Аудиофильское ню: почему голые радиокомпоненты звучат симпатично?

В статье дана авторская точка зрения на распространенные среди аудиофилов-радиолюбителей методы улучшения звучания аудиосистем, связанные с «раздеванием радиокомпонентов» — снятие оболочек с конденсаторов, удаление изоляции с проводов и кабелей, вынимания усилителей из корпусов и т.д.
Back To Music team

Аудиофилы и продвинутые меломаны-радиолюбители уже давно подметили, что практически любые внешние покрытия — кожухи, экраны или корпусы, — отрицательно влияют на звучание аудиотракта. В сети можно найти массу примеров: обсуждение ухудшения звучания усилителей после того, как шасси накрывается железной крышкой или «исчезновения воздуха» в звучании, когда у проигрывателя LP закрывается защитный кожух из оргстекла. Вьедливые меломаны так-же в курсе отрицательного влияния изоляции проводов, они не используют в своих конструкциях изоляционные трубки из пластика и ПХВ, избегают термоусадочного кембрика. Некоторые идут еще дальше — в своих усилителях и акустических фильтрах они «раздевают конденсаторы» — с них, как минимум, удаляется пластиковая пленка, а, как максимум, — рулон конденсатора вообще вынимается из корпуса, положительный эффект при этом гарантирован множеством восторженных отзывов людей, чьи тракты пережили такую операцию. Все эти действия можно назвать «аудифильским Ню», куда до кучи следует добавить и снятие лако-красочного покрытия с радикомпонентов, удаление окислов, ржавчины и тому подобное. Положительный эффект Ню проявляется абсолютно во всех местах тракта, как в механике, так и в электрических цепях: особо дотошные раздевают даже кварцевые резонаторы, что, на мой взгляд, ставит некую, условную точку в сборе статистики и подтверждает универсальность действия феномена.

«Какую бы деталь тракта вы не придумали, ее раздевание скажется на звучании благотворно»

Ключевое слово здесь — универсальность, я сакцентировал на нем внимание, поскольку большинство приписывает действенность Ню только какому-либо отдельному элементу и считают это обособленным know how. Это не совсем так. Отдельно взятый элемент — это частный случай, подчиняющийся общей закономерности: «Какую бы деталь тракта вы не придумали, ее раздевание скажется на звучании благотворно». Суть этой аксиомы заложена в Идеологии Короткого Пути АМЛ, если учитывать, что в тракте звучат не только проводники сигнальной цепи, но и диэлектрики и части механики, то-есть, на конечный результат влияет каждый компонент тракта независимо от его функции и местоположения. Влияние компонентов при этом сопоставимо по силе: в коротком, Ясно звучащем тракте нет такого компонента, который бы превосходил по своей силе другой, сходный по размеру и сложности конструкции, в такой степени, чтобы его можно было назвать определяющим звучание системы.

«На звучание влияет каждый компонент тракта независимо от его функции и местоположения, влияние компонентов соспоставимо по силе»

Вплоть до открытия Контуров, Ню было единственным способом гарантированно получить более Ясное звучание тракта при прочих равных. Апогей экспериментов в этой области был описан в статье Проволочный ФНЧ, где наряду с Ню уже достаточно эффективно использовались и знания о Направленности проводников и диэлектриков. Одно из первых прослушиваний экстремально раздетого СД проигрывателя, конструкция которого описана в статье, проводилось совместно с АМЛ — как усилитель использовалась оригинальная система АМЛ-Мьюзик, корпус которой был сделан когда-то еще отцом Анатолия Марковича. АМЛ был крайне удивлен результатом, а когда мы включили концерт Брамса в исполнении Шеринга, изначально записанный с неприятными искажениями, был поражен тем, что искажения практически исчезли, ушли на задний план, а сам Шеринг как будто шагнул из АС в комнату, чтобы с полной самоотдачей сыграть свое соло лично нам двоим. Учитывая опыт АМЛ в оценке звучания, ни о каких галлюцинациях здесь не могло быть и речи. Можно спорить только о том, насколько это было субъективно хорошо или плохо, но сам факт интересного «звучания, резко отличающегося от привычного» остается неоспоримым и по праву добавляется в уже и так порядком наполненную копилку статистики по Ню.

Вопрос о причинах влияния на звук таких странных манипуляций долго оставался открытым. Феномен Ню невозможно привязать ни к одному из разделов Физики — ни к Электротехнике, ни к Механике или Акустике, — так как он везде ощущается одинаково, следовательно, Ню может иметь к классической науке лишь косвенное отношение. Отсюда вытекает мысль, которой я придерживаюсь уже долгое время: не имеет смысла искать «принцип действия» аудиофильского Ню в учебниках Физики, даже если гипотетически отдельные случаи могут быть следствием физических причин (вибраций, магнитных полей и т. д.), в остатке всегда будет слишком много логических несоответствий и «натяжек», когда предположительный уровень влияния Ню на звук с точки зрения теории Сигналов и Психоакустики будет находится ниже порога слышимости. Стоит так-же иметь ввиду, что до сих пор никто так и не смог увидеть на осциллографе или измерить вольтметром «электрический сигнал ошибки», связанный с Окраской и Направленностью компонентов, а ведь только таким образом можно доказать физические причины аудио аномалий, Ню в том числе.

На мой взгляд, есть два логичных варианта отношения к Ню имеющих право на существование: 1 — это плод больного, аудиофильского воображения; 2 — причины феномена лежат за пределами классической физики, в более тонкой реальности. Наличие только этих двух вариантов следует и из критической статьи Дугласа Сэлфа, который проделал для этого большую научно-исследовательскую работу. Авторитет Сэлфа в области Радиоэлектроники не позволяет сомневаться в правильности его выводов. Цитата: Наиболее убедительным доказательством ошибочности субъективизма является компенсационный метод измерений. Это разрушительно простой метод вычитания сравниваемых сигналов (в том числе и музыки) на входе и выходе усилителя и наглядная демонстрация того, что ничего слышимого при работе нормального усилителя в разнице сигналов не обнаруживается. Таким образом, выясняется, что эти так называемые «музыкальные механизмы» не раскрываются ни музыкой, ни вообще чем-то еще. Тест вычитания безоговорочно доказывает отсутствие каких-либо признаков «неуловимых механизмов деградации» звука. читать статью полностью.

Тем не менее, положительное влияние Ню субъективно фиксируют множество меломанов, а разделенные по времени и местонахождению массовые галлюцинации крайне маловероятны — думаю, они не менее маловероятны, чем существование тонкой реальности для ученых-материалистов. По этой причине споры и дискуссии на эту тему всегда оканчивается ничем — одни остаются верны ощущениям, а другие — измерительным приборам и «здравому смыслу». Лично для меня существование Ню не менее реально, чем сама музыка, я считаю вопрос о его существовании закрытым и далее просто расскажу о результатах экспериментов: о субъективных фактах (повторяющихся с вероятностью не менее 80% результатах) и их трактовке.

С помощью ВН был получен ответ на вопрос «почему иногда раздевание компонентов вызывает сильный положительный эффект, а иногда — лишь незначительный»

По моим наблюдениям, причина действия Ню на восприятие напрямую связана с Векторной Направленностью. Более того, само открытие Векторной Направленности (ВН) в механике было напрямую связано с исследованиями причин существования эффекта Ню, с помощью ВН был получен ответ на самый важный и сложный вопрос, который меня занимал: почему иногда раздевание компонентов вызывает сильный положительный эффект, а иногда — лишь незначительный. Ответ на вопрос был найден далеко не сразу, из-за сложностей с проведением повторяемых экспериментов я долго бродил вокруг да около, но в итоге головоломка сложилась вполне логично и красиво.

Так-же, как и проводники, части механики и детали аудиотрактов имеют Направленность, то-есть звучание тракта изменяется в зависимости от того, какой стороной соприкасаются друг с другом соседние детали. Именно это наблюдение и иллюстрирует Векторная Направленность. Ни на одном этапе промышленного производства аудиоаппаратуры Векторная Направленность, естественно, не учитывается — никто не знает, что это можно и нужно делать. В мелкосерийном Hi-END ориентируют только провода, чаще всего лишь в сигнальной цепи, а это капля в море. Как следствие, любой конечный аудио-продукт состоит из огромного количества хаотично направленных друг относительно друга проводников и диэлектриков. Потенциал Ясности звучания таких трактов всегда раскрыт лишь частично, только в отдельных, редких экземплярах, где по воле случая процент совпадений ВН компонентов оказывается достаточно велик, можно услышать проблески действительно Ясного звучания. В таких трактах особенно хорошо слышен прирост музыкальности при откручивании с усилителя верхней крышки и других действий, связанных с Ню.

Проведенные эксперименты впервые обнаружили зависимость Ясности звучания от объективных факторов, не связанных с упрощением тракта или заменой компонентов: при соприкосновении двух соседних деталей тракта определенными сторонами оказалось возможным минимизировать потери Ясности звучания системы.

У меня когда-то было два достаточно удачных аппарата — СД плейер и тюнер, — их судьба описана в статье «Проволочный ФНЧ». У обоих изначально снятие верхних крышек было хорошо слышно. Какое-то время я их слушал открытыми, потом для порядка пытался закрывать сверху фанерой, затем деревянным массивом — ничего не помогало. Даже при накрывании корпусов деревянным щитом звук явно тускнел и переставал радовать нюансами, которых в такой технике и так кот наплакал. Решить загадку мне, как это водится, помог случай: как-то, между делом, я накрыл работающий СД плейер перевернутой крышкой (с боковинами, направленными вверх) и, к своему удивлению, обнаружил, что звук потускнел не так сильно, как обычно. После нескольких перепроверок, я попробовал развернуть крышку на 180° в горизонтальной плоскости и обнаружил, что в таком положении потери Ясности в сравнении с открытой системой были минимальными и практически непринципиальными. Эксперимент был повторен с тюнером, у которого наилучший вариант с минимальными потерями оказался так-же с крышкой вверх ногами, но без разворота на 180° по горизонтали. Эти эксперименты впервые обнаружили зависимость Ясности звучания от объективных факторов, не связанных с упрощением тракта или заменой компонентов: при соприкосновении двух соседних деталей тракта определенными сторонами потери Ясности оказалось возможным минимизировать.

Дальше уже было дело техники. После проведения уточняющих экспериментов, когда набралось достаточно статистики, существование трехмерной пространственной (Векторной) Направленности в частях механики стало для меня очевидным фактом и следующим шагом стало составление схем Векторной Направленности компонентов тракта. Решение этой задачи оказалось крайне сложным и трудоемким, как по причине несовершенства первых методик тестирования (см. Тестовый Аудиотракт), так и потому, что большинство допущенных в процессе макетирования ошибок проявляли себя только после чистовой сборки. В итоге, практические результаты стали появляться только недавно, эти результаты я описал в своих предыдущих трех статьях о радиотехнике и акустике, где были опубликованы текущие варианты схем Векторной Направленности деталей активных АС и комнаты прослушивания. В статье Энергетический рупор так-же был подробно рассмотрен один из частых случаев, когда деталь механики (подставка громкоговорителя) не может быть установлена точно в соответствии со схемой Направленности, поскольку, по вполне понятным причинам и как я уже упоминал выше, при проектировании никто не учитывает подобные моменты. Да и какому инженеру, в конце концов, может прийти в голову подобная мысль? Ведь даже об изученной вдоль и поперек линейной Направленности проводов Дуглас Селф, — наиболее яркий и грамотный представитель «радикального аудио-материализма», — высказался вполне однозначно: «Кабели не могут быть направленными, так же, как 2 + 2 не может быть равным 5». К сожалению, за тридцать лет прошедших с момента публикации Сэлфом его критической статьи, пренебрежительное отношение акустиков и радиоэлектронщиков к феномену Направленности так и не изменилось.

Антон Степичев, 27.11.2017

Текущие Вопросы и Комментарии

Page 2 of 4«1234»
  • Александр, скажем так, я раньше хоть много и эксперементировал со звуком, то только на уровне «почитал, послушал, что говорят люди, попробовал на макете системы эти идеи и если понравилось, то применял в домашней системе. Ну и плюс свои кое-какие изыскания. Лет 7 назад решил перейти на звук с компа не подозревая что меня ждёт. Чем больше изучал, тем больше всплывало нюансов, но отступать назад я не привык и пытался понять что происходит. Но пару лет назад я в себе обнаружил некие способности и понял, что это надо как-то использовать. Ну и как бы уже начал использовать с определённым положительным результатом.
    Конечно, хорошо бы изучить эти всякие труды эзотериков по теме, но что-то как-то у меня хронически не хватает времени и желания, т.к. постоянно или надо что-то по своей теме понять что к чему или просто хочется отдохнуть от всего. А мне скоро 51 стукнет и если о чём я жалею, что не знал всего этого лет 20 назад.

  • Антон, хочу еще раз поблагодарить Вас за ценные советы по улучшению звучания! Я не могу нарадоваться получаемому Вашими методами, певучему, ясному. эмоциональному, полному тонких вибраций и нюансов звуку!
    Сейчас я временно приостановил модернизации усилителя и компьютера, в которых, на мой взгляд (слух) продвинулся неплохо и занялся динамиками и акустическим оформлением. Ваш совет по замене подводящих к звуковой катушке толстых гибких проводов на тонкие спиральки из хорошо звучащего провода оказался удивительно эффективным. Я не ожидал, что таким способом можно даже от маленьких компрессионных динамиков добиться отличного разрешения в средне-низкочастотной области (альт, человеческий голос, малые барабаны), почти не уступающего динамикам с большими диффузорами.
    Сейчас я занимаюсь изготовлением составных (сегментных) диффузоров из разных материалов с учетом направлений, разумеется. Очень интересным по звуку, мне показалось и покрытие передней поверхности диффузора порошком из меди, разведенным в шеллаке. У меня есть около сотни разных динамиков, более половины из которых звучат неинтересно. Я их модернизирую разными способами, и окончательно замучиваю их, набирая опыт и новые знания.
    Вопросы:
    1. Вы делаете акустическое оформление динамиков только из дерева. или из других материалов тоже?
    2. Одним из серьезных недостатков закрытого и в несколько меньшей степени открытого ящиков является отраженный от стенок звук, который возвращается назад через диффузор к слушателю. Его хорошо слышно, к сожалению, особенно, через тонкие диффузоры. В зависимости от материала и степени обработанности внутренних стенок, характер отраженного звука меняется. Если внутренняя поверхность стенок колонки необработанная, то звук возвращается грубым, «шершавым», типа шума, или рокота. Если внутренняя поверхность обработана, лакирована, или покрыта твердым материалом, например медью, отраженный звук получается более гладким, чистым, но и более заметным, как эхо, что также раздражает и, пожалуй, не менее, чем грубый характер отраженного звучания. Что с этим делать?

    • Александр, здравствуйте!

      Вы делаете акустическое оформление динамиков только из дерева. или из других материалов тоже?

      Когда-то из МДФ пробовал, из фанеры тоже делал, но уже давно не использую ничего, кроме чистого дерева.

      Одним из серьезных недостатков закрытого и в несколько меньшей степени открытого ящиков является отраженный от стенок звук, который возвращается назад через диффузор к слушателю. Его хорошо слышно, к сожалению, особенно, через тонкие диффузоры. В зависимости от материала и степени обработанности внутренних стенок, характер отраженного звука меняется. Если внутренняя поверхность стенок колонки необработанная, то звук возвращается грубым, «шершавым», типа шума, или рокота. Если внутренняя поверхность обработана, лакирована, или покрыта твердым материалом, например медью, отраженный звук получается более гладким, чистым, но и более заметным, как эхо, что также раздражает и, пожалуй, не менее, чем грубый характер отраженного звучания. Что с этим делать?

      Что с этим делать — не знаю. От паразитной Окраски отражений на НЧ и СЧ не избавиться, единственная стратегия здесь — попытаться сделать эти отражения гармоничными. Но по моему опыту, как и в случае с радиотехникой, лакировка и дополнительные покрытия неудачных корпусов АС не помогают в той степени, в какой этого бы хотелось. В последнее время я уже не пытаюсь сгладить тюнингом грубые ошибки, связанные с Окраской и ВН, а делаю все по новой от начала и до конца.

      Другое дело, что все с нуля не сделаешь, мне, например, пришлось заняться тюнингом своей комнаты (Тонкая акустика ). В комнате после этого стало легче жить, но отрицательная энергетика «бетонной коробки» полностью не исчезла и я так же, как и Вы с отражениями в АС, не знаю что с этим делать, кроме как переехать в деревянный дом.

  • Спасибо за ответы, Антон!
    Я тоже хотел бы сделать аудио аппаратуру с нуля. Но мне не хватает понимания некоторых принципиальных моментов Вашей векторной системы.
    Вы писали как-то, что собрали один элемент колонки изначально неправильно по направлению и потом для достижения более-менее хорошего звука, пришлось и другие детали подстраивать к этому элементу неправильно с точки зрения аудио аппарата в целом.
    Получается, что есть некоторые основные элементы в каждом аудио устройстве, которые должны быть установлены изначально правильно, а затем уже можно добавлять к ним следующие элементы, определяя их относительное направление «на слух». Хотелось бы понять, что это за элементы в каждом устройстве (колонке, усилителе, источнике сигнала) и как их нужно изначально правильно ориентировать как в целом, так и в отношении их составных частей. В колонке, если я правильно Вас понял, главным элементом является динамик, все составляющие которого (диффузор, корпус, катушка, магнит) должны быть ориентированы определенным образом относительно слушателя. Далее, к правильно собранному и установленному динамику можно добавлять элементы корпуса, ориентируя их для достижения наилучшей ясности звучания на слух. А что является главным векторным элементом в усилителе, источнике сигнала и относительно чего и как их нужно правильно устанавливать?
    Может быть, «танцевать» нужно от входов и выходов? В источнике сигнала и в усилителе по два входа (сигнальный и питание) и по одному выходу. В пассивной колонке только один вход и может быть несколько выходов (по числу динамиков). Если направления векторов должны идти от входов к выходу, то, казалось бы, систему состоящую из источника сигнала, усилителя и колонки нужно располагать друг за другом (в самом конце на слушателя обращен динамик, а в начале на удалении от слушателя — источник сигнала ) и направленность элементов конструкции блоков нужно выстраивать соответственно? Если можно так выразится в Ваших терминах, то аудио система должна состоять из двух «электро-энергетических рупоров» и одного «акустико-энергетического рупора» включенных последовательно.
    Что Вы думаете о том, как начинать строить всю аудио систему с нуля?

    • Вы писали как-то, что собрали один элемент колонки изначально неправильно по направлению и потом для достижения более-менее хорошего звука, пришлось и другие детали подстраивать к этому элементу неправильно с точки зрения аудио аппарата в целом.

      Смысл был несколько другой, я пытался объяснить одну из причин возникновения ошибок при составлении схем направленности на примере неправильно направленной корзины громкоговорителя. Мне тогда не «пришлось» подстраивать другие детали под ГГ, а я сделал это ошибочно, посчитав звук ГГ эталонным и соединив все компонента тракта таким образом, чтобы в звучание изменялось от эталона наименьшим образом.
      Подобные ошибки напрямую связаны с особенностью человеческого восприятия: адаптации к текущей окружающей обстановке (фоновым характеристикам звучания или изображения — не важно). После адаптации, занимающей несколько секунд или минут, даже откровенно кривое звучание может восприниматься, как нейтральное и на его «субъективно нулевом» фоне уже выносятся суждения об изменениях в звуке при каких-либо текущих вмешательствах в конструкцию системы. На первый взгляд все здесь выглядит достаточно понятно, но, как оказалось, существует множество мелких факторов, сбивающих с толку и мешающих принять быстрое и верное решение. Один из таких факторов — это вышеописанный пример, суть которого: если предмет с которого мы начинаем собирать систему массивен, объемен и при этом неправильно направлен, то сборка системы с высокой вероятностью пойдет сонаправленно с этим предметом , а не так, как нужно. Системная ошибка обычно обнаруживается только через какое-то время, когда в звуке накопится достаточно артефактов, связанных с безотносительным обратным направлением. Признание этой ошибки всегда дается с трудом.

      Получается, что есть некоторые основные элементы в каждом аудио устройстве, которые должны быть установлены изначально правильно, а затем уже можно добавлять к ним следующие элементы, определяя их относительное направление «на слух». Хотелось бы понять, что это за элементы в каждом устройстве (колонке, усилителе, источнике сигнала) и как их нужно изначально правильно ориентировать как в целом, так и в отношении их составных частей. В колонке, если я правильно Вас понял, главным элементом является динамик, все составляющие которого (диффузор, корпус, катушка, магнит) должны быть ориентированы определенным образом относительно слушателя. Далее, к правильно собранному и установленному динамику можно добавлять элементы корпуса, ориентируя их для достижения наилучшей ясности звучания на слух. А что является главным векторным элементом в усилителе, источнике сигнала и относительно чего и как их нужно правильно устанавливать?

      Главным является сама музыка и то, как ее воспринимает конкретный слушатель. От этого зависит то или иное решение во время настройки или выбора аппаратуры, поэтому сколько людей, столько и различных «правильных решений». По своей сути и по ощущениям, Векторная Направленность — это просто один из тонких факторов, влияющих на звучание. Соблюдение ВН больше похоже на собирание паззла, где все компоненты целого играют более-менее равнозначную роль, а не на иерархическую структуру с главными и второстепенными элементами. Другое дело, что действтительно, чтобы собрать этот паззл, надо с чего-то начать, определить точку отсчета. Электрические Контуры такую точку отсчета не дают, там нельзя определить Направление Контура безотносительно, правильность установки каждого отрезка провода в электрике определяется относительно соседних компонентов, а правильное Направление самого первого компонента остается неизвестным (условным).

      Похоже, что единственный участок тракта, где можно уверенно пометить у компонента его Начало и Конец — это акустическое пространство между громкоговорителем и слушателем. Когда-то я обнаружил Направленность у акустической ткани, загораживая ей громкоговоритель так и эдак. Этот эксперимент позволил нарисовать стрелку на схеме «ГГ-тряпка-слушатель» достаточно уверенно тк здесь мы имеем четкий причинно-следственный ориентир и можно достаточно уверенно сказать, что если мы определили наилучшее по звучанию положение тряпки между громкоговорителем и слушателем, то Начало тряпки будет со стороны громкоговорителя. Точно также «акустически» можно определить Вектор фольги, затем, к примеру, можно подключить фольгу в электрическую часть тракта и ТОЧНО выяснить, в какую сторону закручиваются контуры. Этой-же фольгой с уже определенным Вектором можно обернуть какой-нибудь компонент тракта различными способами, определить наилучший способ и понять при этом нужное направление Вектора тестируемого компонента, которое будет совпадать с Вектором фольги.

      На практике все будет зависеть от точности проведения тестов, сложностей здесь достаточно, пример я привел выше.

      В источнике сигнала и в усилителе по два входа (сигнальный и питание) и по одному выходу. В пассивной колонке только один вход и может быть несколько выходов (по числу динамиков). Если направления векторов должны идти от входов к выходу, то, казалось бы, систему состоящую из источника сигнала, усилителя и колонки нужно располагать друг за другом (в самом конце на слушателя обращен динамик, а в начале на удалении от слушателя — источник сигнала ) и направленность элементов конструкции блоков нужно выстраивать соответственно? Если можно так выразится в Ваших терминах, то аудио система должна состоять из двух «электро-энергетических рупоров» и одного «акустико-энергетического рупора» включенных последовательно.
      Что Вы думаете о том, как начинать строить всю аудио систему с нуля?

      Начинать проще всего со сборки громкоговорителя, все части которого будут максимально точно Направлены в сторону слушателя (как в Энергетическом Рупоре). Для этого нужно несколько фабричных громкоговорителей-доноров одной и той-же модели, чем их будет больше, тем больше шансов собрать в итоге идеальный для данного конструктива громкоговоритель. При сборке ГГ из нескольких экземпляров начинать нужно с корзины, здесь главное не ошибиться ее выбором.

  • Антон, спасибо за подробные разъяснения! Буду начинать с громкоговорителя. У меня есть достаточно много одинаковых старых громкоговорителей производства рижских заводов (5ГД1, 6ГД1, 6ГД2, 4ГД4), буду пробовать разбирать и заново стыковать их компоненты. Скорее всего, начну с 4ГД4, или 6ГД2 т.к. они легче разбираются (на винтах).

    • Лучше начать с модели, которой больше всего в наличии и которой не жалко тк по первости всегда что-нибудь портишь. Александр, а как вы будете определять Векторы корзин и магнитной системы? Методика отработана?

  • Нет, конечно. Буду экспериментировать. Сначала, попробую выбрать пару лучших по ясности звучания одинаковых динамиков, предварительно заменив их подводящие к катушке гибкие толстые провода на спиральки из хорошего провода, подобранные по направлению. Этот Ваш способ очень проясняет звук динамиков, а чем лучше они звучат, тем легче, как мне кажется, будет выявить разницу звучания. Потом, разберу динамики на части. Далее, попробую заслоняя, корзинами звучащую тестовую колонку и поворачивая корзины, определить лучшую по звучанию и ее правильное положение по углу поворота. (Я уже пробовал определять таким способом лучшее положение деревянных дощечек, отличие звучания при разных углах поворота я достаточно отчетливо замечаю). Затем, приставляя к корзине магниты, найду лучший и его положение относительно корзины. Потом, попробую выбрать лучшую центрирующую шайбу и диффузор и определю их лучшее положение по углу таким же способом. Потом все соединю «белыми нитками» с учетом предварительно выявленных направлений и послушаю, что получилось и буду думать, что делать дальше…
    Пока, представляю себе процесс примерно так. А как Вы посоветуете?

  • Да, примерно так и надо. Еще важно найти способ перепроверки результатов — например, неплохо-бы найти в вашем тракте место, чувствительное к установке на него посторонних предметов. Я для этого раньше использовал проигрыватель LP или корпус тестовой АС. Если на них что-нибудь поставить, то звучание системы несколько раскрывалось в случае, когда Вектор установленного предмета был направлен снизу-вверх, и наоборот приглушалось, если Вектор предмета был направлен вниз. То-же происходит и при установке тестируемых деталей друг на друга (имитация сборки узла), то-есть, в случае с ГГ, если по очереди класть на такое чувствительное место его детали с Направленностью «снизу-вверх»- сначала заднюю шайбу, затем на нее положить магнит, переднюю шайбу, крепеж, корзину и диффузор, то Ясность не должна сильно ухудшаться. Если все-таки в звуке на каком-то этапе проявятся артефакты, значит в цепочке есть ошибки и эти-же артефакты будут присутствовать и в ГГ, если его собрать таким образом.
    Лучший диффзор также можно определить, загораживая им АС, по уму, конечно, его надо делать с нуля, но сразу все не осилить, конечно. Возможно вам что-то еще придет в голову по перепроверкам, они крайне важны.

  • Насчет чувствительного места я не задумывался раньше. Попробую поискать его.
    Антон, спасибо за советы и подсказки!

  • Здравствуйте Антон!
    Я провел ряд экспериментов по компенсации современных радиодеталей винтажными кусочками металла и хочу спросить у Вас совета по дальнейшему направлению своих действий. Я пробовал компенсировать уже достаточно хорошо звучащие усилители и мини компьютеры, с деталями и радиоэлементами, скоординированными по направлениям. При компенсации стандартных плохо звучащих усилителей, эффект компенсации был крайне мал.
    a. Я аккуратно разбил лампу 36 годы выпуска, вынул анод и положил его сверху на корпус микросхемы стерео УНЧ. Произошло улучшение звучания в части добавления нового благородного окраса и повышение эмоциональности и чистоты звучания.
    b. Оставив уже стоящий на микросхеме анод,, я вырезал новый радиатор для этой микросхемы из экрана ПЧ приемника 1938 г. и поставил его вместо ранее стоявшего латунного. Эффект добавления новых благородных окрасов усилился, причем в низкочастотной и средне — низкочастотной области. Звук стал, как говориться почти «волшебный».
    c. Я вырезал прямоугольную шайбу размером 30 х 50 мм и надел ее на германиевый диод Д305, в однополупериодном выпрямителе для одного из моих мини – компьютеров. Звук еще улучшился, стал мягким, как ламповый.
    Можно предположить, что электрический ток с музыкальным сигналом, проходя через радиоэлементы, активирует в них процесс излучения тонкой составляющей музыкального сигнала. Современные радиоэлементы, изготовленные без учета направлений на автоматических установках без активации их полем человека, имеют низкую эффективность излучения. Человек, слушая музыку без тонкого излучения, не ощущает ее эмоциональное содержание, которое воспринимается тонкими телами человека. Когда в непосредственной близости с современными деталями мы помещаем винтажные куски металла, проходящий рядом электрический ток с музыкальным сигналом вызывает в них излучение эмоционального сигнала с «высоким КПД» (если так можно выразиться) и он доходит до человека, который начинает чувствовать удовольствие от музыки.
    Вопросы:
    1. Направленность винтажных металлических пластин следует выбирать в соответствии с направленностью того элемента, который мы компенсируем, или ее нужно делать однонаправленной для всех элементов от входа к выходу?
    2. Имеет ли смысл компенсировать практически все элементы схемы, выполненной из современных деталей, не только микросхемы, транзисторы, диоды, но и резисторы и конденсаторы?
    3. Есть ли смысл, там где возможно, пропускать через винтажные пластины ток (когда они контачат с металлическими частями микросхем, транзисторов, а не с пластмассовыми)?
    4. Целесообразно ли максимально прижиматься к кремниевым подложкам микросхем винтажными пластинами, стачивая пластмассу микросхем до кремния?
    5. Целесообразно ли прижимать большие винтажные пластины к печатным платам для компенсации печатных проводников, разумеется, исключив возможность закоротки?
    Честно говоря, я не ожидал такого сильного влияния винтажных металлических пластин на современные радиоэлементы. У меня создалось впечатление, что винтажный металл эффективнее винтажного дерева. Я ставил на деревянные корпуса приемников 36 – 38 –х годов платы с элементами, Это действительно так?

    • Направленность винтажных металлических пластин следует выбирать в соответствии с направленностью того элемента, который мы компенсируем, или ее нужно делать однонаправленной для всех элементов от входа к выходу?

      Проводники должны соединяться в контуры, прилегающие к проводникам диэлектрики должны быть сонаправлены с проводниками, между разнонаправленными компонентами должно быть воздушное пространство. Это, конечно, редко достижимый на практике идеал.

      Имеет ли смысл компенсировать практически все элементы схемы, выполненной из современных деталей, не только микросхемы, транзисторы, диоды, но и резисторы и конденсаторы?


      Вот тут я все микросхемы на материнской плате, саунд карте, видео и SCSI контроллере продублировал прямоугольниками из очень старой меди (см. Компьютеры для аудио) — медь клеилась на канифоль. После того, как была продублирована первая микросхема, прирост качества был очень заметным. при дальнейшем последовательном дублировании в промежуточных тестах прирост качества оказывался все менее и менее значимым. так что все дублировать точно нет смысла, если прироста качества на каком-то этапе не достаточно, то надо менять плату или плохие детали.

      PS — присмотрелся, уже и сам забыл что делал — там еще слева вверху контрольный усилитель для наушников на германии, транзисторы и конденсаторы на нем также продублированы древними медными монетками. Радиаторы на диоды справа вверху вырезаны из той-же древней меди, что и для корпусов микросхем (медный котел 19 век).

      Есть ли смысл, там где возможно, пропускать через винтажные пластины ток (когда они контачат с металлическими частями микросхем, транзисторов, а не с пластмассовыми)?

      Смысл есть, если будет точно соблюдена направленность. В противном случае будут потери ясности.

      Целесообразно ли максимально прижиматься к кремниевым подложкам микросхем винтажными пластинами, стачивая пластмассу микросхем до кремния?

      Целесообразно, если пытаться вытащить максимум из изначально перспективной платы. А так слишком трудозатратно.

      Целесообразно ли прижимать большие винтажные пластины к печатным платам для компенсации печатных проводников, разумеется, исключив возможность закоротки?

      Да, но опять-же нужно знать направленность корпуса, стоек и самой материнской платы. В идеале все эти элементы должны быть направлены в одну сторону, тогда прирост качества будет максимальным. В этом случае и пластины на микросхемы нужно клеить сонаправлено плате и корпусу, тогда винтаж будет тянуть звук в свою сторону наиболее эффективно.

      Честно говоря, я не ожидал такого сильного влияния винтажных металлических пластин на современные радиоэлементы.

      Странно, вроде мы уже столько говорили об этом. Для меня так это вообще дела давно минувших дней, свой первый бескомпромиссный комп я собрал в 2007 году. Тогда это было просто нечто) прослыл сумасшедшим, даже на сайте АМЛ подобные эксперименты вызывали однозначную реакцию. Но в итоге я пришел к выводу, что силы нужно прикладывать в первую очередь к корпусу, а не к мелким компонентам. Эта стратегия была реализована в Мас G3, он у меня до сих пор играет и пока вне конкуренции.

  • Антон, огромное спасибо за советы! Очень трудно бороться со своими предрассудками. Я просто не так давно стал применять винтаж, не сильно верил в него, несмотря на Ваши сообщения и советы. Теперь я уже более-менее почувствовал, что дает винтаж, что направления, что конструктивная векторная направленность.

  • Антон, у меня еще вопрос. Вы пишите, что в идеале все должно быть направлено в одну сторону, и элементы и корпус. С другой стороны, направленность проводников должна идти по контурам. В системе контуров есть фрагменты схемы, когда парные провода, идущие от одного источника сигнала к приемнику сигнала (например, от трансформатора к громкоговорителю, от входной вилки к сетевому трансформатору и т.п.) должны идти разнонаправленно. Получается, что конструктивно невозможно полностью совместить общую векторную направленность и направленность по контурам? Или все-таки есть такая возможность?

    • Из стандартных и заводских компонентов тракт без встречных включений не собрать. Если от усилителя до АС еще можно протянуть два отдельных провода, то, например, идеально сделать RCA кабель нельзя в принципе — по уму сигнальный и земляной провода должны быть каждый в своем разъеме. Другая нестыковка — на корпусе напрямую может быть закреплен только входной RCA разъем (его корпус направлен изнутри наружу), а выходной разъем можно закрепить без векторных потерь только изнутри корпуса или через изогнутую на 180 градусов пластину.

      Таких нестыковок много, но их соблюдение — высший пилотаж, очень тонкая настройка, сначала надо исправлять более грубые ошибки — неправильно или неточно сориентированные компоненты большего размера и массы — корпуса, динамики, шасси, трансформаторы етс. Я сам до сих пор использую самодельные RCA, направления и материалы их компонентов тщательно выверены, этого достаточно, чтобы пока оставить межблочные кабели в покое и заниматься другими узлами.

      Однако, если нужно сделать внутреннюю разводку экранированным кабелем, я использую только сонаправленный с центральной жилой экран, заземленный со стороны входа, а сигнальную землю тяну отдельным проводом. Это идеальный вариант.

Page 2 of 4«1234»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 100 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, видео, документ, таблица, интерактив, текст, архив, другое. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда