром 1 мм. Входные выводы располагаются на одном торце каркаса и ориентируются снаружи внутрь дерева, выходные выводы располагаются на противоположном торце, и ориентируются изнутри каркаса наружу. Далее необходима катушка провода диаметром около 0.1 мм, свободный конец которой является началом провода. Этот конец соединяется с одним из входных выводов каркаса, и затем виток к витку, по часовой стрелке мотается первая обкладка конденсатора, конец которой по завершении припаивается к одной из выходных клемм. Вторая обкладка мотается аналогично первой, поверх предыдущей и соединяется с оставшимися клеммами (на фото 1 у прецизионного проволочного конденсатора на заднем плане слева и справа видны две входные клеммы). Входом прецизионного конденсатора является входная клемма внутренней обмотки, выход берется с выходной клеммы внешней обмотки. Емкость конденсатора получается порядка 7 нФ, индуктивность каждой обмотки — примерно 9 мГ.

Компактный проволочный конденсатор

Когда от конденсатора требуется компактность, подойдет каркас длиной 3-4 см с бортами высотой 3 — 10 мм. Обкладки мотаются сразу в два провода внавал (необходимо убедиться, что у обеих сматываемых катушек свободный конец является началом провода). Компактная модель имеет несколько худшую ясность, чаще всего не принципиальную, при этом 750 витков сдвоенного провода диаметром 0.1 мм на каркасе диаметром 2-3 см. дают емкость 10 нФ, 1100 витков — 15 нФ. Провода наматываются и соединяется с клеммами по тем же правилам, что и предыдущий вариант. В компактном конденсаторе после его сборки необходимо опытным путем выбрать пару выводов с наилучшим звучанием.

Обе конструкции проволочных конденсаторов обладают ярко выраженной направленностью. При монтаже каждый конденсатор должен соединяться с соседними компонентами в соответствии со схемой Электрических Контуров. Конденсаторы так же имеют выраженную пространственную направленность, их необходимо устанавливать вертикально на торец, при этом вход конденсатора должен находиться вверху так, чтобы аудио сигнал проходит свой путь сверху вниз по часовой стрелке. Конденсаторы крепятся к шасси через центральное отверстие латунным болтом, направленность крепежных болтов должна быть так же сверху вниз.

В случае, если необходим конденсатор с хорошей основательностью звучания, его необходимо мотать более толстым проводом на соответствующем большом каркасе.

Музыкальные свойства проволочного конденсатора подтвердили некоторые уже известные аудио-закономерности:

  1. Медь - наиболее красивый по звуку проводник в аудио, чем больше компонент содержит меди, тем лучше.
  2. Окраска старых материалов приятнее, гармоничнее современных аналогов. Это необходимо учитывать при оценке звучания различных по конструкции компонентов разных годов выпуска.
  3. Основательность звучания (безотносительно к музыкальности) можно улучшить заменой отдельных компонентов на более массивные.
  4. Ясность звучания лучше у конструктивно более простого компонента. Это так же верно для каскада компонентов и всего аудиотракта в целом. Часто именно этой причине среднестатистический конденсаторный каскад звучит яснее трансформаторного.
  5. В аудиотрактах лак выполняет функцию диэлектрика лучше масляной бумаги и тем более лучше любых современных синтетических диэлектриков.

Проволочные конденсаторы можно использовать не только в качестве проходных или корректирующих. Группа конденсаторов с объединенными входами - это наилучший по звуку вариант регулировки громкости в усилителе для проигрывания грампластинок пьезо-картриджем. Здесь конденсаторы различной емкости последовательно подключаются параллельно клеммам картриджа с помощью переключателя, чем и обеспечивают изменение амплитуды выходного сигнала головки.

Антон Степичев, 02 марта 2010 г.

Текущие Вопросы и Комментарии

Page 2 of 2«12
  • Антон, здравствуйте !
    В ходе экспериментов я выделил 3 способа фиксации краев провода :

    1.на запрессованый провод 1мм, как в статье

    2.на деревянный колышек вместо провода, вывод без разрыва.

    3.в косое отверстие, соединяющее бок цилиндра с торцом, для надёжной фиксации в это отверстие делается пара витков.

    Первые два эквивалентны, что насчёт третьего ?

    • Третий способ лучший, я в трансформаторах только так и делаю https://www.backtomusic.ru/wp-content/uploads/2018/08/acme_transformer-01.jpg.
      Там есть одна хитрость — провод надо вдевать в отверстие сонаправлено со щечкой, возвращать витки снаружи. Если неправильно навить несколько витков ( пять это минимум для провода 0.1мм) , звук потеряет часть своего обаяния, что будет обидно из-за такой ерунды. Соответственно, если выводы намотаны правильно, то и припаивать к конденсатору соединительные провода нужно сонаправленно с выводами, тогда из конденсатора можно вытянуть его максимум.

      Общее правило: провод, продетый в отверстие детали с обратной направленностью теряет часть ясности звучания и хуже интонирует. Это особенно заметно при продевании провода в отверстие в шасси, также касается изоляции проводов, ферритовых колец, етс.

Page 2 of 2«12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда