Энергетический Рупор

Ламповая, монофоническая аудио система с оригинальной схемой Векторной Направленности элементов ее конструкции. Отличительной чертой системы является корпус АС — «Энергетический Рупор», суммарная Векторная Направленность деталей которого имеет форму акустического рупора и позволяет фокусировать «эстетическую энергию музыки» в направлении слушателя. Система собрана на старых радиолампах и радиодеталях 1920х-1930х годов выпуска.
Антон Степичев

Необычный рупор, о котором пойдет речь, не имеет формальных, внешних признаков акустического рупора. В отличие от своего акустического тезки, предназначенного для усиления и фокусировки физических звуковых волн, Энергетический Рупор работает с тонкой составляющей звуков, которую можно зафиксировать только субъективно, во время прослушивания музыки, при замене и переполюсовке проводов, радиодеталей и деталей конструкции аудио трактов. Идея Энергетического Рупора (ЭР) возникла после реализации и оценки предыдущего проекта — «Активной двухполосной акустической системы» (АДАС) где в схеме корпуса АС были соединения с высокими Векторными Потерями (рис 1), снизить которые было невозможно. Корпус АС «Энергетический Рупор» изображен на схеме рис 2, Векторные Потери такого корпуса при тщательном подборе, распиле и ориентации его деталей можно свести к минимуму. Схема максимально приближена к идеальной (природной) схеме АС или музыкального инструмента в случае, когда корпус инструмента выдалбливается с нижней стороны (стороны корней) достаточно толстого полена подходящего размера, а торец бревна со стороны кроны используется в качестве верхней деки или лицевой панели АС. Идея такой, цельнодолбленой АС возникла лет десять назад, но так и не была грамотно реализована, так уж вышло, что возвращение к этому проекту произошло с противоположной, более сложной с точки зрения точности ее изготовления стороны — склейки целого по частям.

К недостаткам ЭР можно отнести трудоемкость изготовления, большее количество деталей передней панели в сравнении с АДАС и сложность согласования со стойкой под аппаратуру (у стойки Вектор столешницы должен быть направлен: по горизонтали — к слушателю, по вертикали — снизу-вверх, а у ЭР вертикальная составляющая Векторов нижней части боковин направлена встречно — сверху вниз). Последний недостаток был устранен позже в процессе разработки и реализации схемы Векторной Направленности компонентов комнаты прослушивания.

При проектировании ЭР так-же стояла сложная задача снизить фон переменного тока до «субъективного нуля» без потерь Ясности звучания. Сохранение Ясности осложнялась тем, что в ЭР пришлось использовать более современные, чем в АДАС, радиодетали и громкоговоритель с подмагничиванием, источник питания которого усложняет схему. Задача была решена с помощью более тщательной ориентации всех компонентов ЭР, как электрических, так и механических.

Схема усилителя изображена на рис 3. В отличие от схемы АДАС, в схеме ЭР использован резистор подстройки средней точки заземления катода выходной лампы AL1, входная лампа REN904 работает без принудительного отрицательного смещения сетки, а ВЧ громкоговоритель подключен к отдельной обмотке трансформатора. Так-же несколько больший коэффициент усиления схемы позволил использовать узел регулировки громкости без применения классического делителя напряжения на трехвыводном переменном резисторе у которого невозможно правильно сориентировать все компоненты. Изменением номинала резистора 1М в аноде входной лампы REN904 подбирается необходимый компромисс между коэффициентом усиления входного каскада с открытой сеткой, точностью установки его рабочей точки и верхней граничной частотой каскада. При увеличении сопротивления резистора общие искажения и верхняя граничная частота каскада снижаются, а коэффициент усиления увеличивается.

Низкочастотный громкоговоритель

Громкоговоритель предположительно первой половины 1930х годов выпуска (на корпусе сохранилась оригинальная панелька под четырехпиновый кенотрон RGN, которые перестали использовать в 1935 году), рабочий диаметр диффузора 31 см, диффузор конусный (не экспоненциальный), вес в сборе с источником питания — 18 кг. «Мощный Старик» долго ждал своего возвращения к жизни тк его диффузор, по хорошему, требовал замены — половина его поверхности была замята и разорвана, звуковая катушка была в обрыве. В общем, это был тяжелый случай реставрации», требующий много времени и сил. В 2012 году во время отбора компонентов для тракта «Проволочного ФНЧ«, я собрал этот громкоговоритель на скорую руку, наскоро перемотал звуковую катушку, оценил его высокую музыкальность в сравнении со вторым, послевоенным Алнико-кандидатом, но так-же оценил и трудозатраты на «причесывание» этой музыкальности и отложил головку до лучших времен, которых пришлось ждать аж четыре года.

В самом начале работы над головкой пришлось решать важный вопрос — оставить громкоговоритель на родной подставке или снять с нее и закрепить, как обычно, на лицевой панели. Оба варианта имели плюсы и минусы, однозначно предпочесть то или иное решение было невозможно. С точки зрения цельности конструкции, которая при прочих равных гарантирует минимум Векторных потерь (максимум Ясности звучания), головку надо было оставить на подставке и на ней-же собирать источник питания, однако Направленность подставки плохо стыковалась с Направленностью корпуса магнитопровода головки и днищем ЭР, на который ее предполагалось установить. Так-же с подставкой невозможно было подобрать оптимальное осевое положение корзины относительно передней панели, хотя в случае с радиально-симметричной передней панелью ЭР эта подстройка была далеко не так принципиальна, как в случае с прямолинейно направленной панелью АДАС где неоптимальный контакт панели с корзиной вызывал чрезмерное снижение Ясности АС. Предварительные тестирования от внешнего усилителя показали, что потери Ясности звучания после установки головки в корпус хорошо заметны, звук зажимался, тускнел и было обидно жертвовать этими моментами в проекте, где и на меньшие по величине улучшения звучания уже было потрачено немало времени. С другой стороны, надежно закрепить головку весом в 18 кг на лицевой панели — задача сложная, а скорее всего этого делать вообще не стоило тк громкоговоритель мог со временем деформировать корпус АС или саму силуминовую корзину под своим весом, а в случае даже легкого падения АС, головка вполне могла вырвать крепежные шурупы «с мясом» — и сама бы умерла, и расколошматила бы в добавок всю электронику. Ну, положим, можно было сделать крепления на сквозных анкерах с необходимой Направленностью, пожертвовав внешним видом лицевой панели, но от возможной, постепенной деформации корпуса и корзины это не спасет, к тому-же, источник питания для этого варианта пришлось бы собирать на отдельном шасси или на днище ЭР, что ухудшило бы цельность конструкции в сравнении с вариантом крепления на родной подставке. В итоге выбрал подставку, хотя до сих пор иногда сомневаюсь в правильности выбора. Пояснения проблемы проиллюстрированы ниже на рис 4-6.

На рис 4 показан Вектор заводской заготовки подставки, определенный во время предварительной разборки громкоговорителя. Мне попался не самый удачный вариант раскроя, в идеале на виде спереди стрелки должны быть направлены вертикально вниз. С точки зрения стороны изгиба такой заготовки — и так и эдак получится не оптимально: в моем случае получались меньшие потери в местах контакта подставки с дном ЭР, но большие в местах контакта с магнитопроводом головки. При изгибе заготовки в другую сторону получилось бы с точностью до наоборот. В общем, как не крути, а в местах соприкосновения, как головки с подставкой, так и подставки с днищем ЭР Векторные Потери оставались неприемлемо большими и с этим ничего нельзя было поделать, кроме как сделать новую подставку другой конструкции.

При прикручивании подставки к громкоговорителю, Ясность звучания головки вполне предсказуемо ухудшалась, ситуацию несколько спасал красивый, винтажный окрас, свойственный подставке. Далее, при установки подставки в корпус ЭР на левую (рис 5) опору (вторая опора в это время удерживалась руками), Ясность звучания практически полностью восстанавливалась, звук «раскрывался», увеличивалась его «проникающая способность», Энергетический Рупор при этом работал по полной, так, как и задумывалось. Однако, при последующей установке головки на обе опоры Ясность вновь ухудшалась, причина этого наглядно показана стрелками, направленными практически встречно (рис 5 вид сверху и вид справа). Попытки применить «согласующие прокладки» для правой опоры, которые делали бы переход встречно направленных Векторов днища и подставки более плавным (переход Направленности в месте контакта не сразу на 180 градусов, а 90 + 90), кардинально ситуацию не поменяли — звук немного «освободился», но Ясность стала еще хуже. Зато последующее крепление корзины к лицевой панели ЭР принесло только положительные эмоции.

Добавлю здесь, что акцент на эпизоде с подставкой я сделал не только потому, что он принципиально важен с точки зрения звука системы (Окраска деталей громкоговорителя и сопряженных с ним деталей являются определяющими в общем хоре Окрасок компонентов тракта, особенно если вы слушаете музыку рядом с АС в ближнем поле). Этот эпизод — хорошая иллюстрация множества подобных, сложных, неразрешенных, а часто и вообще неразрешимых проблем в типовых конструкциях радиодеталей, частей механики и аудиосистем в целом с точки зрения оптимизации их Векторных потерь.

Звучание отремонтированного громкоговорителя оказалось несколько менее ясным в сравнении с конструктивно простым и полностью переориентированным ГГ с Алнико магнитом, однако старые детали конструкции, как и предполагалось, приятно окрашивали звучание и делали его более утонченным.

Высокочастотный громкоговоритель без опозновательных знаков, диаметр диффузора — 11см, сопротивление — 16 Ом, предположительно 1950х годов выпуска, помоложе варианта АДАС, но еще вполне приличный по энергетике. В сравнении с НЧ громкоговорителем, оптимизация Направленности частей ВЧ головки особых проблем не вызвала, в наличии имелся стерео-комплект, конструкция головок позволяла полностью разобрать их на составляющие и правильно сориентировать. В данном варианте проблемы с Ориентацией могла вызвать только штампованная корзина в случае, если на производстве ее сформовали не в ту сторону, однако одна из корзин оказалась удачной. Оба диффузора и звуковые катушки были в порядке, у одного диффузора была неправильно вклеена центрирующая шайба. Не Джек Пот, но могло быть и хуже. No problem.

Радиодетали

Отбор, сборка и ориентация радиокомпонентов для ЭР была произведена так-же тщательно, как и все остальное. Детали не были так «эксклюзивно-самодельны», как в Тестовом Аудиотракте, однако ЭР не предназначался для тестов, на нем предполагалось просто слушать музыку и хотелось в итоге получить систему максимально Ясную, но требующую при этом минимум вмешательства в ее работу в процессе эксплуатации, а это невозможно с большим количеством самодельных. В добавок, за прошедшие шесть лет я изрядно поднаторел в Векторной Ориентации, так что на выходе у каждого компонента практически всегда получалась хоть и несколько менее красивая Окраска, но более высокая Ясность и как минимум такая-же способность к точной передаче музыкальных тонкостей, свойственных акустической и классической музыке.

Корпус

Наиболее трудоемкая часть корпуса — передняя панель, только на изготовление ее чернового варианта ушло две недели работы, много времени было потрачено на исправление ошибок в тестах. Так-же не с пол тычка собирались и четыре оставшиеся панели, хотя подобные щиты я уже делал не раз. Проблема безошибочного тестирования, таким образом, до сих пор оказалась нерешенной, хотя в последнее время мне казалось, что двойная-тройная перепроверка результатов в массовых тестах дает уже 100% результат. В ЭР, по факту, даже с переделками уже готовых панелей пришлось удовлетвориться 90%, что очень не плохо, но таки не соответствует потраченным усилиям, претендующим на все 100.

Здесь можно посмотреть все фотографии, сделанные в процессе создания ЭР.

Результаты

Безупречно интонированный и легко «читаемый» бас на старых аналоговых записях и, к моему удивлению, даже на некоторых современных — это, почему-то, я отметил в первую очередь. Сходный деферамб я бы пропел и про верхний диапазон — как скрипка, так и ударная установка (в первую очередь джазовая) выявили новые, не проявляющиеся до этого черты в звучании — четкое пространственное разделение (глубина) и интонирование — характеристики, которые раньше я приписывал только хорошим, винтажным средним частотам и мидбасу, но никак не ВЧ.

Энергетический Рупор, несмотря на выявленные (и не выявленные) ошибки при сборке, зазвучал интересней АДАС — больше нюансов, больше деталей на пределе восприятия, на удивление легко читаемых, если ты вдруг ими заинтересовался и не мешающих «музыкальному целому», если в данный момент тебя интересует именно целое. Рупор давал уникальную возможность не только слушать музыку, но и «приглядеться» при желании практически к любой из ее составляющих не теряя при этом тонкой нити самого музыкального повествования. Единственное момент, в котором ЭР уступал АДАС — это меньшая выраженность приятного, лечебно-успокаивающего «воркования», свойственного старенькой и уже порядком подсевшей лампе Siemens DA 1928 года выпуска, голос которой умудрялся делать пригодными для приема внутрь даже откровенно выхолощенные и полуубитые треки.

Антон Степичев, 08.09.2017 (по материалам 2016г)

Текущие Вопросы и Комментарии

Page 17 of 17« First...«1314151617
  • Антон, для Улдыса тоже скопировал Ваш ответ отправил ему, он тоже интересовался этим вопросом

  • Антон Добрый вечер. Навеяно тем как слушает динамик мой товарищ без всякого оформления в оя, просто на столе, другой товарищ слушает в щите созданном из книг положенных друг на друга, как вы думаете Антон это хорошие варианты, или все таки корпус от приёмника старого, а ещё корпус с учётом векторной направленности будет лучший вариант?

    • Николай, здравствуйте. Голый динамик играет чище и яснее, чем этот же динамик в акустическом оформлении. С тонкой стороны дела, любое акустическое оформление — это набор деталей, соединенных друг с другом с теми или иными ошибками (с векторными потерями), которые вызывают потери ясности звучания системы. Плюс расширение частотного диапазона в АС приводит к слышимости тех участков диапазона НЧ и мидбаса, которые в голом динамике не слышны, так что в АС слышно больше ошибок, вызванных неправильной сборкой самого динамика.
      Компромисс каждый выбирает на свой вкус, если нет возможности собирать корпус по направлениям, то лучше остановиться на простом щите из дерева — наиболее простом варианте акустического оформления. Книги, если они старые, тоже могут давать хороший результат, если подобрать их взаимное расположение на слух. Корпус от приемника, даже довоенного, тут как повезет — удачные поют очень красиво, но большинство заводских корпусов вносят слишком большие потери ясности на мой слух.

  • Здравствуйте Антон!
    Давно не писал Вам. Мне очень помогла Ваша непреклонная уверенность в важности правильных направлений. За последнее время я натренировал свой слух так, что слышу разницу направлений даже в проводочках длиной несколько миллиметров. И удается достаточно уверенно чувствовать какое направление правильное, а какое нет. Благодаря этому, делаю ЦАПы и усилители на микросхемах, звук которых мне очень нравится. Правда, ценой прослушивания каждого провода, обрезки выводов деталей «под корень», снятия корпусов радиоэлементов и т.д. Процесс очень долгий, но дело того стоит!
    Я продолжаю экспериментировать с прорезями (воздушными промежутками) с целью увеличения ясности в случаях, когда невозможно идеально по направлениям стыковать детали. В динамиках,. на мой слух, однозначно увеличивается ясность, когда я делаю тонкие ( 1 – 2 мм) и длинные прорези, как в корзине динамика, так и в переднем щите колонки. Вокруг динамика Предполагаю, Что если динамик полностью отвязать от передней панели (подвесить его так, чтобы зазор между ним и щитом был несколько миллиметров), то получится компромисс между хорошими низкими частотами и ясностью.
    Как Вы думаете, за что и как лучше крепить динамик, отвязанный воздушным промежутком от корпуса. За магнит, или повесить его на тросах или пружинках?

    • Александр здравствуйте, да, давно не общались)

      С динамиком я бы сначала убедился, что направленность корзины действительно сильно не совпадает с направленностью корпуса АС. Динамик надо прислонить рукой к отверстию и покрутить динамик вокруг центральной оси, пока не найдется его наиболее правильное по звуку положение относительно панели АС, там в некоторых случаях речь идет о единицах градусов при отклонении от которых звук уже ощутимо тупеет, потом при вращении дальше от правильного положения звук может в каких то точках даже несколько приоткрываться, что может путать в тестах, так что надо перепроверить правильное положение несколько раз. Такой-же пик улучшения звука, но только в окраске, можно услышать при развороте динамика на 180 градусов от правильного положения, поэтому в последнюю очередь нужно точно оценить ясность звучания найденного правильного положения со звуком при развороте на 180 градусов. При этом если разница в звучании невнятна, то положение динамика скорее всего выбрано не правильно и его надо уточнить.

      После этого можно сравнить потери ясности при плотном касании динамика к панели и после его отрыва от панели. Если потери все еще велики, то я бы поставил такую головку на деревянную подставку, закрепленную к магниту. Направление дерева подставки надо определять экспериментально сначала относительно динамика, а потом относительно дна, пытаясь в итоге найти компромиссный вариант. В Энергетическом Рупоре направление подставки сверху вниз и вперед. В идеале надо так сделать сразу, но это направление может не совпасть (и вероятнее всего не совпадет) с направлением головки и дна, так что компромисс может быть найден с сильным +\-

      Затем надо опять сравнить звучание с динамиком, прислоненным к панели тк лучший звук с подставкой не означает, что он окажется лучше правильно прислоненного к панели динамика, который при прочих равных звучит наиболее чисто (простейший вариант). Вариант с пружинами и подвесами я бы вообще не рассматривал тогда, когда от тракта требуется максимальная ясность.

      А что у вас за динамик и куда ставите?

  • Антон, спасибо за полезные советы!
    Динамиков у меня много разных, в основном рижские 60-х годов (6ГД1, 5ГД1, 4ГД4, 4ГД1) и японские 80-х годов от магнитол и музыкальных центров. Есть несколько старых немецких (30-х годов) с подмагничиванием диаметром 22 и 25 см. Экспериментирую я, в основном, с японскими диаметром 12 – 15 см, которые мне не так жалко, если испорчу.
    Насчет поворота динамиков вокруг оси, я давно пользуюсь этим Вашим советом. Эффект достаточно сильный и всегда есть хорошо слышимый максимум качества. Ящики я делаю из относительно тонкой фанеры ярко резонирующей при ударе по фанере. Переднюю панель я делаю из дерева от старых корпусов немецких приемников 30-х. Затем на слух приставляю куски фанеры с боков, снизу и сверху, нахожу оптимальное направление и отпиливаю по размеру. Потом и заднюю стенку. Для экспериментов я делаю небольшие закрытые колонки (до 10 литров). Нижняя частота получается где-то от 60 – 70 Гц.
    Я сделал всего 2 пары экспериментальных колонок. Во всех передних стенках колонок прорези дают однозначно положительный эффект по ясности, как и в корзинах тех нескольких динамиков, которые я дорабатывал прорезями. Но, честно говоря, максимальный эффект улучшения получается путем тщательного подбора направлений и типа всех проводов, проводочков и деталей принципиальной схемы, применения винтажных, доработанных (немецких 30-х годов) резисторов и конденсаторов. Звук микросхем удивительным образом облагораживается и проясняется таким способом.

    • А что довоенные головки не нравятся? их несколько, можно выбрать лучшую и собрать открытую тестовую систему. Просто на японцах 80х многое вообще не слышно, они дают такой характерный плотный звук, но отнюдь не глубокий.

  • Довоенные динамики, конечно, звучат очень хорошо. Японские — разные. У меня есть три пары динамиков с ясным, наполненным звуком, а есть и никуда не годные. Мне хочется не просто собрать уникальный, одноразовый тестовый тракт, а научиться делать приличные аудио — видео — компьютерные системы, по возможности, из относительно доступных деталей.

    • Тестовый тракт — это измерительный инструмент. Группа динамиков, которые вы говорите «три пары с ясным наполненным звуком» на тестовом тракте легко выстроятся в цепочку от плохого до хорошего. Однако такой подход убивает идею сделать приличный стерео тракт из доступных деталей. увы.. так что может оно и не надо действительно.

  • Полностью согласен с вами. Действительно, в этих трех парах один динамик получше, другой похуже, я это отчетливо слышу. Но в целом, самый худший из них заметно лучше, чем все мои остальные японские, да и некоторые советские экземпляры динамиков, звук которых грубый и с сильно выпирающими окрасами, которые маскируют тонкие нюансы музыки.
    Еще раз, спасибо за комментарии!

  • Антон добрый вечер. возникли сомнения насчёт максимального сигнала , который можно подавать на вход каскада с открытой сеткой без сеточного резистора с резистором в аноде от 250кОм, это 2в как с выхода Цап, звуковой карты , сд проигрывателя или только всего 0,7в ?
    2. в проекте энергофон и в некоторых других вам приходилось подклеивать диффузор старинных динамиков, какой клей вы для этого использовали, что бы менее сказывался на музыке? с уважением

    • возникли сомнения насчёт максимального сигнала , который можно подавать на вход каскада с открытой сеткой без сеточного резистора с резистором в аноде от 250кОм, это 2в как с выхода Цап, звуковой карты , сд проигрывателя или только всего 0,7в ?

      Разные лампы ведут себя по разному, надо смотреть осциллографом. В любом случае с открытой сеткой рабочая точка будет несколько сбита, вопрос только насколько. Если использовать после драйвера-триода с открытой сеткой выходную лампу со смещением до 10-15 вольт, то по моему опыту беспокоиться не стоит, перегруз на выходе наступит раньше, чем у драйвера.
      Если выход у ЦАП 2 вольта и не регулируемый, то регулятор громкости можно поставить на входе или просто уменьшить выходной сигнал ЦАП каким-нибудь наиболее простым способом

      в проекте энергофон и в некоторых других вам приходилось подклеивать диффузор старинных динамиков, какой клей вы для этого использовали, что бы менее сказывался на музыке?

      Я пользуюсь рыбьим клеем, он клеит на холодную в отличии от мездрового. Сзади подклеиваю старую нотную бумагу, если надо.

Page 17 of 17« First...«1314151617

Ответить Николай Отмена

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда