Компьютеры для аудио — PC386SX33 и MAC G3

Два проекта по переделке старых компьютеров для их использования в качестве цифрового источника звука.
Backtomusic team

Цифровой звук не обладает достаточной выразительностью, конек цифры — эффектность. Подобно рекламе, эффектность сначала поражает и приковывает внимание, а затем начинает надоедать своей назойливостью и раздражать. Жить с таким звуком невозможно, однако от цифры сегодня уже никуда не деться и в качестве эксперимента я решил сделать себе бескомпромиссный компьютер для фонового прослушивания музыки. Выбор не однозначный, так как среднестатистический компьютер играет менее интересно СД плейера, но компьютер — это мультиформатность и потенциальная возможность качественно записывать музыку в случае успешного апгрейда. В общем, решение было принято.

Первый, серьезный проект по переделке компьютера стартовал в 2007 году. Тогда практически единственным, действенным «оружием» у меня были упорядочивание направленности проводников и использование винтажных материалов с благородной Окраской. Задача была собрать компьютер из самого старого железа, с помощью которого еще можно будет записать и воспроизвести файл с СД разрешением, затем заменить все, что можно на винтаж, а что нельзя облагородить «улучшайзингом», затем вставить полученный результат в корпус из старого дерева.

Железо для РС

На начальном этапе были исследованы разные модели компьютеров без каких либо переделок. Первое, что выяснилось, это деградация звучания современных компьютеров — более современные компы в большинстве своем играли хуже по всем важным для меня субъективным критериям звучания, в первую очередь это касалось «живости» — чистоты и естественности тембров акустических инструментов и голосов. В период с конца 1990х по конец 2000х гг компьютеры Apple в сравнении со своими одногодками PC играли заметно интересней, Apple деградировал так же, как и PC, но опускался с некой, более высокой позиции (на сегодняшний момент продукция Apple уже ничем особым от PC не выделяется и сильно уступает звучанию своим моделям двадцатилетней давности). Таким образом я решил собирать старый Мак, однако по ходу дела выяснилось, что в сравнении с PС, совместимость софта и железа у старых Маков можно сказать отсутствует совсем. Конфигурации систем во всех моделях ограничены только парой-тройкой вариантов плат расширения и нельзя сказать, чтобы даже эти редкие варианты работали без проблем. Так-же оказалось, что настройки программного обеспечения Apple практически полностью закрыты для редактирования, тогда как в РС можно много чего «наковырять» на низком уровне. Еще Apple не предусматривал обратной совместимости операционных систем, то-есть на более новую модель нельзя поставить предыдущую версию операционной системы, что в моем случае было большим минусом. По факту получилось, что самый ранний рабочий вариант Мака можно было собрать из компонентов 1998-99 гв, тогда как РС из 1994-95г. Выбор пал на РС.

За пару лет интенсивных поисков было собрано большое количество старого, компьютерного барахла, — материнские платы от PC-286 до пентиумов, источники питания, ISA видео и звуковые карты, SCSI контроллеры для подключения ранних СД и винчестеров (старые материнские платы не поддерживают IDE винты больше 50-100 мБ, или поддерживает с большими глюками, первые СД рекордеры так-же были сказийными), память, шлейфы итд. Рабочий вариант компа получился из материнки 386-SX33 мГц без сопроцессора и кэша с минимумом памяти аж 1988гв, видеокарта VGA Вестерндиджитал 1991 гв, ScSI контроллер адаптек 1993, винт 2 Гб, СД рекордер — сказийная Ямаха 2Х4 1998г без корпуса. Звуковая карта — Antex SX-23e (самые ранние, профессиональные карты, которые можно за недорого купить на Ебей) с удаленной аналоговой частью. Для компа был сделан аналоговый источник питания, проводка питания разведена старыми проводами. Питание лампочек RE-11, работающих в предварительном усилителе — корректоре ЛП, сделано на кенотроне RGN354, экран для области корпуса, где установлены лампы сделан угольным лаком, обвязка ламп (резисторы и конденсаторы) самопальная. Корпус компа сделан из старого дерева и покрыт шеллаком.

В таком виде компьютер играл очень прилично, но оставались проблемы с надежностью хранения информации — старые винчестеры сыпались, а новые нельзя было поставить на старый контроллер, как из-за отсутствия драйверов, так и по причине ухудшения звучания. Наладить запись СД под ДОС мне не удалось и от этой идеи пришлось отказаться, но главной проблемой, с которой я столкнулся были глюки софта и драйверов, некоторые из которых остались не побежденными. Я думал, что решу эти проблемы позже с помощью профи и со своей, эзотерической стороны дела довел комп до рабочего, «играбельного» состояния, не пожалел времени на экстремальное упрощение конструкции, «улучшайзинг» с помощью наклеивания старой меди на микросхемы, дублирования дорожек старыми проводами, проводке параллельных земель по Контурам итд. Несмотря на глюки, в компе даже была сделана запись прямо под голым ДОС 5.0 (!), но специалиста по старому программному обеспечению в итоге так и не нашлось, комп несколько лет пропылился без дела и в конце концов был разобран на запчасти.

Apple Power Macintosh G3

Надежно работающий, бескомпромиссный РС 94 года я не осилил и переключился на продукцию Apple, планируя собрать машинку года 96-97. Маки тех лет редко встречались в продаже и были дороги, вскоре стало понятно, что реальный выбор не велик и из недорогих Маков можно без лишних поисков приобрести лишь несколько одинаковых G3-300mHz 98-99гв. Эти машины были не так хороши, как предыдущие модели, начиная с них Apple начал потихоньку терять свой бескомпромиссный подход к качеству и уделять больше внимания внешнему виду. Тем не менее, в сравнении с РС тех-же лет Power Mac выигрывал по всем параметрам безоговорочно и решение собирать Мак было принято.

Сначала мне удалось купить два рабочих компа, затем еще один нерабочий мак-сервер, ничем от обычного Мака не отличающийся кроме софта и использования SCSI винчестера. Все декоративные пластиковые накладки были сразу выброшены, компы разобраны на части из которых были выбраны наиболее подходящие по Направленности детали. Из системы были изъяты модем, плата Fire-wire и дежурного источника питания, оставлена только одна карта памяти на 128 мб. Выход и вход аудио сигнала был взят прямо с ножек встроенной в материнскую плату микросхемы ЦАП-АЦП CS4211 Apple и подключен через Проволочные Конденсаторы. Провода источника питания заменены и сориентированы по Контурам, дорожки платы продублированы старой моножилой.

На компьютер была установлена операционная система Mac OS 8.6 Classic, для воспроизведения музыки используются программа Audion на которой можно воспроизводить СД, WAV, МР3 (старые форматы) и слушать интернет радио старого формата, поддержка которых сейчас постепенно прекращается, но пока их еще достаточно много. Отдельно установлен плейер Sound Byte 3.1, более качественно воспроизводящий MP3. Загрузка файлов на комп организована по сети. Деревянный корпус и аналоговый источник питания я делать пока не стал тк все еще надеюсь найти более старые и перспективные с точки зрения звука Маки, а там источник и размеры материнской платы другие. Тем не менее, этот Мак играет достаточно деликатно, чтобы ежедневно слушать его во время работы без особого желания что-то менять-переключать, с другими цифровыми источниками у меня такой долговременной дружбы пока не возникало.

Дополнение: ссылка на архив с программами для Мас OS9 audiostuff_OS9 . Лучший по звуку плейер — Soundbyte 183, но он крайне неудобный. Я слушаю Аудион, мп3 он играет хуже, но у него есть плейлисты и он играет интернет радио, для фонового прослушивания вполне. Coaster — это рекордер, которым я пользуюсь. Его отличительная черта — простота, безглючность и что важно — он не перезаписывает временный файл при сохранении после записи, а просто его переименовывает. Все остальные рекордеры (я их пару десятков перепробовал) переписывают временный файл по новой и это хорошо слышно, копия звучит хуже.

Антон Степичев, 21.03.2018 (по материалам 2007-2017г)

Текущие Вопросы и Комментарии

Page 5 of 6« First...«23456»
  • Хорошая цитата. Еще есть интересная книга «Музыка и ее тайное влияние в течение веков» Кирилла Скотта, но там идет уклон на влияние музыки на исторический процесс.
    Понять каким образом работают «датчики» и «излучатели» логическим путем, мысленно рассуждая, скорее всего нельзя. Здесь нужны интуиция и озарение, которых можно достичь только саморазвитием, причем не техническим, а духовным. По крайней мере, так написано в эзотерических трактатах. Там же говориться. что звук (вибрация) — могут быть невероятно мощными, звук может и созидать и разрушать, причем, имеется в виду не громкость. Похоже, в манипуляциях со звуком требуется особая осторожность, чтобы не навредить. Не дай Бог, если получится усилитель звуковых эмоций, и его в военных целях начнут использовать.

    • Мы все вроде как именно усилением звуковых эмоций и занимаемся, выкладываемся по полной, но никакой «невероятной мощности» и в помине нет. Наиболее впечатляющие результаты способны оценить только аудиофилы, так что бояться нечего).

    • С праздником, Сергей!
      Раритет, первый раз такой вижу. но вряд-ли его можно как-то приспособить под наши аудио нужды, слишком он слаб и совместимости у него нет ни по железу, ни по софту. Тут надо компьютерщика-гения, тогда наверно есть небольшой шанс получить от него какой-нибудь звук. но я сильно сомневаюсь)

  • Greetings Anton! For later this year, I will be moving computer audio to Mac system, like you. For now I am using PC, with Windows. Do you recommend any players for Windows which are more honest? I am using your play.exe for .mp3 but he cannot play .flac, this is the only problem. Already I made the mistake of ripping all CDs to this format, and cannot do it again.

    • Hi Sina!
      Unfortunately I can not advise anything about Windows, I have not used it for a long time. For work and internet I use a relatively modern computer with Linux, but listen to music only on G3. Maybe it makes sense for you to have a separate old comp for music? It could be for example some old laptop or Powerbook with Debian or G3-G4 with early OSX where flac support has been introdused for the first time.
      I don’t think it makes sense to buy a modern Mac for both work and music. Now there is practically no difference in sound quality between Mac and PС — both of them are bad, but PС is cheaper.

  • Здравствуйте Антон.Что Вы думаете о внешнем цап на старом мультибите? Или старая ISA карта все же лучше?

    • UNIX, здравствуйте.
      По моему опыту в компе чище всего играет простейший, встроенный в материнскую плату чип, не важно что там у него с битностью и прочими тех параметрами. Дополнительная аудио карта, вставляемая в слот материнской платы, воспроизводит звук менее ясно и тяжелее встроенной, к тому-же любая дополнительная плата, не важно аудио она или для других целей, портит звук встроенного чипа, снижает ясность, в джазе и классике это воспринимается особенно плохо. Внешние аудио карты делают звук еще более тяжелее из-за дополнительного источника питания и соединений, которые нельзя сделать достаточно прозрачными для музыки. Соответственно, при прочих равных, я бы выстроил иерархию, как
      1 — встроенный чип
      2 — ISA карта
      3 — внешний цап
      Внешний цап должен быть необычайно хорошим, чтобы выиграть в данной ситуации.

      • Thank you Anton, I guess I knew this already.

        I acquired one Mac Pro 2008, a final model still used by professionals for recording. Because there is a need to listen to rare recordings on the internet, the Powermac was not suitable.

        But the question is which version mac OSX to use for best sound. Maybe one of the comrades can answer here?

        • The earliest OSX with up to date browser.
          I would try to install some early Linux on this computer, for example, Debian. but here you need to have a certain skill or find a good programmer who will figure out which version of Linux is the most suitable and install it for you.

  • Здравствуйте Антон!
    Скажите, вам никогда не приходилось растворять пластмассовые корпуса микросхем, чтобы получить бескорпусной вариант чипа? В интернете пишут, что есть какая-то смесь кислот, которая хорошо растворяет, но точный рецепт не приводится.
    Я экспериментально обнаружил значительное улучшение качества USB плат ввода аудио сигнала путем спиливания печатной платы под бескорпусной микросхемой, залитой каплей компаунда. и распайки старинных немецких проводков (с учетом направлений, разумеется) прямо напротив приваренных проводков бескорпусной микросхемы.. Причем снятие стеклотекстолита изнутри вплоть до печатных проводников обратной стороны дает очень сильный эффект. Если бы удалось растворить компаунд не повредив бескорпусную микросхему, то уверен, что качество еще бы существенно улучшилось. Пример одной из доработанных плат на фото.

  • Понятно. Нашел сообщение одного экспериментатора, он с успехом растворял эпоксидку муравьиной кислотой, но процесс, как он пишет, долгий. Попробую..

  • Александр,впечатляют ваши изыскания в звуке,убедился,все работает на результат,особенно прироста качества звука дал оппв с герм.диодом,и старый трансф.р питания в китайском плеере файлов Breez Audio dv20. Там кроме применения старого нем.го провода, удалил пленку с электролитов,дорожки плат покрыл натуральным лаком с прополисом,но мелкие дорожки менять не рискнул.Что интересно,файлы,воспроизведенные с флешки,на этом плеере,звучали натуральнее,живее,чем их оригиналы с компьютера,через юсб конвертер Аббаса,выходит чистота и качество питания сильнее влияет на музыку,нежели некоторое «удлинение»воспроизведения,путем копирования файлов на флешку.Кстати,а можно ли ее также доработать?

Page 5 of 6« First...«23456»

Ответить Anton Stepichev Отмена

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда