Энергофонъ

Неопознанный играющий объект — экспериментальная, ламповая аудио система для проигрывания грампластинок, детали конструкции которой имеют суммарную Векторную Направленность в виде акустического рупора.

Backtomusic team

Из-за различного рода сложностей новый аналоговый аудио проект — моноблок для воспроизведения LP, — затянулся на два года, за это время некоторые идеи успели устареть, на какие-то вещи пришлось закрыть глаза, наиболее сложные моменты пришлось неоднократно переделывать. Проект был завершён волевым решением ничего больше не трогать и не улучшать. На выходе материализовался гибрид Энергетического рупора и электрофона — родной брат Тестового Аудиотракта, получивший название «Энергофонъ». Аминь.

Корпус

Изготовление корпуса и его особенности подробно описаны в статье «Энергетический Рупор» (ЭР). Передняя панель несколько отличается от панели ЭР — она составлена из косослойных реек таким образом, чтобы при распространении звука в направлении «от источника к слушателю» возникало вращение результирующего Вектора панели по часовой стрелке (см. рис). Корпус тракта покрыт самодельным янтарным лаком.

Лак

Передняя панель Энергофона составлена из косослойных реек таким образом, чтобы при распространении звука в направлении «от источника к слушателю» возникало вращение результирующего Вектора панели по часовой стрелке

Янтарный лак, слои которого высушены естественным образом, звучит благородно, он красив и прочен, приятен на ощупь, однако лакировка масляным лаком без сиккативов и освещения ульрафиолетом занимает много времени — пять слоев средней толщины с промежуточной шлифовкой занимают около двух месяцев при условии, что процесс отработан и все идет без проблем. Поскольку без проблем в таком деле обойтись сложно а времени постоянно не хватает, я решил пожертвовать аутентичностью рецепта — сделать лак с сиккативом и использовать УФ лампы. Таким образом, время лакировки должно было значительно сократиться, часть освободившегося времени можно было потратить на другие работы, однако первый блин вышел комом.

Сиккатив

После нескольких неудачных проб с самодельным оксидом свинца, занявших несколько недель, был приобретен фабричный сиккатив Marmery, единственный, который продавался в Питере на тот момент. На банке не были указаны ни его составляющие, ни пропорции добавки сиккатива в лак или краску. Распросы художников и поиски в интернет дали крайне противоречивые результаты, рекомендуемое соотношение варьировалось от 0,1% до 50%(!), то есть информация вообще не давала никакого ориентира, пришлось искать пропорции самому. Три последовательных выкраски с 0,5%, 1% и 3% сиккатива не выявили разницы в высыхании слоев лака: через три дня лак так полностью и не высох. С 20% лак на третий день высох уже почти полностью, но шлифовать его все еще было нельзя: лак был недостаточно твердым. В общем, сиккатив для масляных красок оказался не совсем тем, что было нужно, но выбора не было.

Ультрафиолетовые лампы

Двадцать процентов непонятно чего в лаке — это, конечно, нонсенс. Последний эксперимент с 20% я провел только ради интереса, добавлять более 3-5% сиккатива в лак я не собирался. По всему выходило, что без дополнительного освещения ультрафиолетовыми лампами быстро высушить лак не реально, увы, Питер не Италия — солнца нет, сыро. Для освещения в идеале нужно было четыре лампы, по числу одновременно высушиваемых поверхностей, у меня со времен работы над скрипкой осталось только две — одна не опасная для глаз (с черным баллоном) и одна медицинская, бактерицидная, смотреть на которую можно только очень непродолжительное время или в специальных очках. Позже знакомый презентовал мне четыре советские кадмиевые, спектральные лампы ДКдС-20 1970 года, которые удалось запустить с помощью двух стандартных, последовательно соединенных дросселей Д-44, подавая на них 180 вольт через ЛАТР. При этом одна лампа оказалась дохлой, одну я сжёг сам во время экспериментов, осталось две. Пришлось их использовать с теми двумя, что у меня уже были.

Все эти подготовительные моменты для ускоренного высыхания лака заняли немало времени и при этом все равно не обошлось без проблем. Лак с сиккативом, как выяснилось уже в процессе лакировки, начинал сохнуть не по всей толщине, как чистое масло с янтарём, а с поверхности. Соответственно, лак оказался критичен к толщине наносимого слоя, нельзя было превышать определенную толщину, иначе поверхность начинало морщить и по высыхании появлялась шагрень (см. фото неудачных попыток). Выяснилось, что степень освещения ультрафиолетом тоже должна быть не максимальной, а оптимальной, если её превышать, то морщины появлялись даже на относительно малых толщинах лака. Самый неприятный момент — под морщинистой коркой, если она все-таки образовалась, лак переставал сохнуть — с одним из слоев я ради эксперимента без толку прождал полторы недели. В итоге вместо того, чтобы ускорить лакировку, я потратил на неё пять (!) месяцев и нельзя сказать, чтобы остался доволен её качеством, т. к. сдирание лака и «издевательства» над аутентичным рецептом не прошли бесследно — «рояльной» поверхности без дефектов не вышло даже с третьей попытки. Однако тактильные ощущения от поверхности в последней версии оказались уже достаточно хорошими, было решено оставить все как есть и перейти к начинке системы.

выводы по лакировке
  1. Для освещения одной плоскости нужно использовать одну бактерицидную лампу 20 ватт на расстоянии не ближе 20 см от поверхности, сзади лампы должен быть плоский отражатель из фольги. Безопасные УФ лампы с черными баллонами или кадмиевые ДКдС сушат лак как минимум в два раза медленнее.
  2. Лак с сиккативом, разведенный живичным скипидаром до консистенции жидкого киселя после нанесения кистью надо еще слегка растушевывать, чтобы гарантированно не появилась шагрень
  3. Минимальный срок высыхания одного слоя любого масляного лака до шлифовки три дня, форсировать события не стоит. Для появления красивого объема и подчеркивания текстуры дерева необходимо минимум пять слоев, в идеале — десять. Для получения ровной поверхности, каждый из слоев должен быть отшлифован.

Трансформаторы

Силовой трансформатор — симметричный, на О-образном сердечнике (см.Симметричный трансформатор для двухтактных усилителей и двухполупериодных выпрямителей). Сечение железа сердечника 28×28 мм, сетевая обмотка 1140 В, обмотка анодного питания 1160 витков, четыре накальные обмотки расположены снаружи и не заизолированы чтобы была возможность получить различное напряжение накала, подпаиваясь напрямую к виткам. В ведомой катушке (которая не подключена к сети 220 В) количество витков во всех обмотках увеличено на 5%.

Все остальные трансформаторы и дроссели — однотактные, в них использованы обычные броневые магнитопроводы от старой радиоаппаратуры. Железо магнитопроводов уложено таким образом, чтобы суммарный вектор магнитопроводов был сонаправлен с шасси. Шасси, в свою очередь, сонаправлено участку корпуса, на котором оно установлено.

В качестве выводов трансформаторов используются сами провода, продетые по нескольку раз сквозь отверстия в щечках каркасов. Такие выводы звучат идеально ясно в случае, если направленность проводов и поперечная проекция вектора щечек в отверстиях совпадают. Например, если направленность щечки сверху вниз, то сверху в отверстие надо продевать конец провода. Таким образом, если нужно вывести наружу отвод обмотки трансформатора, то конец обмотки продевается в отверстие сверху, а начало следующей обмотки — снизу (см. фото), в итоге на краю щечки из провода формируется сонаправленная «катушка». Выход внешнего провода надо подпаивать к такому отводу снизу, вход, соответственно, сверху, тогда весь узел окажется сонаправленным и будет иметь практически нулевые векторные потери.

НЧ громкоговоритель

Для проекта был отреставрирован громкоговоритель The British Thomson-Houston, сделанный в конце 1920-х. Диффузор не экспоненциальный, не литой, а просто свернутый кульком гофрированный лист бумаги. Диаметр головки 325 мм, диаметр бумажного конуса 250 мм. Звуковая катушка 12 Ом, 4 слоя по 5 мм, диаметр 0,18 мм, диаметр катушки 40 мм. Катушка подмагничивания — 4 кОм, 30000(!) витков провод диаметр 0,24 мм.

К сожалению у громкоговорителя оказалось две детали, которые невозможно сориентировать правильно: корзина и корпус магнитной системы. Корзину можно сделать только по новой, а корпус можно перевернуть, но для этого требуются пресс, чтобы отделить днище, токарные работы на большом станке и дополнительная деталь — кольцо из хорошего по звуку железа. Все это было отложено до лучших времен из-за отсутсвия подходящих по звуку заготовок.

ВЧ громкоговоритель

Точно такая-же головка, как и в Энергетическом Рупоре. Корзина и центрирующая шайба у неё оказались направлены в обратную сторону, их пришлось заменить на самодельные. Также пришлось заменить гибкие выводы и контактную площадку, перемотка звуковой катушки не потребовалась.

Мотор

Работа с двигателем и механизмом привода диска заняла, наверно, раз в пять больше времени, чем планировалось. Сначала, скрепя сердце, пришлось отказаться от использования уникального двигателя, который был установлен в Тестовом Аудиотракте (ТА). После падения он серьезно пострадал, помимо этого он был коллекторным, контактные площадки на роторе были сильно потерты и несмотря на все усилия по проточке и полировке поверхности, щетки иногда начинали искрить и давать помехи на чувствительные каскады усиления. Помехи исчезали после установки фильтров в питании мотора, но детали фильтра ухудшали звучание старинного движка, приближая его к менее интересным по звуку моторам 1930-х. После нескольких сравнительных тестов и оценки степени сонаправленности деталей имеющихся в наличии двигателей было решено использовать асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором 1920-х от какого-то американского электрического граммофона.

Мотор периода начала депрессии США был собран далеко не идеально, ротор плохо сбалансирован, запрессован на ось неровно, грубо проточен на станке прямо поверху. Отверстия под подшипники в корпусе просверлены не соосно, из-за чего замена изношенных подшипников превратилась в еще ту проблему. Двигатель был полностью разобран за исключением ротора: вытащить длинные, деформированные медные заклепки, стягивающие пластины магнитопровода ротора было невозможно. Все остальные компоненты, включая пластины статора, по возможности были соединены сонаправленно — «снизу вверх» относительно будущего расположения мотора в тракте. Обмотки статора были перемотаны, собран самодельный привод регулировки скорости вращения с регулятором, расположенным снаружи корпуса тракта, сделана система смазки верхнего подшипника, необходимая для нормальной работы мотора в вертикальном положении. После сборки мотора выяснилось, что двигатель вращается в неправильную сторону, пришлось изобретать механизм для смены направления вращения с функцией редуктора скорости и натяжителя нити-пассика. После нескольких неудачных попыток проблема наконец была решена как по звуку, так и технически.

Нижнее основание 8 (см. рис слева и в центре) вставляется в отверстие в крышке двигателя и крепится снизу стопорным кольцом 9 так, чтобы узел в сборе проворачивался по кругу относительно крышки мотора с некоторым усилием. На нижнее основание 8 устанавливается верхнее основание 3, которое крепится с помощью узла 4 так, чтобы оно свободно вращалось вокруг оси узла 4 с минимальным зазором между ним и нижним основанием. С помощью спиральной пружины узел 4 прижимает шкив 6, закрепленный на верхнем основании к ведущему валу 1. Винт 2 служит для фиксации верхнего основания 8 в положении, когда шкив 6 отжат от ведущего вала 1, что исключает деформацию резинового покрытия шкива при выключенном моторе.

Однако проблемы на этом не закончились — вскоре выяснилось, что механический стабилизатор скорости недостаточно точно реагирует на изменения напряжения сети: слышимые детонации на звучании рояля (рояль — самый чувствительный к детонациям инструмент) появлялись при изменении напряжения сети всего на 1,5 вольта, а такие изменения в любой квартире происходят постоянно. По всему выходило, что нужен электронный стабилизатор, но транзисторный стабилизатор переменного напряжения свел бы на нет все преимущества в звучании этого мотора. Решение было найдено в виде архаичного параллельного стабилизатора с насыщенным дросселем, включенным шунтом где в качестве бареттера использована лампа накаливания. Точных формул расчета такого стабилизатора найти не удалось, в итоге параметры шунта находились методом тыка — для двигателя с напряжением питания 150 вольт и током 120 мА, оказалось необходимо железо сечением 20×15 мм и 1100 витков провода, диаметром 0,4 мм. В качестве гасящего резистора — бареттера подошла лампа накаливания 100 ватт. Коэффициент стабилизации такого узла оказался всего-лишь 3,2 (при изменении напряжения сети на 10%, выходное напряжение меняется на 3,2%), но этого хватило для того, чтобы снять проблемы детонации при колебаниях напряжения сети в квартире. Неприятной особенностью таких стабилизаторов является повышенный гул дросселя, работающего в режиме насыщения, чтобы погасить вибрации, дроссель пришлось установить на стопку из войлока толщиной 2 см.

Несмотря на все предпринятые усилия, проблемы с неравномерностью вращения двигателя полностью не исчезли, поскольку 1) — старые асинхронные двигатели с толстым валом, диаметром 8мм (имеющие неоправданно большое трение в подшипниках) и механическим регулятором-тормозом греются до 70 градусов. С прогревом увеличиваются зазоры и снижается вязкость смазки, соответственно, скорость вращения понемногу увеличивается примерно в течение часа. Частично это решается с помощью использования жидкого масла, но тогда приходится чаще смазывать подшипники. 2)- в процессе работы привода изредка возникают незначительные, но видимые на стробоскопе скачки скорости вращения, вероятная причина — между рабочей поверхностью тормоза и тормозным диском стабилизатора попадают какие-то микроскопические частицы или возникает неравномерный износ тормоза. В качестве тормоза были испробованы кожа и фетр разной плотности. Выяснилось, что все они работают без проблем только непродолжительное время — максимум несколько дней и что их необходимо пропитывать маслом, иначе они шумят, свистят и быстро изнашиваются. При этом как только поверхность тормоза начинает засаливаться, возникают вышеупомянутые скачки скорости. Эти скачки заметны только на стробоскопе диаметром 30 см, то есть они незначительны и практически незаметны на слух, но они есть и похоже никуда от них в таких старых моторах не деться. В общем, использование бескомпромиссных по звуку, но технически несовершенных двигателей однозначно не для слабонервных.

Как и в Тестовом Аудиотракте, пружины подвеса двигателя сделаны из стальных рояльных струн диаметром 1 мм, навитых виток к витку (см. правила намотки) на тонкостенную латунную трубку диаметром 10 мм, для удобства намотки трубка вставлена в сверлильный патрон (см. фото). Навивка производится над горящим газом, проволока на загибаемом участке должна быть раскалена до красна, в этом случае пружина получается ровной и с плотно прилегающими витками. Готовая пружина закаливается в холодной воде, опускать надо резко и держать пружину вертикально, начало пружины должно быть внизу. Затем с обеих сторон пружины удаляются 2-3 витка перекаленной проволоки, после этого концы проволоки можно гнуть без боязни того, что проволока сломается.

У двигателей с механической стабилизацией скорости необходимо тщательно балансировать узел стабилизатора. Для этого он вместе с ротором надо закрепить горизонтально на иголках, упирающихся в технологические, центровочные отверстия оси ротора (см. фото), балансировка производится специальными регулировочными винтами, вкрученными в овальные отверстия пластин-креплений грузиков.

Диск

Как основа, использован литой диск от граммофона 1910-х годов. Все детали узла в сборе соединены так, чтобы их осевая проекция векторов была направлена снизу вверх.

Тонарм и картридж

В системе использован доработанный тонарм на часовой пружине, в котором для дополнительного снижения векторных потерь несколько деталей были сделаны заново. С технической точки зрения была доработана пружина (рис. 1). Классическая часовая пружина имеет нелинейный участок сопротивления только в самом начале её скручивания, пока первый виток полностью не намотается на ведущий вал. При дальнейшем скручивании многовитковой пружины идет длинный участок практически линейного сопротивления, поэтому такая пружина и применяется в часах, где важна постоянная тяга во время работы. В тонарме используется только нелинейный участок, на котором сила прижима иглы будет различной для тонких и толстых пластинок, а также для покоробленных пластинок на впадинах и подъемах. Этот момент является техническим минусом любого пружинного тонарма в сравнении с уравновешенным вариантом. В пружинном тонарме желательно иметь участок примерно 5 мм вертикального перемещения с минимальным изменением силы прижима, ради большей линейности этого участка было решено сделать пружину с переменной шириной — в начале (у ведущего вала) пружина была сужена в более чем два раза, её родная толщина начиналась только через полтора витка так, что в итоге нелинейный участок сопротивления пружины растянулся с одного витка до двух с половиной витков, а доработка в целом снизила колебания силы прижима примерно в два раза.

В картридже использован самодельный кристалл. В отличие от предыдущей версии, где токопроводящими поверхностями служил графитово-шеллачный лак, в этой версии на кристалл наклеены полоски тонкой алюминиевой фольги, изъятой из старинного конденсатора. В качестве клея использован чесночный сок. Ёмкость этой версии получалась в полтора-два раза выше при прочих равных, что дало возможность использовать более толстые, механически более надежные пластины.

Проволочные конденсаторы и регулятор громкости

Переменный проволочный конденсатор используется для регулирования громкости при прослушивании пластинок пьезоэлектрическим звукоснимателем и/или как переменный конденсатор в цепи коррекции АЧХ предусилителя. Катушки намотаны проводом 0,1 мм внавал на общем деревянном каркасе диаметром 37 мм, начиная с малых емкостей. Рассчитать емкость конденсаторов, намотанных на одном каркасе практически невозможно, поскольку после намотки каждого, последующего конденсатора, емкость предыдущих конденсаторов увеличивается за счет соприкосновения с земляным проводником соседнего конденсатора и уменьшения зазора между проводами вследствие сдавливания внутренних слоев внешними. Экспериментальные данные сведены в таблицу.

Емкость, нФ 0.36 0.59 0.91 1.25 1.8 2.87 3.9 5.3 7.4 10 16
Витки 10 15 25 40 60 95 145 230 350 540 850

На практике расположение регулятора относительно сетевого трансформатора оказалось неудачным, при минимальной громкости были слышны наводки 100 Гц от трансформатора. Фон удалось снизить до приемлемого уровня, установив снизу регулятора стальную пластину. Чтобы полностью исключить возможные наводки, такой регулятор, как и любой входной трансформатор, надо делать в стальном корпусе.

Переключатели и разъемы

Все переключатели и разъемы — самодельные, сделаны из металлов почтенного возраста с учетом их направленности. Переключатель на 4 положения (см. анимацию) позволяет последовательно включать напряжение сети, анодное напряжение, включение мотора привода, лампу стробоскопа. Остальные переключатели также собраны из нескольких экземпляров от приёмников 1920-х или собраны с нуля так, чтобы суммарный вектор каждой закреплённой на корпусе детали в сборе, максимально совпадал с направлением вектора корпуса в месте крепления детали.

Переменные резисторы

Переменные резисторы собраны из подходящих по направленности деталей от нескольких заводских экземпляров. Пример работы над деталями резисторов см. Вектор — фантом.

Схема

Энергофонъ — принципиальная схема
Во входном каскаде усилителя использованы две прямонакальные лампы с вольфрамовым накалом RE-11 1923 года выпуска, собственно, весь усилитель был создан ради применения в нем этих ламп. Лампы имеют необычно чистый, мелодичный голос, хотя их внутренности, как и у других ламп, с точки зрения направленности соединены хаотично и лампы желательно выбирать из нескольких. Основная проблема использования RE-11 — малое усиление и необходимость питать их накал стабилизированным постоянным напряжением — другие варианты дают неприемлемо высокий фон. Любой стабилизатор напряжения в коротком тракте — однозначно плохая идея, звук от его использования, особенно неумелого, много теряет, однако в сравнении с лампами косвенного накала с оксидированным катодом, вольфрамовые RE-11 выигрывают с большим запасом и если грамотно реализовать схему простейшего стабилизатора, то можно сохранить их потенциал на очень высоком уровне. Стабилизатор собран на двух транзисторах А406 и П701Б 1960-х годов выпуска, стабилитроне КС156, дросселе и двух электролитических конденсаторах. Все компоненты тщательно отбирались по максимуму ясности звучания, то есть соответствия направления их соединений и выводов Контурам.

Перед первым каскадом расположены цепи коррекции сигнала с пьезокартриджа — RC цепочка (проволочный конденсатор и 47К) позволяет повышать уровень высоких частот и изменять точку перегиба АЧХ на ВЧ. Сопротивление 2М позволяет регулировать уровень низких частот. На входе первого каскада установлен переключатель входов «line in — LP». С анода первой лампы сделан выход для оцифровки пластинок. Регулятор громкости предельно упрощен, однако работает без нареканий, так как RE-11 на малых сигналах играет без искажении даже с 10 вольтами на аноде. Второй каскад аналогичен первому, но, поскольку сопротивление следующего каскада велико, на его выходе установлен проволочный конденсатор 10н. Выходной каскад включен по обычной схеме отрицательного смещения с помощью дросселя, который позволяет использовать конденсаторы меньшей емкости, чем в случае фиксированного или автоматического смещения. Выпрямитель питания усилителя стандартный.
В выпрямителе питания громкоговорителя использован кенотрон с холодным катодом RGN 1500. Из-за отсутсвия накала, при прочих равных он звучит яснее обычных кенотронов, но может давать наводки в виде треска (гармоники 50 Гц) так что входные цепи необходимо экранировать более тщательно.

Монтаж

Монтаж получился слишком тесным, и не совсем корректным с точки зрения максимального удаления цепей с малым сигналов от источников наводок и длины соединительных проводов, но с наводками в итоге все оказалось в порядке. На первом фото слева расположены дроссель и выходной трансформатор установленные на шасси, в центре два кенотрона, справа дроссель стабилизатора вращения двигателя и сам двигатель над ним. Справа внутри расположен сетевой трансформатор. Трансформатор питания, дроссель двигателя и нижняя часть двигателя установлены на фетровые подушки. Сонаправленные монтажные провода связаны в жгуты.
На втором фото показано шасси, слева дроссель стабилизатора, над ним радиатор транзистора А-406. Справа входная лампа RE-11 с которой снят экран, далее вторая RE-11 и выходная лампа CA. На третьем фото слева внизу — вход line-in, над ним переключатель входов, за ним четырехпозиционный переключатель сетевого напряжения, задержки подачи анодного и включения светодиода подсветки стробоскопа. Справа внизу регуляторы громкости и коррекции. Рядом установлен древний вольтметр начала ХХ века, который пылился у меня в кладовке уже лет пятнадцать, не знаю зачем я его туда установил, никакой смысловой нагрузки он не несет.

Звук

Если рассматривать систему, только как активную АС, то из-за «лишних» деталей проигрывателя LP она получилась несравнимо сложнее Энергетического Рупора. При этом самый влиятельный и основательный компонент системы НЧ громкоговоритель British Thomson-Huston, хоть и был по своему потенциалу однозначно предпочтительней оного у ЭР, обладал невероятной лёгкостью в мидбасу и теплотой 1920-х, но с направленностью компонентов даже после тщательной переборки у него оказалось не все так гладко, как хотелось — при установке в корпус в звуке у него возникали назойливые жесткие нотки. По этой и по другим причинам я долго не мог приблизиться к звуку ЭР по чистоте и прозрачности: переделывал и дорабатывал части механики, менял проводку и так далее и тому подобное. В конце концов звук тракта раскрылся в достаточной степени, чтобы наконец ощутить долгожданное удовлетворение — благодаря деталям 1920-х и максимально возможно точной Векторной ориентацией деталей, проект в сравнении с ЭР оказался хорошим шагом вперед.
Пьезокартридж был переделан с целью расширить его частотный диапазон, при этом в нем удалось сохранить изначальную ясность и тонкость звучания более узкой полосы частот. Большинство треков раскрылось и стало звучать выразительней, в некоторых случаях выигрыш был не так заметен, иногда, чаще всего после сжатия и копирования на сайт, разница оказывалась не принципиальной. Для демонстрации звучания тракта, с его помощью были заново записаны несколько пластинок: Chet Baker, Billie Holiday, Glenn Gould, Frank Sinatra, Nat King Cole, Самоцветы. Старые варианты ремастеринга не удалялись, так что можно услышать разницу между прошлогодней и сегодняшней версией тракта. Ниже приведены примеры новых оцифровок.

Другие примеры вы можете послушать в разделе «Музыка».

Антон Степичев, 02.03.2020

Вопросы и комментарии:

Page 2 of 2«12
  • Добрый вечер. Все встало на свои места, мы и думаем и чувствуем и понимаем процесс воздействия Настоящего звука на человека Одинаково. Тут все ясно, подписываюсь под всем, что Вы,
    Дмитрий, написали. Хочу чуть расширить тему цифра — аналог. Я никакой специалист в теории технической передачи звука от исполнителя к слушателю, поэтому не буду углубляться в это направление, а вот по внутренним ощущениям того действует на меня и как действует прослушивание какой-то фонограммы, могу сказать однозначно — факторов, влияющих на то, вызывает эмоциональное сопереживание или оставляет меня посторонним в этот момент, гораздо больше, чем просто цифровая источник или аналоговый. Думаю это как раз ближе к тому, чем занимается Антон. Бывает совершенно не объяснимо, почему одна и та же запись, воспроизводимая на одном и том же оборудовании, регулярно воспринимается по разному и оказывает полностью противоположное воздействие на человека!
    У меня самый простой пример — электрическое освещение. Чаще всего Без него восприятие музыки и эмоциональные ощущения от нее сильнее, насыщеннее, цветнее что ли. Но при этом совсем не значит, что я слушаю, все только при свечах, нет, бывает и при искусственном освещении что-то пробирает! Конечно, скорее всего, эта зависимость вызвана нашим психо-эмоциональным состоянием в момент прослушивания и никак не соотносится с теорией векторной направленности, но… а вдруг у нас внутри наши клеточки могут перестраиваться и менять направления и еще что-то там… интересно…

  • Скорее всего внутри клеток что-то перестраивается, ионы и т.п. Но ведь бывают состояния организма, например в момент депрессии или психологической перегрузки, когда любой звук слушать просто не выносимо! Значит, организм химически не в состоянии пропускать энергию звука сквозь себя. Наверняка есть исследования этих процессов. Интересно, что Антон на эту тему думает?!
    По поводу света- однозначно громадное влияние на восприятие Звука. Свеча, конечно предпочтительнее, но что Вы, Валерий, скажете по поводу мягкого свечения радиоламп? Я лично предпочитаю их свечам, а порой сильно жалею, что есть лампы, которые звучат хорошо, но почти не светятся:)
    Кстати, не забывайте про запах! Особенно способствует восприятию звука запах не парафиновой, а ВОСКОВОЙ свечи (кстати и светит она правильнее!) или запах разогретого лампового приемника, но лучше всего пахнет ламповый магнитофон, у которого к аромату ламп примешивается яркий запах разогретого масла…

  • Да, Дмитрий, во всем «виноват» мозг. Весь вопрос в том, как или чем его настроить на нужный лад.
    Как научиться управлять собственным мозгом-компьютером, писать ему нужные, правильные программы и жизнь была бы прекрасна. Мы с вами фантазиро-илюзируем, а Антон работает, дело делает, по моей теории он нашел способ с помощью своих разработок заставить наш мозг воспринимать его оцифровки как аналоговые фонограммы, одним словом Lo-Fi технологии!

  • Надеюсь, наши фантазии ему не мешают! А может, наши восторженные эмоции, даже, смелю надеяться — помогают ему в работе!:)

  • Поздравляю Антон с ваш новый шедьовр! у меня два вопроса:
    1. почему не испоьзовали однополупериодное исправление?
    2. смотрю Вашу схему и не могу понят как питающий транс подключен к сеть — только нижная левая половина подключена ? было быть хорошо если Вы прорисовали ваша образная схема И как обыйчная ел. схема для хорошое осмисления и понимания

    • Атанас, здравствуйте!

      1 — Почитайте эту статью, там подробно описан трансформатор для ДППВ, потери ясности у которого в сравнении с ОППВ минимальны. ДППВ был необходим в первую очередь для питания накала RE11 ламп, тк с ОППВ там пришлось бы городить сложный стабилизатор. Также я хотел полностью исключить фон 50 гц по высоковольтному питанию не применяя современных электролитических конденсаторов большой емкости, с ОППВ это сделать невозможно.
      2 — Да, 220 подается на одну обмотку, которая снизу слева. Трансформатор нарисован в объеме чтобы были наглядно видны направления навивки и ориентация проводов. Такой рисунок подчеркивает, что используется не обычный ДППВ, а новая система, позволяющая избежать ошибок в ориентации компонентов трансформатора.

Page 2 of 2«12

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *