Цифровой звук не обладает достаточной выразительностью, конек цифры — эффектность. Подобно рекламе, эффектность сначала поражает и приковывает внимание, а затем начинает надоедать своей назойливостью и раздражать. Жить с таким звуком невозможно, однако от цифры сегодня уже никуда не деться и в качестве эксперимента я решил сделать себе бескомпромиссный компьютер для фонового прослушивания музыки. Выбор не однозначный, так как среднестатистический компьютер играет менее интересно СД плейера, но компьютер — это мультиформатность и потенциальная возможность качественно записывать музыку в случае успешного апгрейда. В общем, решение было принято.
Первый, серьезный проект по переделке компьютера стартовал в 2007 году. Тогда практически единственным, действенным «оружием» у меня были упорядочивание направленности проводников и использование винтажных материалов с благородной Окраской. Задача была собрать компьютер из самого старого железа, с помощью которого еще можно будет записать и воспроизвести файл с СД разрешением, затем заменить все, что можно на винтаж, а что нельзя облагородить «улучшайзингом», затем вставить полученный результат в корпус из старого дерева.
Железо для РС
На начальном этапе были исследованы разные модели компьютеров без каких либо переделок. Первое, что выяснилось, это деградация звучания современных компьютеров — более современные компы в большинстве своем играли хуже по всем важным для меня субъективным критериям звучания, в первую очередь это касалось «живости» — чистоты и естественности тембров акустических инструментов и голосов. В период с конца 1990х по конец 2000х гг компьютеры Apple в сравнении со своими одногодками PC играли заметно интересней, Apple деградировал так же, как и PC, но опускался с некой, более высокой позиции (на сегодняшний момент продукция Apple уже ничем особым от PC не выделяется и сильно уступает звучанию своим моделям двадцатилетней давности). Таким образом я решил собирать старый Мак, однако по ходу дела выяснилось, что в сравнении с PС, совместимость софта и железа у старых Маков можно сказать отсутствует совсем. Конфигурации систем во всех моделях ограничены только парой-тройкой вариантов плат расширения и нельзя сказать, чтобы даже эти редкие варианты работали без проблем. Так-же оказалось, что настройки программного обеспечения Apple практически полностью закрыты для редактирования, тогда как в РС можно много чего «наковырять» на низком уровне. Еще Apple не предусматривал обратной совместимости операционных систем, то-есть на более новую модель нельзя поставить предыдущую версию операционной системы, что в моем случае было большим минусом. По факту получилось, что самый ранний рабочий вариант Мака можно было собрать из компонентов 1998-99 гв, тогда как РС из 1994-95г. Выбор пал на РС.
За пару лет интенсивных поисков было собрано большое количество старого, компьютерного барахла, — материнские платы от PC-286 до пентиумов, источники питания, ISA видео и звуковые карты, SCSI контроллеры для подключения ранних СД и винчестеров (старые материнские платы не поддерживают IDE винты больше 50-100 мБ, или поддерживает с большими глюками, первые СД рекордеры так-же были сказийными), память, шлейфы итд. Рабочий вариант компа получился из материнки 386-SX33 мГц без сопроцессора и кэша с минимумом памяти аж 1988гв, видеокарта VGA Вестерндиджитал 1991 гв, ScSI контроллер адаптек 1993, винт 2 Гб, СД рекордер — сказийная Ямаха 2Х4 1998г без корпуса. Звуковая карта — Antex SX-23e (самые ранние, профессиональные карты, которые можно за недорого купить на Ебей) с удаленной аналоговой частью. Для компа был сделан аналоговый источник питания, проводка питания разведена старыми проводами. Питание лампочек RE-11, работающих в предварительном усилителе — корректоре ЛП, сделано на кенотроне RGN354, экран для области корпуса, где установлены лампы сделан угольным лаком, обвязка ламп (резисторы и конденсаторы) самопальная. Корпус компа сделан из старого дерева и покрыт шеллаком.
В таком виде компьютер играл очень прилично, но оставались проблемы с надежностью хранения информации — старые винчестеры сыпались, а новые нельзя было поставить на старый контроллер, как из-за отсутствия драйверов, так и по причине ухудшения звучания. Наладить запись СД под ДОС мне не удалось и от этой идеи пришлось отказаться, но главной проблемой, с которой я столкнулся были глюки софта и драйверов, некоторые из которых остались не побежденными. Я думал, что решу эти проблемы позже с помощью профи и со своей, эзотерической стороны дела довел комп до рабочего, «играбельного» состояния, не пожалел времени на экстремальное упрощение конструкции, «улучшайзинг» с помощью наклеивания старой меди на микросхемы, дублирования дорожек старыми проводами, проводке параллельных земель по Контурам итд. Несмотря на глюки, в компе даже была сделана запись прямо под голым ДОС 5.0 (!), но специалиста по старому программному обеспечению в итоге так и не нашлось, комп несколько лет пропылился без дела и в конце концов был разобран на запчасти.
Apple Power Macintosh G3
Надежно работающий, бескомпромиссный РС 94 года я не осилил и переключился на продукцию Apple, планируя собрать машинку года 96-97. Маки тех лет редко встречались в продаже и были дороги, вскоре стало понятно, что реальный выбор не велик и из недорогих Маков можно без лишних поисков приобрести лишь несколько одинаковых G3-300mHz 98-99гв. Эти машины были не так хороши, как предыдущие модели, начиная с них Apple начал потихоньку терять свой бескомпромиссный подход к качеству и уделять больше внимания внешнему виду. Тем не менее, в сравнении с РС тех-же лет Power Mac выигрывал по всем параметрам безоговорочно и решение собирать Мак было принято.
Сначала мне удалось купить два рабочих компа, затем еще один нерабочий мак-сервер, ничем от обычного Мака не отличающийся кроме софта и использования SCSI винчестера. Все декоративные пластиковые накладки были сразу выброшены, компы разобраны на части из которых были выбраны наиболее подходящие по Направленности детали. Из системы были изъяты модем, плата Fire-wire и дежурного источника питания, оставлена только одна карта памяти на 128 мб. Выход и вход аудио сигнала был взят прямо с ножек встроенной в материнскую плату микросхемы ЦАП-АЦП CS4211 Apple и подключен через Проволочные Конденсаторы. Провода источника питания заменены и сориентированы по Контурам, дорожки платы продублированы старой моножилой.
На компьютер была установлена операционная система Mac OS 8.6 Classic, для воспроизведения музыки используются программа Audion на которой можно воспроизводить СД, WAV, МР3 (старые форматы) и слушать интернет радио старого формата, поддержка которых сейчас постепенно прекращается, но пока их еще достаточно много. Отдельно установлен плейер Sound Byte 3.1, более качественно воспроизводящий MP3. Загрузка файлов на комп организована по сети. Деревянный корпус и аналоговый источник питания я делать пока не стал тк все еще надеюсь найти более старые и перспективные с точки зрения звука Маки, а там источник и размеры материнской платы другие. Тем не менее, этот Мак играет достаточно деликатно, чтобы ежедневно слушать его во время работы без особого желания что-то менять-переключать, с другими цифровыми источниками у меня такой долговременной дружбы пока не возникало.
Дополнение: ссылка на архив с программами для Мас OS9 audiostuff_OS9 . Лучший по звуку плейер — Soundbyte 183, но он крайне неудобный. Я слушаю Аудион, мп3 он играет хуже, но у него есть плейлисты и он играет интернет радио, для фонового прослушивания вполне. Coaster — это рекордер, которым я пользуюсь. Его отличительная черта — простота, безглючность и что важно — он не перезаписывает временный файл при сохранении после записи, а просто его переименовывает. Все остальные рекордеры (я их пару десятков перепробовал) переписывают временный файл по новой и это хорошо слышно, копия звучит хуже.
Спасибо Антон! Я так и делаю, методом тыка. Помогают ситуации, когда в некоторых цепях однозначно надо применять разнонаправленные пары проводов. Смена направлений пар проводов слышится намного сильнее по изменению качества звука, чем смена одного провода. Развития слуха и интуиции со временем тоже дают себя знать. Сейчас я уже допускаю меньше ошибок чем раньше и достигаю шаг за шагом все более эмоционального, радующего слух звука.
Здравствуйте Антон!
Хочу поблагодарить вас за множество качественных оцифровок старых пластинок. Я часто использую эти файлы для тестирования аппаратуры и просто с удовольствием слушаю.
Теперь сообщение по технике.
1. Последние два года я занимался модернизацией разных китайских Блютуз плат, переделкой их монтажа с учетом направлений, заменой плохо звучащих деталей и т.д. По моему теперь уже 100% убеждению, беспроводная передача сигнала с компьютера на усилитель значительно уменьшает те ужасные искажения и ослабления тонкого сигнала, которые вносит компьютер. Несколькими годами раньше я пытался переделывать мини компьютеры и ноутбуки, достиг некоторых улучшений, но полностью заменить печатный монтаж компьютера на проводной просто физически нереально, в отличие от Блютуз плат с небольшим числом элементов.
2. Совсем недавно я решил попробовать переделать печатный монтаж импульсных блоков питания (адаптеров), заменяя его на монтаж немецкими проводами 30-х с учетом направлений. И здесь я столкнулся с неожиданным для меня эффектом. Я всегда считал (как писали и многие другие авторы), что наилучшее качество звучания получается при использовании аналоговых блоков питания со старыми трансформаторами и германиевыми, или селеновыми однополупериодными выпрямителями. В соответствии со сложившимся общим мнением, я и использовал такие блоки и при питании компьютера, монитора, усилителя , и тех Блютуз плат, которые я модернизировал. Звук меня более-менее устраивал. Потом я попробовал питать Блютуз платы от литиевых аккумуляторов, Мне понравилась лучшие чистота, окрасы и прозрачность звучании при питании от аккумуляторов, но энергетика звучания при аккумуляторном питании была ниже, чем при питании от сети.
3. После этого, я сделал несколько макетов импульсных адаптеров, переведя печатный монтаж на проводной: для компьютера, монитора, усилителя и Блютуз модуля (см. фото). Это было трудоемко, т.к. я не знал теоретически правильных направлений, которые должны быть в схеме импульсного блока питания, за исключением входных и выходных проводников. Приходилось каждый проводочек и каждую деталь отслушивать по нескольку раз, чтобы минимизировать ошибки. Когда я окончательно включил всю систему с новыми адаптерами, я был очень удивлен и обрадован. Звук был значительно энергичней, чем при питании не только от аккумуляторов, но и от аналоговых блоков питания. Помимо хорошей динамики, и ясности звучания, я, к своему удивлению, не услышал каких-либо неприятных окрасов, которые присутствовали ранее при питании от непеределанных импульсных блоков. Я бы даже сказал, что железные, аналоговые трансформаторы вносили более неприятный зудящий окрас, который не сглаживался даже германиевыми, или селеновыми диодами. В импульсных источниках я оставил кремниевые диоды, что, как ни странно, не ухудшило общего приятного впечатления от звука.
4. Выводы, которые я сделал по результатам испытаний:
a. Крупные аналоговые трансформаторы из десятков железных пластин, хаотически направленных вносят неприятные окрасы, ухудшение ясности и динамики звучания, по сравнению с миниатюрными ферритовыми трансформаторами , состоящими из двух П-образных частей. (Недаром, вы тщательно подбираете направленность каждой пластины в своих трансформаторах). Но играет роль не только хаотичность направлений разных пластин, но и большие размеры и вес (чем больше деталь – тем относительно сильнее слышны огрехи ее неправильно направленной конструкции).
b. При правильной сборке по направлениям ЛЮБАЯ схема: усилитель, импульсный стабилизатор, Блютуз плата и т.д. вносят в звук ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше неприятных окрасов и обеспечивают минимальные потери ясности, по сравнению с хаотически собранной схемой (без учета направлений).
c. Через питающую сеть (220 В 50 Гц) помимо обычной энергии передается в устройства и тонкая энергия. При неправильно выбранных направлениях схемы блока питания, тонкая энергия ослабляется, что слышно в звуке, как потеря динамики и ясности звучания.
d. Тонкая энергия поступает в устройства не только от сети 220В 50 Гц, но и из окружающего пространства. Это подтверждается тем, что любая плата в открытом состоянии звучит свободнее и динамичнее чем в корпусе, даже собранном из качественных материалов. Заметно уменьшить потери тонкой энергии при корпусировании можно путем сверления многих отверстий (дырчатый корпус), что я и делал при установке плат питания в корпуса.
Антон, что вы думаете по этому поводу?
Блок питания компьютера.
Блок питания монитора.
Блок питания усилителя.
Алексанр, день добрый!
Мне пока не удалось убедиться в этом на практике. Пробовал пару блютус плат передатчиков — надо было оценить звук в разных наушниках, включая беспроводные прямо с выхода G3, на котором я оцифровываю пластинки. Купил на Озоне наудачу пару вариантов — совсем дешевый 1000р и подороже — LE507 Multipoint 2500р. Дешевый сразу выкинул тк он плохо коннектился и терял наушники, Multipoint поисследовал подробнее — все провода прекрасно слышны, как питание, так и аудио, что говорит о достаточной прозрачности системы, однако звук меня не впечатлил — оценивал по разнице звучания файлов БТМ между G3 и телефоном — в проводных наушниках G3 серьезно впереди по всем признакам, в блютус варианте разница менее заметна, что говорит о меньшем разрешении.
С другой стороны, тщательно и всесторонне я плату не дорабатывал, так что по большому счету вопрос так и повис в воздухе
Согласен!
Просто корпус для усилителя или БП с дырками и без не пробовал ни разу — ни подтвердить, ни опровергнуть не могу.
ЗЫ
1 — файлы можно загружать на сайт не по одному, а сразу все вместе и одновременно с текстом, чтобы не плодить лишние сообщения.
2 — Узелки на шнурах завязаны против часовой стрелки, это слышно, попробуйте перевязать.
Добрый день, Антон!
Спасибо за подробный комментарий! По загрузке нескольких файлов сразу у меня почему-то не получилось. Загружаю один, выбираю второй, при этом первый пропадает. Или я что-то не так делаю? Узелки на шнурах перевяжу – спасибо!
1. «С другой стороны, тщательно и всесторонне я плату не дорабатывал, так что по большому счету вопрос так и повис в воздухе»
Дело именно в этом. Когда включаешь недоработанную плату Блютуз, звучание не сильно лучше, чем от USB звуковой платы, установленной в этот же компьютер. Звук менее жесткий и колючий, чем от USB, но мутный и не динамичный. Когда начинаешь поэтапно дорабатывать плату (удаляешь все 100% печатные проводники и заменяешь навесными), сначала звук, несмотря на заметные изменения по тембру, и окрасам, мало меняется в нужную сторону (ясность, эмоциональность, динамика). Изменения в этом направлении незначительные и легко сделать ошибки. Когда 75% проводников и деталей направлены правильно, скорость улучшения увеличивается, и сразу слышишь, что идешь в нужном направлении. И только, когда остается правильно направить последние несколько проводников, улучшения начинают идти семимильными шагами и происходит чудо – звучание становится «волшебным» по всем параметрам! Аналогично и при модернизации импульсных блоков питания. У меня все по настоящему «запело», когда после того, как 100% проводников выставил по направлению, я до предела укоротил ножки микросхем и других элементов. Выводы элементов направлены хаотически, плюс сделаны из плохо звучащих металлов и их укорочение до минимально возможного предела заметно улучшает звук. Удивительно, что удаление нескольких миллиметров вывода элемента (как и печатного проводника) заметно улучшает звук!
2. Хочу обсудить с вами еще один вопрос – качественную запись музыки с микрофона. Сначала я записывал музыку телефоном. Несмотря на то, что активные конденсаторные микрофоны телефонов по параметрам очень неплохи, звук получался неудовлетворительным. Я записывал звук с играющей колонки, или динамика. При записи тембр примерно сохранялся, но эмоциональность, динамика, ясность терялась очень сильно. Я пробовал разные смартфоны, в том числе и те (например, Nokia 808) в которых заявлялось, что в них установлены специальные микрофоны, предназначенные для высококачественной записи музыки. Все мои попытки записи на разных смартфонах, а также с USB аудио плат компьютеров были неудовлетворительны – огромные потери эмоциональности, динамики и ясности. Я понял, что дело здесь все в том же, что и при воспроизведении музыки – и компьютеры и телефоны имеют огромное количество неправильно направленных радиоэлементов и проводников и в результате, искажают и подавляют тонкую энергетику. Я решил попробовать записать звук с беспроводных петличных микрофонов и модернизировать их монтаж по направлениям. Я купил петличный микрофон, и оказалось, что он весьма неплохо, эмоционально и динамично записывает человеческие голоса, но совершенно не способен записывать музыку. В этих микрофонах стоит шумо одавитель с искусственным интеллектом, который вместе с шумом подавляет практически всю музыку, но, в тоже время, голос записывает значительно лучше, чем микрофоны телефонов. К сожалению, отключить это «музыкоподавление» в современных петличных микрофонах и в караоке микрофонах невозможно! Сейчас я ищу старые петличные беспроводные микрофоны, где еще не умели подавлять музыку, а уменьшали только шум. Также я хочу попробовать стерео диктофоны для записи музыки. У них простая схема, которая легко поддается модернизации в части замены печатного монтажа на проводной.
Антон, а у вас есть какие-нибудь наработки по качественной звукозаписи?
Думаю, тут логика простая
1 — определиться с целью — какие записи считаете наиболее качественными?
2 — Определить год их записи
3 — Купить профессиональный микрофон на 5-10 лет старше даты записей
4 — Использовать схемотехнику на 5-10 лет старше для сборки микрофонного усилителя. Если классика или джаз — то по любому должна быть ламповая схемотехника, остальные стили — по вкусу.
5 — оцифровщик — это проблема, я использую старый мак, наверняка есть много более простых специфических девайсов тех же лет, которые можно переделать и получить лучший результат
Я лично так серьезно с микрофоном ни разу не заморачивался, но ради интереса возился с разными электретными микрофонами, собирал корпуса от советских мкэ по направлениям, — улучшал из полного г. до приемлемого звука, в итоге так и не продвинулся дальше — на входе всегда стоял полевик, хоть и отобранный из многих, но это конкретный барьер, уровень низкий, даже со всеми проводами и направлениями. Принцип там такой-же как и везде — все защитные сетки, крышки корпуса принимают живое участие в формировании конечного звука и критичны к взаимной и общей направленности.
Короче чтобы сделать хорошо, надо кучу времени плюс еще чтоб удачная покупка микрофона была. Они даже электретные все разные конкретно — один хуже другого))
Как компромисс поискать старые мобильники типа Iphone-4 или hdd рекордеры 90х-00х
Антон, спасибо за советы! Буду искать старый простой цифровой рекордер . По отзывам, хорошо пишет музыку Sony ICD-UX512 — стерео диктофон. Печатная плата в нем небольшая, можно будет попробовать перевести на проводной монтаж.