Компьютеры для аудио — PC386SX33 и MAC G3

Два проекта по переделке старых компьютеров для их использования в качестве цифрового источника звука.
Backtomusic team

Цифровой звук не обладает достаточной выразительностью, конек цифры — эффектность. Подобно рекламе, эффектность сначала поражает и приковывает внимание, а затем начинает надоедать своей назойливостью и раздражать. Жить с таким звуком невозможно, однако от цифры сегодня уже никуда не деться и в качестве эксперимента я решил сделать себе бескомпромиссный компьютер для фонового прослушивания музыки. Выбор не однозначный, так как среднестатистический компьютер играет менее интересно СД плейера, но компьютер — это мультиформатность и потенциальная возможность качественно записывать музыку в случае успешного апгрейда. В общем, решение было принято.

Первый, серьезный проект по переделке компьютера стартовал в 2007 году. Тогда практически единственным, действенным «оружием» у меня были упорядочивание направленности проводников и использование винтажных материалов с благородной Окраской. Задача была собрать компьютер из самого старого железа, с помощью которого еще можно будет записать и воспроизвести файл с СД разрешением, затем заменить все, что можно на винтаж, а что нельзя облагородить «улучшайзингом», затем вставить полученный результат в корпус из старого дерева.

Железо для РС

На начальном этапе были исследованы разные модели компьютеров без каких либо переделок. Первое, что выяснилось, это деградация звучания современных компьютеров — более современные компы в большинстве своем играли хуже по всем важным для меня субъективным критериям звучания, в первую очередь это касалось «живости» — чистоты и естественности тембров акустических инструментов и голосов. В период с конца 1990х по конец 2000х гг компьютеры Apple в сравнении со своими одногодками PC играли заметно интересней, Apple деградировал так же, как и PC, но опускался с некой, более высокой позиции (на сегодняшний момент продукция Apple уже ничем особым от PC не выделяется и сильно уступает звучанию своим моделям двадцатилетней давности). Таким образом я решил собирать старый Мак, однако по ходу дела выяснилось, что в сравнении с PС, совместимость софта и железа у старых Маков можно сказать отсутствует совсем. Конфигурации систем во всех моделях ограничены только парой-тройкой вариантов плат расширения и нельзя сказать, чтобы даже эти редкие варианты работали без проблем. Так-же оказалось, что настройки программного обеспечения Apple практически полностью закрыты для редактирования, тогда как в РС можно много чего «наковырять» на низком уровне. Еще Apple не предусматривал обратной совместимости операционных систем, то-есть на более новую модель нельзя поставить предыдущую версию операционной системы, что в моем случае было большим минусом. По факту получилось, что самый ранний рабочий вариант Мака можно было собрать из компонентов 1998-99 гв, тогда как РС из 1994-95г. Выбор пал на РС.

За пару лет интенсивных поисков было собрано большое количество старого, компьютерного барахла, — материнские платы от PC-286 до пентиумов, источники питания, ISA видео и звуковые карты, SCSI контроллеры для подключения ранних СД и винчестеров (старые материнские платы не поддерживают IDE винты больше 50-100 мБ, или поддерживает с большими глюками, первые СД рекордеры так-же были сказийными), память, шлейфы итд. Рабочий вариант компа получился из материнки 386-SX33 мГц без сопроцессора и кэша с минимумом памяти аж 1988гв, видеокарта VGA Вестерндиджитал 1991 гв, ScSI контроллер адаптек 1993, винт 2 Гб, СД рекордер — сказийная Ямаха 2Х4 1998г без корпуса. Звуковая карта — Antex SX-23e (самые ранние, профессиональные карты, которые можно за недорого купить на Ебей) с удаленной аналоговой частью. Для компа был сделан аналоговый источник питания, проводка питания разведена старыми проводами. Питание лампочек RE-11, работающих в предварительном усилителе — корректоре ЛП, сделано на кенотроне RGN354, экран для области корпуса, где установлены лампы сделан угольным лаком, обвязка ламп (резисторы и конденсаторы) самопальная. Корпус компа сделан из старого дерева и покрыт шеллаком.

В таком виде компьютер играл очень прилично, но оставались проблемы с надежностью хранения информации — старые винчестеры сыпались, а новые нельзя было поставить на старый контроллер, как из-за отсутствия драйверов, так и по причине ухудшения звучания. Наладить запись СД под ДОС мне не удалось и от этой идеи пришлось отказаться, но главной проблемой, с которой я столкнулся были глюки софта и драйверов, некоторые из которых остались не побежденными. Я думал, что решу эти проблемы позже с помощью профи и со своей, эзотерической стороны дела довел комп до рабочего, «играбельного» состояния, не пожалел времени на экстремальное упрощение конструкции, «улучшайзинг» с помощью наклеивания старой меди на микросхемы, дублирования дорожек старыми проводами, проводке параллельных земель по Контурам итд. Несмотря на глюки, в компе даже была сделана запись прямо под голым ДОС 5.0 (!), но специалиста по старому программному обеспечению в итоге так и не нашлось, комп несколько лет пропылился без дела и в конце концов был разобран на запчасти.

Apple Power Macintosh G3

Надежно работающий, бескомпромиссный РС 94 года я не осилил и переключился на продукцию Apple, планируя собрать машинку года 96-97. Маки тех лет редко встречались в продаже и были дороги, вскоре стало понятно, что реальный выбор не велик и из недорогих Маков можно без лишних поисков приобрести лишь несколько одинаковых G3-300mHz 98-99гв. Эти машины были не так хороши, как предыдущие модели, начиная с них Apple начал потихоньку терять свой бескомпромиссный подход к качеству и уделять больше внимания внешнему виду. Тем не менее, в сравнении с РС тех-же лет Power Mac выигрывал по всем параметрам безоговорочно и решение собирать Мак было принято.

Сначала мне удалось купить два рабочих компа, затем еще один нерабочий мак-сервер, ничем от обычного Мака не отличающийся кроме софта и использования SCSI винчестера. Все декоративные пластиковые накладки были сразу выброшены, компы разобраны на части из которых были выбраны наиболее подходящие по Направленности детали. Из системы были изъяты модем, плата Fire-wire и дежурного источника питания, оставлена только одна карта памяти на 128 мб. Выход и вход аудио сигнала был взят прямо с ножек встроенной в материнскую плату микросхемы ЦАП-АЦП CS4211 Apple и подключен через Проволочные Конденсаторы. Провода источника питания заменены и сориентированы по Контурам, дорожки платы продублированы старой моножилой.

На компьютер была установлена операционная система Mac OS 8.6 Classic, для воспроизведения музыки используются программа Audion на которой можно воспроизводить СД, WAV, МР3 (старые форматы) и слушать интернет радио старого формата, поддержка которых сейчас постепенно прекращается, но пока их еще достаточно много. Отдельно установлен плейер Sound Byte 3.1, более качественно воспроизводящий MP3. Загрузка файлов на комп организована по сети. Деревянный корпус и аналоговый источник питания я делать пока не стал тк все еще надеюсь найти более старые и перспективные с точки зрения звука Маки, а там источник и размеры материнской платы другие. Тем не менее, этот Мак играет достаточно деликатно, чтобы ежедневно слушать его во время работы без особого желания что-то менять-переключать, с другими цифровыми источниками у меня такой долговременной дружбы пока не возникало.

Дополнение: ссылка на архив с программами для Мас OS9 audiostuff_OS9 . Лучший по звуку плейер — Soundbyte 183, но он крайне неудобный. Я слушаю Аудион, мп3 он играет хуже, но у него есть плейлисты и он играет интернет радио, для фонового прослушивания вполне. Coaster — это рекордер, которым я пользуюсь. Его отличительная черта — простота, безглючность и что важно — он не перезаписывает временный файл при сохранении после записи, а просто его переименовывает. Все остальные рекордеры (я их пару десятков перепробовал) переписывают временный файл по новой и это хорошо слышно, копия звучит хуже.

Антон Степичев, 21.03.2018 (по материалам 2007-2017г)

Текущие Вопросы и Комментарии

Page 7 of 7« First...«34567
  • Здравствуйте, Антон! С праздником победы!
    Александр озадачил меня Вашим вопросом. Чесно говоря, записью на память в мини компах я не занимался. Использовал их только для вывода сигнала либо с флешки, либо из интернета. На андроидной ТВ приставке, которой сейчас пользуюсь, запись в явном виде отсутствует. Но, может быть, это недостаток конкретной операционной системы (ОС). Если поставить другую, более универсальную, эта возможность должна стать доступной. Возможностей андроидных ОС по релизации команды записи я не знаю. А вот линуксовые в десктопном (универсальном) варианте должны здесь работать. Orange Pi Zero 3, судя по описанию, поддерживает Ubuntu 22.04. У Вас этот комп. скорее всего, имеет минимальную ОС, которая годна только для диагностики платы. В руководстве пользователя прописана методика установки линуксовой десктопной ОС Ubuntu. Если упростить изложение этой методики, она может будет выглядеть так.
    На компъютере под ОС Windows
    — На сайте http://nskhuman.ru/allwinner/opizero3/zero3man.php?np=10&nlang=1 (Рукововство);
    — Скачать образ ОС Ubuntu22.04 (linux5.4)- — руководство/стр.10/стр. загрузок Orang…Zero3/Ubuntu Image(linux5.4)/ — получен файл архива. В нем нужно выбрать файл варианта файла «desktop» с расширением .img, и размером 4,8 ГБ.
    — Сделать загрузочную флешку программой RUFUS.
    Далее нужно загрузить Orange Pi Zero3 с этой флешки. И далее поступать как при обычной установке ОС.
    Про андроидные ТВ приставки. Я пользуюсь приставкой TANIX W2 (https://aliexpress.ru/item/1005004613227226.html?sku_id=12000030745926244&spm=a2g2w.productlist.search_results.0.4675704eZviVOr). Пробовал перешивать их под линукс. Программная поддержка отсутсвует. Найти рабочий дистрибутив удобной ОС для конкретного процессора и его окружения не получилось. Так и сижу под оригинальным андроидом.

    • Сергей, с Днем Победы и спасибо за развернутый ответ!
      В общем, как я понял, надо брать Орандж и ставить на него полный Линукс, только в этом случае будет однозначность какая-то. В конце концов, раз в мануале прописано, что платка пишет аудио, значит должна писать. Посмотрим, в конце концов стоит она не дорого, для поиграться в самый раз если что.
      Еще раз спасибо!

  • Здравствуйте, Антон!
    1. Как-то раньше, я вам писал, о своем предположении, что беспроводное соединение устройств, в том числе, компьютера и усилителя предпочтительнее проводного. Компьютер — самое ужасное по звуку устройство из-за многослойной, душащей звук печатной платы и большого числа СМД компонентов и микросхем, от которых полностью невозможно избавиться. Как я ни пытался модернизировать мини компьютеры и упрощать их, все равно звучание оставляло желать лучшего.
    Я провел эксперимент по сравнению самой лучшей моей, переделанной с учетом направлений USB звуковой карты и китайского блютуз модуля. Даже с минимальной модернизацией (я выкинул только переходные и фильтрующие питание СМД конденсаторы), звучание модуля оказалось на голову лучше, по сравнению с проводным соединением компьютера с усилителем через USB карту. После зачистки маски и замены некоторых печатных проводников на подобранные по направлениям, звучание модуля блютуз стало совершенно не компьютерным, а аналоговым, мягким и насыщенным.
    Я думаю, что причина в том, что провода, соединяющие компьютер с усилителем передают всю плохую «ауру» деталей компьютера в усилитель и от этого никак не избавиться. Воздух же, при беспроводной передаче блокирует «компьютерную грязь» и, как я предполагаю, по радиоволнам передается только музыка без передачи окраса и зажатости компьютерных компонентов. ( Разумеется, от того, что испортили при неудачной звукорежиссуре при записи в студии уже не избавиться). В блютуз модуле деталей на два порядка меньше, чем в компьютере, поэтому его отрицательный вклад в звучание невелик, особенно после его модернизации. Очень рекомендую вам попробовать повторить мой эксперимент, если вы еще этого не делали.
    Нужно сказать, что блютуз модули тоже заметно отличаются по качеству. Мне больше всего понравился китайский модуль, совмещенный с ФМ приемником, выполненный всего на одной миниатюрной микросхеме. Что вы думаете об этом?

    2. Вы уже получили серебряный клей? Есть уже какие-то впечатления от его качества передачи звука?

  • Забыл еще сказать, что модуль блютуз хорошо звучит только при питании от аналогового однополупериодного выпрямителя на селене, или германии, желательно без стабилизатора (он уверенно работает от 4 до 5,5 В).. Так же его и усилитель лучше включать в розетку подальше от розетки компьютера, а лучше, передавать сигнал блютуз от аккумуляторных ноутбука, или телефона.

    • Александр, здравствуйте!

      ..звучание модуля оказалось на голову лучше, по сравнению с проводным соединением компьютера с усилителем.. Воздух при беспроводной передаче блокирует «компьютерную грязь»

      Вполне возможно. По аналогии воздух и/или хорошее тонкое и акустическое пространство до некоторой степени исправляет резкость и крикливость звучания современной аппаратуры. https://www.backtomusic.ru/do/acoustic/room.

      В блютуз модуле деталей на два порядка меньше, чем в компьютере, поэтому его отрицательный вклад в звучание невелик

      Логично.

      Вы уже получили серебряный клей? Есть уже какие-то впечатления от его качества передачи звука?

      Да, попробовал. Потери в серединке есть конечно, но далеко не такие, как я ожидал. Нормальный клей, ведет себя, как вода или спирт при смачивании диэлектрика, то-есть, принимает направленность поверхности, на которую он нанесен. при этом после высыхания эта направленность сохраняется.

      модуль блютуз хорошо звучит только при питании от аналогового однополупериодного выпрямителя на селене, или германии, желательно без стабилизатора

      Согласен, это универсальное правило.

      Мне больше всего понравился китайский модуль, совмещенный с ФМ приемником, выполненный всего на одной миниатюрной микросхеме. Что вы думаете об этом?

      Надо пробовать, слушать, чем черт не шутит.
      Я почитал внимательно про Orange PI и другие платки, там встроенного АЦП нормального нигде нет увы. Решил поэкспериментировать с распберри, заказал старенькую PI 2b, и к ней отдельный ЦАП-АЦП HIFIberry. Единственно HIFIberry в Россию не высылают, через Европу надо. Долго будет идти. У Распберри Блютус есть, попробую тогда что там и как.

Page 7 of 7« First...«34567

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда