Энергетический Рупор

Ламповая, монофоническая аудио система с оригинальной схемой Векторной Направленности элементов ее конструкции. Отличительной чертой системы является корпус АС — «Энергетический Рупор», суммарная Векторная Направленность деталей которого имеет форму акустического рупора и позволяет фокусировать «эстетическую энергию музыки» в направлении слушателя. Система собрана на старых радиолампах и радиодеталях 1920х-1930х годов выпуска.
Антон Степичев

Необычный рупор, о котором пойдет речь, не имеет формальных, внешних признаков акустического рупора. В отличие от своего акустического тезки, предназначенного для усиления и фокусировки физических звуковых волн, Энергетический Рупор работает с тонкой составляющей звуков, которую можно зафиксировать только субъективно, во время прослушивания музыки, при замене и переполюсовке проводов, радиодеталей и деталей конструкции аудио трактов. Идея Энергетического Рупора (ЭР) возникла после реализации и оценки предыдущего проекта — «Активной двухполосной акустической системы» (АДАС) где в схеме корпуса АС были соединения с высокими Векторными Потерями (рис 1), снизить которые было невозможно. Корпус АС «Энергетический Рупор» изображен на схеме рис 2, Векторные Потери такого корпуса при тщательном подборе, распиле и ориентации его деталей можно свести к минимуму. Схема максимально приближена к идеальной (природной) схеме АС или музыкального инструмента в случае, когда корпус инструмента выдалбливается с нижней стороны (стороны корней) достаточно толстого полена подходящего размера, а торец бревна со стороны кроны используется в качестве верхней деки или лицевой панели АС. Идея такой, цельнодолбленой АС возникла лет десять назад, но так и не была грамотно реализована, так уж вышло, что возвращение к этому проекту произошло с противоположной, более сложной с точки зрения точности ее изготовления стороны — склейки целого по частям.

К недостаткам ЭР можно отнести трудоемкость изготовления, большее количество деталей передней панели в сравнении с АДАС и сложность согласования со стойкой под аппаратуру (у стойки Вектор столешницы должен быть направлен: по горизонтали — к слушателю, по вертикали — снизу-вверх, а у ЭР вертикальная составляющая Векторов нижней части боковин направлена встречно — сверху вниз). Последний недостаток был устранен позже в процессе разработки и реализации схемы Векторной Направленности компонентов комнаты прослушивания.

При проектировании ЭР так-же стояла сложная задача снизить фон переменного тока до «субъективного нуля» без потерь Ясности звучания. Сохранение Ясности осложнялась тем, что в ЭР пришлось использовать более современные, чем в АДАС, радиодетали и громкоговоритель с подмагничиванием, источник питания которого усложняет схему. Задача была решена с помощью более тщательной ориентации всех компонентов ЭР, как электрических, так и механических.

Схема усилителя изображена на рис 3. В отличие от схемы АДАС, в схеме ЭР использован резистор подстройки средней точки заземления катода выходной лампы AL1, входная лампа REN904 работает без принудительного отрицательного смещения сетки, а ВЧ громкоговоритель подключен к отдельной обмотке трансформатора. Так-же несколько больший коэффициент усиления схемы позволил использовать узел регулировки громкости без применения классического делителя напряжения на трехвыводном переменном резисторе у которого невозможно правильно сориентировать все компоненты. Изменением номинала резистора 1М в аноде входной лампы REN904 подбирается необходимый компромисс между коэффициентом усиления входного каскада с открытой сеткой, точностью установки его рабочей точки и верхней граничной частотой каскада. При увеличении сопротивления резистора общие искажения и верхняя граничная частота каскада снижаются, а коэффициент усиления увеличивается.

Низкочастотный громкоговоритель

Громкоговоритель предположительно первой половины 1930х годов выпуска (на корпусе сохранилась оригинальная панелька под четырехпиновый кенотрон RGN, которые перестали использовать в 1935 году), рабочий диаметр диффузора 31 см, диффузор конусный (не экспоненциальный), вес в сборе с источником питания — 18 кг. «Мощный Старик» долго ждал своего возвращения к жизни тк его диффузор, по хорошему, требовал замены — половина его поверхности была замята и разорвана, звуковая катушка была в обрыве. В общем, это был тяжелый случай реставрации», требующий много времени и сил. В 2012 году во время отбора компонентов для тракта «Проволочного ФНЧ«, я собрал этот громкоговоритель на скорую руку, наскоро перемотал звуковую катушку, оценил его высокую музыкальность в сравнении со вторым, послевоенным Алнико-кандидатом, но так-же оценил и трудозатраты на «причесывание» этой музыкальности и отложил головку до лучших времен, которых пришлось ждать аж четыре года.

В самом начале работы над головкой пришлось решать важный вопрос — оставить громкоговоритель на родной подставке или снять с нее и закрепить, как обычно, на лицевой панели. Оба варианта имели плюсы и минусы, однозначно предпочесть то или иное решение было невозможно. С точки зрения цельности конструкции, которая при прочих равных гарантирует минимум Векторных потерь (максимум Ясности звучания), головку надо было оставить на подставке и на ней-же собирать источник питания, однако Направленность подставки плохо стыковалась с Направленностью корпуса магнитопровода головки и днищем ЭР, на который ее предполагалось установить. Так-же с подставкой невозможно было подобрать оптимальное осевое положение корзины относительно передней панели, хотя в случае с радиально-симметричной передней панелью ЭР эта подстройка была далеко не так принципиальна, как в случае с прямолинейно направленной панелью АДАС где неоптимальный контакт панели с корзиной вызывал чрезмерное снижение Ясности АС. Предварительные тестирования от внешнего усилителя показали, что потери Ясности звучания после установки головки в корпус хорошо заметны, звук зажимался, тускнел и было обидно жертвовать этими моментами в проекте, где и на меньшие по величине улучшения звучания уже было потрачено немало времени. С другой стороны, надежно закрепить головку весом в 18 кг на лицевой панели — задача сложная, а скорее всего этого делать вообще не стоило тк громкоговоритель мог со временем деформировать корпус АС или саму силуминовую корзину под своим весом, а в случае даже легкого падения АС, головка вполне могла вырвать крепежные шурупы «с мясом» — и сама бы умерла, и расколошматила бы в добавок всю электронику. Ну, положим, можно было сделать крепления на сквозных анкерах с необходимой Направленностью, пожертвовав внешним видом лицевой панели, но от возможной, постепенной деформации корпуса и корзины это не спасет, к тому-же, источник питания для этого варианта пришлось бы собирать на отдельном шасси или на днище ЭР, что ухудшило бы цельность конструкции в сравнении с вариантом крепления на родной подставке. В итоге выбрал подставку, хотя до сих пор иногда сомневаюсь в правильности выбора. Пояснения проблемы проиллюстрированы ниже на рис 4-6.

На рис 4 показан Вектор заводской заготовки подставки, определенный во время предварительной разборки громкоговорителя. Мне попался не самый удачный вариант раскроя, в идеале на виде спереди стрелки должны быть направлены вертикально вниз. С точки зрения стороны изгиба такой заготовки — и так и эдак получится не оптимально: в моем случае получались меньшие потери в местах контакта подставки с дном ЭР, но большие в местах контакта с магнитопроводом головки. При изгибе заготовки в другую сторону получилось бы с точностью до наоборот. В общем, как не крути, а в местах соприкосновения, как головки с подставкой, так и подставки с днищем ЭР Векторные Потери оставались неприемлемо большими и с этим ничего нельзя было поделать, кроме как сделать новую подставку другой конструкции.

При прикручивании подставки к громкоговорителю, Ясность звучания головки вполне предсказуемо ухудшалась, ситуацию несколько спасал красивый, винтажный окрас, свойственный подставке. Далее, при установки подставки в корпус ЭР на левую (рис 5) опору (вторая опора в это время удерживалась руками), Ясность звучания практически полностью восстанавливалась, звук «раскрывался», увеличивалась его «проникающая способность», Энергетический Рупор при этом работал по полной, так, как и задумывалось. Однако, при последующей установке головки на обе опоры Ясность вновь ухудшалась, причина этого наглядно показана стрелками, направленными практически встречно (рис 5 вид сверху и вид справа). Попытки применить «согласующие прокладки» для правой опоры, которые делали бы переход встречно направленных Векторов днища и подставки более плавным (переход Направленности в месте контакта не сразу на 180 градусов, а 90 + 90), кардинально ситуацию не поменяли — звук немного «освободился», но Ясность стала еще хуже. Зато последующее крепление корзины к лицевой панели ЭР принесло только положительные эмоции.

Добавлю здесь, что акцент на эпизоде с подставкой я сделал не только потому, что он принципиально важен с точки зрения звука системы (Окраска деталей громкоговорителя и сопряженных с ним деталей являются определяющими в общем хоре Окрасок компонентов тракта, особенно если вы слушаете музыку рядом с АС в ближнем поле). Этот эпизод — хорошая иллюстрация множества подобных, сложных, неразрешенных, а часто и вообще неразрешимых проблем в типовых конструкциях радиодеталей, частей механики и аудиосистем в целом с точки зрения оптимизации их Векторных потерь.

Звучание отремонтированного громкоговорителя оказалось несколько менее ясным в сравнении с конструктивно простым и полностью переориентированным ГГ с Алнико магнитом, однако старые детали конструкции, как и предполагалось, приятно окрашивали звучание и делали его более утонченным.

Высокочастотный громкоговоритель без опозновательных знаков, диаметр диффузора — 11см, сопротивление — 16 Ом, предположительно 1950х годов выпуска, помоложе варианта АДАС, но еще вполне приличный по энергетике. В сравнении с НЧ громкоговорителем, оптимизация Направленности частей ВЧ головки особых проблем не вызвала, в наличии имелся стерео-комплект, конструкция головок позволяла полностью разобрать их на составляющие и правильно сориентировать. В данном варианте проблемы с Ориентацией могла вызвать только штампованная корзина в случае, если на производстве ее сформовали не в ту сторону, однако одна из корзин оказалась удачной. Оба диффузора и звуковые катушки были в порядке, у одного диффузора была неправильно вклеена центрирующая шайба. Не Джек Пот, но могло быть и хуже. No problem.

Радиодетали

Отбор, сборка и ориентация радиокомпонентов для ЭР была произведена так-же тщательно, как и все остальное. Детали не были так «эксклюзивно-самодельны», как в Тестовом Аудиотракте, однако ЭР не предназначался для тестов, на нем предполагалось просто слушать музыку и хотелось в итоге получить систему максимально Ясную, но требующую при этом минимум вмешательства в ее работу в процессе эксплуатации, а это невозможно с большим количеством самодельных. В добавок, за прошедшие шесть лет я изрядно поднаторел в Векторной Ориентации, так что на выходе у каждого компонента практически всегда получалась хоть и несколько менее красивая Окраска, но более высокая Ясность и как минимум такая-же способность к точной передаче музыкальных тонкостей, свойственных акустической и классической музыке.

Корпус

Наиболее трудоемкая часть корпуса — передняя панель, только на изготовление ее чернового варианта ушло две недели работы, много времени было потрачено на исправление ошибок в тестах. Так-же не с пол тычка собирались и четыре оставшиеся панели, хотя подобные щиты я уже делал не раз. Проблема безошибочного тестирования, таким образом, до сих пор оказалась нерешенной, хотя в последнее время мне казалось, что двойная-тройная перепроверка результатов в массовых тестах дает уже 100% результат. В ЭР, по факту, даже с переделками уже готовых панелей пришлось удовлетвориться 90%, что очень не плохо, но таки не соответствует потраченным усилиям, претендующим на все 100.

Здесь можно посмотреть все фотографии, сделанные в процессе создания ЭР.

Результаты

Безупречно интонированный и легко «читаемый» бас на старых аналоговых записях и, к моему удивлению, даже на некоторых современных — это, почему-то, я отметил в первую очередь. Сходный деферамб я бы пропел и про верхний диапазон — как скрипка, так и ударная установка (в первую очередь джазовая) выявили новые, не проявляющиеся до этого черты в звучании — четкое пространственное разделение (глубина) и интонирование — характеристики, которые раньше я приписывал только хорошим, винтажным средним частотам и мидбасу, но никак не ВЧ.

Энергетический Рупор, несмотря на выявленные (и не выявленные) ошибки при сборке, зазвучал интересней АДАС — больше нюансов, больше деталей на пределе восприятия, на удивление легко читаемых, если ты вдруг ими заинтересовался и не мешающих «музыкальному целому», если в данный момент тебя интересует именно целое. Рупор давал уникальную возможность не только слушать музыку, но и «приглядеться» при желании практически к любой из ее составляющих не теряя при этом тонкой нити самого музыкального повествования. Единственное момент, в котором ЭР уступал АДАС — это меньшая выраженность приятного, лечебно-успокаивающего «воркования», свойственного старенькой и уже порядком подсевшей лампе Siemens DA 1928 года выпуска, голос которой умудрялся делать пригодными для приема внутрь даже откровенно выхолощенные и полуубитые треки.

Антон Степичев, 08.09.2017 (по материалам 2016г)

Комментарии

  • Добрый день уважаемый Антон. Писал вам на сайт с началом ant, смотрю что моего сообщения нету(. Попробую написать на сайт с началом www, может в этот раз повезет.

    Благодарю за ваши безценные исследования в области аудио, дающие опыт и направление многим кто не идет по стандартному пути hi-fiя.

    У меня парочка вопросов, и поделиться опытом, подтверждением некоторых мною опробованных схемотехнических решений.

    1)В какой программе рисуете такие красивые схемы, очень соответствующие ламповому аудио, сам хочу некоторые свои попробовать нарисовать, да вот не знаю в чем?
    2)Что скажете по поводу анодного питания напрямую от сети, как в приемнике «рекорд 47»? Я имею в виду по принципу минимально возможного тракта, ведь минус один трансформатор. Накальный, естественно остается. Вот фрагмент схемы для пояснения, интересующие цепи выделил цветом.

    Из мною опробованного
    1)ОППВ на кенотроне успешно применялся в десятке разнообразных усилителей и корректоров-везде показал себя с лучшей стороны. Кремневый мост и близко не стоит рядом, разница просто пропасть!
    2)Проволочный конденсатор стал замечательным решением замены межкаскадных трансформаторов и обычных конденсаторов. Причем последних было отслушано куча разных типов, фирм. Но с ясностью и прозрачностью звучания тонких нюансов с проволочным нечего сравнить-ощущение что при обычном пленочном все эти нюансы размазываются и в большинстве случаев вообще не доступны слушателю.
    3)Недавно начал эксперименты в первом каскаде с открытой сеткой. Схематехнику специально брал самую массовую, на 6н2п и на выходе тесла аналог 6п14п, такое в основном просят изготовить. Вот и начал пробовать, если уж тут будет положительный эффект, тогда уже для себя можно будет что-то экзотическое собирать. В общем первый каскад катод на земле сетка открыта, межкаскадный проволочный конденсатор. Вторая половина лампы обычный каскад с автосмешением в катоде с электролитом 220мкф. Переключатся можно на ходу между этими каскадами. Естественно каскад с открытой сеткой не оставляет шансов классическому автосмешению. Но есть нюанс-при не подключенном входном проводе к гнезду проявляется возбуд причем именно в первом каскаде, проверял. Если же подключен провод к источнику и в усилитель, пусть даже без сигнала, то все нормально, и с сигналом само собой тоже все отлично. Так и не вышло этот нюанс убрать, да пожалуй можно простить, ведь для себя усилитель для звука который нравится мне и на моей системе, простому пользователю даже второй тумблер для включения анодного при мостовом кремниевом выпрямителе уже вводит в ступор, вызывая проблемы в эксплуатации, проверено опытом.
    4)Подтверждаю, что ни чего не сравниться с акустическим оформлением щит и оя на втором месте. Пробовал строил обратный рупор и акустический лабиринт, даже в свое время довольно долго слушал, да там есть преимущества в сравнение с массовыми скворечниками с фазоинвертером. Но решил однажды испытать открытый щит. Первый был с групповым излучателем на 3гд и 5гдш от тв. 6шт в фанерном щите. Разница была далеко не в пользу рупороа и лабиринта. Дальше были непревзойденные щиты на полу с ЛОМО Кинап 4А-28. После них ни чего что с фазоинвертером, современные поделки, итд слушать не возможно!
    5)Тот же тестовый усилитель на 6н2п весь перебрал в соответствие с направлениями моножилой 60х. Ни чего другого нет под рукой лучше, и достать проблематично.. разницу слышно. Может я конечно где-то и ошибся в направлении, но это думаю с опытом будет легче.

    Хотелось бы попробовать лампы телефункен, но у нас их достать и чтобы не по космическому прайсу это нужно чтобы звезды сошлись.

    Благодарю, Мира Вам и прцветания, с ув. Сергей.

    • Добрый день уважаемый Антон. Писал вам на сайт с началом ant, смотрю что моего сообщения нету(. Попробую написать на сайт с началом www, может в этот раз повезет.

      Добрый вечер, Сергей! ant.backtomusic.ru это тестовый сайт, я на нем испытываю все нововведения, которые уже потом копирую на www. я там ничего не читаю тк это просто копия с www. Не знал, что он тоже индексируется поисковиками, раньше я его выключал после работы, но в последнее время перестал. Судя по всему зря, теперь вот такая путаница возникла.

      Благодарю за ваши бесценные исследования в области аудио, дающие опыт и направление многим кто не идет по стандартному пути hi-fiя.

      Спасибо за такую оценку!

      1)В какой программе рисуете такие красивые схемы, очень соответствующие ламповому аудио, сам хочу некоторые свои попробовать нарисовать, да вот не знаю в чем?

      Программка Сплан — https://www.backtomusic.ru/wp-content/uploads/2021/01/sPlan-7.0.zip

      2)Что скажете по поводу анодного питания напрямую от сети, как в приемнике «рекорд 47»? Я имею в виду по принципу минимально возможного тракта, ведь минус один трансформатор. Накальный, естественно остается. Вот фрагмент схемы для пояснения, интересующие цепи выделил цветом.

      Это прекрасное решение, особенно если у вас на входе уже стоит трансформатор. Я использую конденсаторы и главное — использую Энергофон для записи на редкий Mac G3 — я и так сжег в свое время аж четыре G3, благо, когда я начинал свои опыты с записью, G3 стоили 3-5 тыс максимум. Сейчас у меня остался последний экземпляр и другого такого уже скорее всего не купить — они кончились в инете, а если появляются, то за такие деньги, что игра не стоит свечь. Так что, из-за своего компа я просто боюсь связываться с сетью на земле.

      Хотелось бы попробовать лампы телефункен, но у нас их достать и чтобы не по космическому прайсу это нужно чтобы звезды сошлись.

      Не обязательно Телефункен, наши довоенные тоже звучат очень хорошо! Другое дело, что их тоже не достать наверно уже. Пробуйте любые довоенные лампы, главное не фирма (хотя разница присутствует), а год выпуска. Год выпуска тоже не гарантия конечно, если с направлениями в колбе все неудачно и конструкция сложная, то такая лампа звучать не будет. Но это же относится и к современным лампам, так что при покупке, если есть выбор и лампу невозможно предварительно послушать, то более ранняя лампа будет звучать лучше с высокой вероятностью. Если разница в 20+ лет, то вероятность уверенно стремится к 100%.

      С уважением, Антон.

Reply to Сергей Cancel

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 10 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, документ, текст, архив. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда