Цифровой звук не обладает достаточной выразительностью, конек цифры — эффектность. Подобно рекламе, эффектность сначала поражает и приковывает внимание, а затем начинает надоедать своей назойливостью и раздражать. Жить с таким звуком невозможно, однако от цифры сегодня уже никуда не деться и в качестве эксперимента я решил сделать себе бескомпромиссный компьютер для фонового прослушивания музыки. Выбор не однозначный, так как среднестатистический компьютер играет менее интересно СД плейера, но компьютер — это мультиформатность и потенциальная возможность качественно записывать музыку в случае успешного апгрейда. В общем, решение было принято.
Первый, серьезный проект по переделке компьютера стартовал в 2007 году. Тогда практически единственным, действенным «оружием» у меня были упорядочивание направленности проводников и использование винтажных материалов с благородной Окраской. Задача была собрать компьютер из самого старого железа, с помощью которого еще можно будет записать и воспроизвести файл с СД разрешением, затем заменить все, что можно на винтаж, а что нельзя облагородить «улучшайзингом», затем вставить полученный результат в корпус из старого дерева.
Железо для РС
На начальном этапе были исследованы разные модели компьютеров без каких либо переделок. Первое, что выяснилось, это деградация звучания современных компьютеров — более современные компы в большинстве своем играли хуже по всем важным для меня субъективным критериям звучания, в первую очередь это касалось «живости» — чистоты и естественности тембров акустических инструментов и голосов. В период с конца 1990х по конец 2000х гг компьютеры Apple в сравнении со своими одногодками PC играли заметно интересней, Apple деградировал так же, как и PC, но опускался с некой, более высокой позиции (на сегодняшний момент продукция Apple уже ничем особым от PC не выделяется и сильно уступает звучанию своим моделям двадцатилетней давности). Таким образом я решил собирать старый Мак, однако по ходу дела выяснилось, что в сравнении с PС, совместимость софта и железа у старых Маков можно сказать отсутствует совсем. Конфигурации систем во всех моделях ограничены только парой-тройкой вариантов плат расширения и нельзя сказать, чтобы даже эти редкие варианты работали без проблем. Так-же оказалось, что настройки программного обеспечения Apple практически полностью закрыты для редактирования, тогда как в РС можно много чего «наковырять» на низком уровне. Еще Apple не предусматривал обратной совместимости операционных систем, то-есть на более новую модель нельзя поставить предыдущую версию операционной системы, что в моем случае было большим минусом. По факту получилось, что самый ранний рабочий вариант Мака можно было собрать из компонентов 1998-99 гв, тогда как РС из 1994-95г. Выбор пал на РС.
За пару лет интенсивных поисков было собрано большое количество старого, компьютерного барахла, — материнские платы от PC-286 до пентиумов, источники питания, ISA видео и звуковые карты, SCSI контроллеры для подключения ранних СД и винчестеров (старые материнские платы не поддерживают IDE винты больше 50-100 мБ, или поддерживает с большими глюками, первые СД рекордеры так-же были сказийными), память, шлейфы итд. Рабочий вариант компа получился из материнки 386-SX33 мГц без сопроцессора и кэша с минимумом памяти аж 1988гв, видеокарта VGA Вестерндиджитал 1991 гв, ScSI контроллер адаптек 1993, винт 2 Гб, СД рекордер — сказийная Ямаха 2Х4 1998г без корпуса. Звуковая карта — Antex SX-23e (самые ранние, профессиональные карты, которые можно за недорого купить на Ебей) с удаленной аналоговой частью. Для компа был сделан аналоговый источник питания, проводка питания разведена старыми проводами. Питание лампочек RE-11, работающих в предварительном усилителе — корректоре ЛП, сделано на кенотроне RGN354, экран для области корпуса, где установлены лампы сделан угольным лаком, обвязка ламп (резисторы и конденсаторы) самопальная. Корпус компа сделан из старого дерева и покрыт шеллаком.
В таком виде компьютер играл очень прилично, но оставались проблемы с надежностью хранения информации — старые винчестеры сыпались, а новые нельзя было поставить на старый контроллер, как из-за отсутствия драйверов, так и по причине ухудшения звучания. Наладить запись СД под ДОС мне не удалось и от этой идеи пришлось отказаться, но главной проблемой, с которой я столкнулся были глюки софта и драйверов, некоторые из которых остались не побежденными. Я думал, что решу эти проблемы позже с помощью профи и со своей, эзотерической стороны дела довел комп до рабочего, «играбельного» состояния, не пожалел времени на экстремальное упрощение конструкции, «улучшайзинг» с помощью наклеивания старой меди на микросхемы, дублирования дорожек старыми проводами, проводке параллельных земель по Контурам итд. Несмотря на глюки, в компе даже была сделана запись прямо под голым ДОС 5.0 (!), но специалиста по старому программному обеспечению в итоге так и не нашлось, комп несколько лет пропылился без дела и в конце концов был разобран на запчасти.
Apple Power Macintosh G3
Надежно работающий, бескомпромиссный РС 94 года я не осилил и переключился на продукцию Apple, планируя собрать машинку года 96-97. Маки тех лет редко встречались в продаже и были дороги, вскоре стало понятно, что реальный выбор не велик и из недорогих Маков можно без лишних поисков приобрести лишь несколько одинаковых G3-300mHz 98-99гв. Эти машины были не так хороши, как предыдущие модели, начиная с них Apple начал потихоньку терять свой бескомпромиссный подход к качеству и уделять больше внимания внешнему виду. Тем не менее, в сравнении с РС тех-же лет Power Mac выигрывал по всем параметрам безоговорочно и решение собирать Мак было принято.
Сначала мне удалось купить два рабочих компа, затем еще один нерабочий мак-сервер, ничем от обычного Мака не отличающийся кроме софта и использования SCSI винчестера. Все декоративные пластиковые накладки были сразу выброшены, компы разобраны на части из которых были выбраны наиболее подходящие по Направленности детали. Из системы были изъяты модем, плата Fire-wire и дежурного источника питания, оставлена только одна карта памяти на 128 мб. Выход и вход аудио сигнала был взят прямо с ножек встроенной в материнскую плату микросхемы ЦАП-АЦП CS4211 Apple и подключен через Проволочные Конденсаторы. Провода источника питания заменены и сориентированы по Контурам, дорожки платы продублированы старой моножилой.
На компьютер была установлена операционная система Mac OS 8.6 Classic, для воспроизведения музыки используются программа Audion на которой можно воспроизводить СД, WAV, МР3 (старые форматы) и слушать интернет радио старого формата, поддержка которых сейчас постепенно прекращается, но пока их еще достаточно много. Отдельно установлен плейер Sound Byte 3.1, более качественно воспроизводящий MP3. Загрузка файлов на комп организована по сети. Деревянный корпус и аналоговый источник питания я делать пока не стал тк все еще надеюсь найти более старые и перспективные с точки зрения звука Маки, а там источник и размеры материнской платы другие. Тем не менее, этот Мак играет достаточно деликатно, чтобы ежедневно слушать его во время работы без особого желания что-то менять-переключать, с другими цифровыми источниками у меня такой долговременной дружбы пока не возникало.
Дополнение: ссылка на архив с программами для Мас OS9 audiostuff_OS9 . Лучший по звуку плейер — Soundbyte 183, но он крайне неудобный. Я слушаю Аудион, мп3 он играет хуже, но у него есть плейлисты и он играет интернет радио, для фонового прослушивания вполне. Coaster — это рекордер, которым я пользуюсь. Его отличительная черта — простота, безглючность и что важно — он не перезаписывает временный файл при сохранении после записи, а просто его переименовывает. Все остальные рекордеры (я их пару десятков перепробовал) переписывают временный файл по новой и это хорошо слышно, копия звучит хуже.
Эта колонка на Озоне.
Добрый вечер! Не окажите услугу модернизации 3вт колонки? Если это возможно,оговорим детали отдельно. Спасибо!
Здравствуйте, Сергей! К сожалению, навесной монтаж, который я проделал в этой колонке, получился очень ненадежный с точки зрения механической прочности. По хорошему, нужно целиком делать новую плату для этой колонки. А это большая морока. Я взял эту колонку для экспериментов, чтобы понять потенциальные качественные возможности системы: аккумулятор + блютуз + усилитель + динамик в одном минимальном по размеру флаконе. На мой взгляд потенциал качества хороший, но нужно, кроме модернизации схемы и монтажа, делать еще и деревянный корпус и выбрать другой более качественный динамик.
Здравствуйте Антон!
Давно не писал вам. У меня сообщение и вопрос.
1. Я перелопатил много плат Bluetoth и нашел оптимальную для модернизации. По звуку они все примерно одинаковые (не переделанные) и, в целом, звучат заметно лучше, чем USB звуковые карты. Доработка многих из них очень сложна из-за очень малого шага (мелких выводов) микросхем. Дело в том, что каждый лишний миллиметр печатного проводника заметно ухудшает звук. Для достижения ясного звучания при доработке приходится делать полностью проводной монтаж винтажными проводниками с учетом направлений, а подпаиваться к тонким выводам микросхем впритык даже под микроскопом с помощью микропаяльника нелегко.
Оптимальной для модернизации является плата на микросхеме TD5168A. У нее малое число достаточно больших выводов к которым легко подпаивать провода. Кроме того, она работает с Bluetoth 5.0., что хорошо по минимальной задержке и минимальной компрессии сигнала в этом режиме. На Али-экспресс она стоит менее 100 рублей. На Озоне — 130 — 300 р. Внешний вид платы можно посмотреть по ссылке:
https://www.ozon.ru/product/modul-audiopriemnika-bluetooth-5-0-plata-dekodera-bluetooth-micro-1759152248/
Звук переделанной платы, на мой слух — великолепный, звучание мягкое, ламповое, с отчетливо слышимыми музыкальными нюансами, которые на обычных компьютерных аудио платах просто не слышны. Время доработки платы получается относительно небольшое — у меня уходит полный рабочий день. Очень рекомендую вам попробовать доработать эту плату. Жаль, что на новом вашем сайте нельзя прикрепить фото, я показал бы внешний вид переделанной платы,
Еще небольшой нюанс. У меня лучший звук получается при питании платы от литиевого аккумулятора. Причем, совершенно обязательно — напрямую подпаиваться к нему проводами, а не использовать контактные колодки.
2. Я заметил интересный эффект, который особенно сильно проявился при прослушивании музыки с помощью упомянутой выше Bluetoth платы. Я месяц назад для эксперимента выложил на Рутубе несколько идентичных роликов с одинаковыми музыкальными отрывками, которые записал с разных динамиков: немецких «Mende» 1939 г., советских 6ГД1 РРЗ, 6ГДР1, 5ГД1 РРЗЮ 4ГД2РРЗ, 4ГД35, 3ГД18. Любопытно, что прослушивая эти ролики с Рутуб через свои колонки, я заметил, что общее впечатление от звучания одних и тех же музыкальных отрывков от некоторых выложенных на Рутубе динамиков заметно лучше, чем, когда я слушаю записи не с Рутуба, а напрямую исходный аудио ролик с компьютера. Звук напрямую — более чистый, формально почти идеальный, но звук с динамиков, выложенных на Рутубе оказывается более захватывающим и эмоциональным, несмотря на явные частотные искажения. Что вы думаете по этому поводу? Если интересно, то ссылка на один из моих роликов на Рутуб здесь:
https://rutube.ru/video/e8943d86e1f46d905a9fff11da99a7cf/
3. Не могли бы вы записать на свой телефон небольшой ролик длительностью пару минут со звучанием своей колонки (желательно что-то из вокального джаза) и выслать мне его в личку, или выложить на своем сайте?
Александр, не могли бы вы загрузить фотографию вашей переделанной доски на сайт хостинга изображений и поделиться ссылкой?
Боюсь, я не знаю хороших российских, чтобы привести пример. Возможно, вам подойдет https://imgbb.com/.
Я заинтересован в этих проектах и жду их с нетерпением.
Александр, мое почтение! Подключил плагин, чтоб как раньше можно было загружать файлы. Должно работать, если что пишите что не так, я постараюсь исправить.
Не хотел этот плагин использовать, тк он написан не совсем грамотно и грузит дополнительные библиотеки JQuery на все страницы, даже туда, где комментариев нет и это ухудшает звук и скорость. Но другого такого плагина нет или я не нашел, короче надо заняться этим вопросом как только с рутиной справлюсь
Добрый вечер Антон! Спасибо за плагин!
Выкладываю два фото: платы Блютуз и два фото платы Блютуз совмещенной с усилителем класса «Д». Виды со стороны элементов и виды снизу.
Слева — исходные платы, справа — доработанные.
Все СМД конденсаторы, кроме одного (в антенне Блютуз) заменены на раздетые электролиты. Нужно и саму антенну сделать из винтажного провода. Это я проделал на другой аналогичной плате с усилителем), положительный эффект по звуку есть. Кварц тоже нужно подбирать по наилучшему звучанию и устанавливать в соответствующем направлении.
Немного некрасиво выглядит, но я пока стремился не ко внешнему глянцу, а к качественному звуку. Со временем, попробую освоить более привлекательную на вид и более производительную технологию снятия маски и фольги.
Обратите внимание, на плате с усилителем я «раздел» пластмассовый потенциометр. Звук заметно улучшился, стал почти как у нормального большого винтажного потенциометра. Есть еще ряд мелких «хитростей», но главное я рассказал.
2.
3.
4.
Возможно, Sina будет интересно, выкладываю доработанную схему платы с Блютуз.
Александр, большое спасибо за подробности и фотографии. Подскажите, пожалуйста, рабочее напряжение и потребляемый ток этой платы Bluebooth? Хочу добавить для нее дополнительную обмотку в силовой трансформатор усилителя.
Здравствуйте Sina!
Модуль блютус стабильно работает в диапазоне напряжений 3,5 В — 5,5 В. Ток потребления в пике при начальной загрузке модуля 18 мА, в рабочем режиме 10 — 12 мА, почти не зависит от напряжения. Я питаю его от литиевого аккумулятора напряжением 3,7 — 4,2 В. Если вы будете питать его от выпрямителя, то стабилизатора напряжения ставить не нужно. Модуль содержит встроенный стабилизатор 3,3 В.
Хочу еще раз напомнить, что модуль хорошо звучит, только если все проводники установлены с учетом направлений. Достаточно промахнуться в направлениях даже пары проводников — и звук становится самым обычным, неинтересным. Очень важно поставить в правильном направлении кварцевый резонатор.
Электролитические конденсаторы слева — 10 мкф х 16 В (от плат японских магнитол 80-х годов). Верхний конденсатор 470 мкф х 6,3 В.. Электролитические конденсаторы справа 100 мкф х 10 В. Резистор 0 Ом я заменил перемычкой.