Аудиофильское ню: почему голые радиокомпоненты звучат симпатично?

В статье дана авторская точка зрения на распространенные среди аудиофилов-радиолюбителей методы улучшения звучания аудиосистем, связанные с «раздеванием радиокомпонентов» — снятие оболочек с конденсаторов, удаление изоляции с проводов и кабелей, вынимания усилителей из корпусов и т.д.
Back To Music team

Аудиофилы и продвинутые меломаны-радиолюбители давно подметили, что любые внешние покрытия — кожухи и корпусы отрицательно влияют на звучание аудиотракта. В сети можно найти массу примеров: обсуждения ухудшения звучания усилителей после того, как шасси накрывается железной крышкой или «исчезновение воздуха» в звучании, когда у проигрывателя LP закрывается защитный кожух из оргстекла. Многие меломаны так-же в курсе отрицательного влияния изоляции проводов, они не используют в своих конструкциях изоляционные трубки из пластика и ПХВ, избегают термоусадочного кембрика. Некоторые идут еще дальше — в своих усилителях и акустических фильтрах они «раздевают конденсаторы» — с них, как минимум, удаляется пластиковая пленка, а, как максимум, — рулон конденсатора вообще вынимается из корпуса, положительный эффект при этом гарантирован множеством восторженных отзывов меломанов, чьи тракты пережили такую операцию. К «аудифильскому Ню» можно отнести и снятие лако-красочного покрытия с компонентов, удаление окислов и ржавчины. Эффект проявляется абсолютно во всех местах тракта, как в механике, так и в электрических цепях: особо дотошные до тонкостей звучания раздевают даже кварцевые резонаторы, что, на мой взгляд, ставит некую, условную точку в сборе статистики и подтверждает универсальность действия феномена.

«Какую бы деталь тракта вы не придумали, ее раздевание скажется на звучании благотворно»

Ключевое слово здесь — универсальность, я сакцентировал на нем внимание, поскольку большинство приписывает действенность Ню только какому-либо отдельному элементу и считают это обособленным know how. Это не совсем так. Отдельно взятый элемент — это частный случай, подчиняющийся общей закономерности: «Какую бы деталь тракта вы не придумали, ее раздевание скажется на звучании благотворно». Суть этой аксиомы заложена в Идеологии Короткого Пути АМЛ, если учитывать, что в тракте звучат не только проводники сигнальной цепи, но и диэлектрики и части механики, то-есть, на конечный результат влияет каждый компонент тракта независимо от его функции и местоположения. Влияние компонентов при этом сопоставимо по силе: в коротком, Ясно звучащем тракте нет такого компонента, который бы превосходил по своей силе другой, сходный по размеру и сложности конструкции, в такой степени, чтобы его можно было назвать определяющим звучание системы.

«На звучание влияет каждый компонент тракта независимо от его функции и местоположения, влияние компонентов соспоставимо по силе»

Вплоть до открытия Контуров, Ню было единственным способом гарантированно получить более Ясное звучание тракта при прочих равных. Апогей экспериментов в этой области был описан в статье Проволочный ФНЧ, где наряду с Ню уже достаточно эффективно использовались и знания о Направленности проводников и диэлектриков. Одно из первых прослушиваний экстремально раздетого СД проигрывателя, конструкция которого описана в статье, проводилось совместно с АМЛ — как усилитель использовалась оригинальная система АМЛ-Мьюзик, корпус которой был сделан когда-то еще отцом Анатолия Марковича. АМЛ был крайне удивлен результатом, а когда мы включили концерт Брамса в исполнении Шеринга, изначально записанный с неприятными искажениями, был поражен тем, что искажения практически исчезли, ушли на задний план, а сам Шеринг как будто шагнул из АС в комнату, чтобы с полной самоотдачей сыграть свое соло лично нам двоим. Учитывая опыт АМЛ в оценке звучания, ни о каких галлюцинациях здесь не могло быть и речи. Можно спорить только о том, насколько это было субъективно хорошо или плохо, но сам факт интересного «звучания, резко отличающегося от привычного» остается неоспоримым и по праву добавляется в уже и так порядком наполненную копилку статистики по Ню.

Вопрос о причинах влияния на звук таких странных манипуляций долго оставался открытым. Феномен Ню невозможно привязать ни к одному из разделов Физики — ни к Электротехнике, ни к Механике или Акустике, — так как он везде ощущается одинаково, следовательно, Ню может иметь к классической науке лишь косвенное отношение. Отсюда вытекает мысль, которой я придерживаюсь уже долгое время: не имеет смысла искать «принцип действия» аудиофильского Ню в учебниках Физики, даже если гипотетически отдельные случаи могут быть следствием физических причин (вибраций, магнитных полей и т. д.), в остатке всегда будет слишком много логических несоответствий и «натяжек», когда предположительный уровень влияния Ню на звук с точки зрения теории Сигналов и Психоакустики будет находится ниже порога слышимости. Стоит так-же иметь ввиду, что до сих пор никто так и не смог увидеть на осциллографе или измерить вольтметром «электрический сигнал ошибки», связанный с Окраской и Направленностью компонентов, а ведь только таким образом можно доказать физические причины аудио аномалий, Ню в том числе.

На мой взгляд, есть два логичных варианта отношения к Ню имеющих право на существование: 1 — это плод больного, аудиофильского воображения; 2 — причины феномена лежат за пределами классической физики, в более тонкой реальности. Наличие только этих двух вариантов следует и из критической статьи Дугласа Сэлфа, который проделал для этого большую научно-исследовательскую работу. Авторитет Сэлфа в области Радиоэлектроники не позволяет сомневаться в правильности его выводов. Цитата: Наиболее убедительным доказательством ошибочности субъективизма является компенсационный метод измерений. Это разрушительно простой метод вычитания сравниваемых сигналов (в том числе и музыки) на входе и выходе усилителя и наглядная демонстрация того, что ничего слышимого при работе нормального усилителя в разнице сигналов не обнаруживается. Таким образом, выясняется, что эти так называемые «музыкальные механизмы» не раскрываются ни музыкой, ни вообще чем-то еще. Тест вычитания безоговорочно доказывает отсутствие каких-либо признаков «неуловимых механизмов деградации» звука. читать статью полностью.

Тем не менее, положительное влияние Ню субъективно фиксируют множество меломанов, а разделенные по времени и местонахождению массовые галлюцинации крайне маловероятны — думаю, они не менее маловероятны, чем существование тонкой реальности для ученых-материалистов. По этой причине споры и дискуссии на эту тему всегда оканчивается ничем — одни остаются верны ощущениям, а друние — измерительным приборам и «здравому смыслу». Лично для меня существование Ню не менее реально, чем сама музыка, я считаю вопрос о его существовании закрытым и далее просто расскажу о результатах экспериментов: о субъективных фактах (повторяющихся с вероятностью не менее 80% результатах) и их трактовке.

С помощью ВН был получен ответ на вопрос «почему иногда раздевание компонентов вызывает сильный положительный эффект, а иногда — лишь незначительный»

По моим наблюдениям, причина действия Ню на восприятие напрямую связана с Векторной Направленностью. Более того, само открытие Векторной Направленности (ВН) в механике было напрямую связано с исследованиями причин существования эффекта Ню, с помощью ВН был получен ответ на самый важный и сложный вопрос, который меня занимал: почему иногда раздевание компонентов вызывает сильный положительный эффект, а иногда — лишь незначительный. Ответ на вопрос был найден далеко не сразу, из-за сложностей с проведением повторяемых экспериментов я долго бродил вокруг да около, но в итоге головоломка сложилась вполне логично и красиво.

Так-же, как и проводники, части механики и детали аудиотрактов имеют Направленность, то-есть звучание тракта изменяется в зависимости от того, какой стороной соприкасаются друг с другом соседние детали. Именно это наблюдение и иллюстрирует Векторная Направленность. Ни на одном этапе промышленного производства аудиоаппаратуры Векторная Направленность, естественно, не учитывается — никто не знает, что это можно и нужно делать. В мелкосерийном Hi-END ориентируют только провода, чаще всего лишь в сигнальной цепи, а это капля в море. Как следствие, любой конечный аудио-продукт состоит из огромного количества хаотично направленных друг относительно друга проводников и диэлектриков. Потенциал Ясности звучания таких трактов всегда раскрыт лишь частично, только в отдельных, редких экземплярах, где по воле случая процент совпадений ВН компонентов оказывается достаточно велик, можно услышать проблески действительно Ясного звучания. В таких трактах особенно хорошо слышен прирост музыкальности при откручивании с усилителя верхней крышки и других действий, связанных с Ню.

Проведенные эксперименты впервые обнаружили зависимость Ясности звучания от объективных факторов, не связанных с упрощением тракта или заменой компонентов: при соприкосновении двух соседних деталей тракта определенными сторонами оказалось возможным минимизировать потери Ясности звучания системы.

У меня когда-то было два достаточно удачных аппарата — СД плейер и тюнер, — их судьба описана в статье «Проволочный ФНЧ». У обоих изначально снятие верхних крышек было хорошо слышно. Какое-то время я их слушал открытыми, потом для порядка пытался закрывать сверху фанерой, затем деревянным массивом — ничего не помогало. Даже при накрывании корпусов деревянным щитом звук явно тускнел и переставал радовать нюансами, которых в такой технике и так кот наплакал. Решить загадку мне, как это водится, помог случай: как-то, между делом, я накрыл работающий СД плейер перевернутой крышкой (с боковинами, направленными вверх) и, к своему удивлению, обнаружил, что звук потускнел не так сильно, как обычно. После нескольких перепроверок, я попробовал развернуть крышку на 180° в горизонтальной плоскости и обнаружил, что в таком положении потери Ясности в сравнении с открытой системой были минимальными и практически непринципиальными. Эксперимент был повторен с тюнером, у которого наилучший вариант с минимальными потерями оказался так-же с крышкой вверх ногами, но без разворота на 180° по горизонтали. Эти эксперименты впервые обнаружили зависимость Ясности звучания от объективных факторов, не связанных с упрощением тракта или заменой компонентов: при соприкосновении двух соседних деталей тракта определенными сторонами потери Ясности оказалось возможным минимизировать.

Дальше уже было дело техники. После проведения уточняющих экспериментов, когда набралось достаточно статистики, существование трехмерной пространственной (Векторной) Направленности в частях механики стало для меня очевидным фактом и следующим шагом стало составление схем Векторной Направленности компонентов тракта. Решение этой задачи оказалось крайне сложным и трудоемким, как по причине несовершенства первых методик тестирования (см. Тестовый Аудиотракт), так и потому, что большинство допущенных в процессе макетирования ошибок проявляли себя только после чистовой сборки. В итоге, практические результаты стали появляться только недавно, эти результаты я описал в своих предыдущих трех статьях о радиотехнике и акустике, где были опубликованы текущие варианты схем Векторной Направленности деталей активных АС и комнаты прослушивания. В статье Энергетический рупор так-же был подробно рассмотрен один из частых случаев, когда деталь механики (подставка громкоговорителя) не может быть установлена точно в соответствии со схемой Направленности, поскольку, по вполне понятным причинам и как я уже упоминал выше, при проектировании никто не учитывает подобные моменты. Да и какому инженеру, в конце концов, может прийти в голову подобная мысль? Ведь даже об изученной вдоль и поперек линейной Направленности проводов Дуглас Селф, — наиболее яркий и грамотный представитель «радикального аудио-материализма», — высказался вполне однозначно: «Кабели не могут быть направленными, так же, как 2 + 2 не может быть равным 5». К сожалению, за тридцать лет прошедших с момента публикации Сэлфом его критической статьи, пренебрежительное отношение акустиков и радиоэлектронщиков к феномену Направленности так и не изменилось.

Антон Степичев, 27.11.2017

Вопросы к автору:

Page 2 of 2«12
  • Да, примерно так и надо. Еще важно найти способ перепроверки результатов — например, неплохо-бы найти в вашем тракте место, чувствительное к установке на него посторонних предметов. Я для этого раньше использовал проигрыватель LP или корпус тестовой АС. Если на них что-нибудь поставить, то звучание системы несколько раскрывалось в случае, когда Вектор установленного предмета был направлен снизу-вверх, и наоборот приглушалось, если Вектор предмета был направлен вниз. То-же происходит и при установке тестируемых деталей друг на друга (имитация сборки узла), то-есть, в случае с ГГ, если по очереди класть на такое чувствительное место его детали с Направленностью «снизу-вверх»- сначала заднюю шайбу, затем на нее положить магнит, переднюю шайбу, крепеж, корзину и диффузор, то Ясность не должна сильно ухудшаться. Если все-таки в звуке на каком-то этапе проявятся артефакты, значит в цепочке есть ошибки и эти-же артефакты будут присутствовать и в ГГ, если его собрать таким образом.
    Лучший диффзор так-же можно определить, загораживая им АС, по уму, конечно, его надо делать с нуля, но сразу все не осилить, конечно. Возможно вам что-то еще придет в голову по перепроверкам, они крайне важны.

  • Насчет чувствительного места я не задумывался раньше. Попробую поискать его.
    Антон, спасибо за советы и подсказки!

Page 2 of 2«12

Задать вопрос автору:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *