Компьютеры для аудио — Raspberry PI 3b & Hifiberry DAC-ADC pro

Миникомпьютер для качественной оцифровки шеллачных пластинок и раннего винила.

Backtomusic team

Знаменитые своим звуком компьютеры Power Macintosh G3 (blue & white) 1999 года стали редкостью, если они сейчас и появляются в продаже в России, то стоят несоразмерно дорого. Мой последний рабочий экземпляр пока работает, хотя и требует периодической профилактики, однако мысль о том, что в случае выхода из строя материнской платы ее нельзя будет заменить, откровенно напрягала. Для подстраховки было решено собрать другой вариант системы на более доступной основе — миникомпьютер Raspberry PI 3b с платой Hifiberry DAC-ADC pro 2016 года.

Главный недостаток современных компьютеров — умопомрачительная сложность применяемых в них микросхем и оборудования для их изготовления, в результате чего звук таких систем чаще всего оказывается замыленым и закрытым. С другой стороны, миниатюрная плата Raspberri в сравнении с Mac G3 имеет плюсы, в какой-то степени компенсирующие ее врожденные недостатки:

  1. возможность использовать самодельный аналоговый источник питания
  2. меньшее количество деталей
  3. процессор без панельки и кулера
  4. твердотельный жесткий диск
  5. один внутренний разъем (в G3 семь внутренних разъемов)
  6. самодельный корпус из правильных материалов в соответствии с необходимой направленностью
  7. открытое программное обеспечение с возможностью управления аудио программами через терминал

Схема новой системы изображена на рис 1.

Коммутация

Современные АЦП и программы предназначены для работы со стерео и многоканальным сигналами, тонкости моно звучания никому не интересны — работает и ладно. В итоге наилучшее качество моно получается, если просто писать сигнал на один стерео канал, другие варианты (включая аналоговые) имеют в той или иной мере худшую ясность звучания. Контроль и прослушивание такого «одноканального стерео» возможен с помощью переключателей S4 и S5, которые коммутируют рабочий моно вход на оба канала усилителя, а в стерео режиме позволяют менять каналы местами.

В отличие от Mac G3, при закорачивании входов Hifiberri принципиальных потерь ясности не возникает (более удачные по направлениям выводы и внутренняя разводка входов микросхемы АЦП), выключатель S1 позволяет записывать моно сигнал на оба стерео канала — в некоторых ситуациях такой вариант оказывается предпочтительным по звуку. Входной моно сигнал при этом подается на разъем J2.

Схемотехника Hifiberry предельно проста, при этом у нее отсутствует специальный чип, который организует сквозной канал между независимыми АЦП и ЦАП (и это правильно). Коммутацию сигнала с АЦП на ЦАП можно организовать программно, однако качество звука и ограничения в использовании такого метода хуже аналогового варианта. Переключатель S2 позволяет прослушивать сигнал со входа во время записи напрямую в аналоге, здесь качество будет зависеть только от того, насколько точно вы сориентируете все детали и провода.

(!) Компоненты переключателей, разъемов и регулятора громкости были тщательно подобран так, чтобы их направленность соответствала контурам. В процессе работы над контактами переключателей подтвердилось одно из необычных свойств векторов — окраска и параметры вектора между любыми двумя точками А и Б на поверхности плоского проводника остаются неизменными, даже если между точками А и Б удаляется часть металла. Это одно из множества подтверждений тонкой (не электрической) природы направленности.

Блок питания

Трансформатор блока питания намотан на Ш железе 1930х, в обеих вторичных обмотках соблюдена направленность в ущерб правильному направлению намотки «по часовой стрелке» в одной из обмоток (наилучший вариант, который можно получить с броневым сердечником см. Симметричный трансформатор). Использовано двухполупериодное выпрямление (мост звучит хуже из-за двух дополнительных диодов). Функцию выпрямителей выполняют ранние германиевые P-N-P транзисторы П4 с правильно направленными медными основаниями и шляпками.

Стабилизатор сделан «в подвале» чтобы использовать тот же П4 в качестве регулятора напряжения и обвязку на старых, маломощных германиевых P-N-P транзисторах. Сигнал ошибки берется с TL431 из старых запасов, которая в тестах показала себя лучше вариантов стабилизаторов с использованием общепринятых 7805 из тех же ранних запасов.

(!) Качество звучания стабилизатора во многом зависит от тонких свойств регулирующего транзистора и выпрямителей, в чем П4 оказался вне конкуренции. Это не значит, что обвязка не имеет значения — испортить звук хорошей системы можно и одним неправильно сориентированным компонентом, в то время, как получить живое и ясное звучание системы в целом можно только на уровне наихудшего ее компонента (с поправкой на некий, сложно вычисляемый «коэффициент влияния»).

Для питания Raspberri PI 3в рекомендуется источник 5 вольт 2-2.5 ампер, однако у моей платки потребляемый ток оказался в среднем — 750 мА, с максимальной USB нагрузкой — 1А, что выяснилось после того, как корпус с большим радиатором был уже в работе. Радиатор было решено оставить, хотя по факту выпрямители на P4 на него можно было вообще не ставить, а его размер можно было уменьшить в два-три раза.

(!) Массивный радиатор заметно влияет на звук и должен подбираться по звучанию и по направленности. Мой экземпляр имел направленность снаружи-внутрь, поэтому его пришлось развернуть ребрами внутрь корпуса.

Расположенная на плате Rasspberri схема защиты шины питания не используется — питание подано в точку PP7 (см. фрагмент схемы выше).

Усилитель

Усилитель на TEA 2025 был взят от компьютерной колонки 1990х, коэффициент усиления схемы был снижен с помощью резисторов R11 и R12. Все лишние детали с платы были удалены, оставшиеся тщательно подобраны по звуку и направлению, плата подпилена и закреплена прямо на лицевой панели рядом с разъемами и переключателями с целью минимизировать количество соединительных проводов.

Компьютер

Дублирование земли и питания старыми проводами сделано только в тех точках, где его положительное влияние было наиболее заметно. Слепое дублирование всех дорожек, как это было сделано в G3, наряду с проявлением мягкой винтажной окраски может вызывать потери ясности если направление провода-дубля и вывода детали на плате противоположны. По хорошему, перед слепым дублированием надо ориентировать все припаянные к шине детали, что далеко не всегда возможно.

В АЦП HiFiBerry заменены разделительные конденсаторы и установлены стабилитроны защиты входов от возможного кратковременного перенапряжения, возникающего в выходном каскаде лампового корректора. На выходе ЦАП конденсаторы ФНЧ заменены на электролиты 1970х, подобранные с направлением от плюса к минусу. Так-же заменены резисторы 470 Ом, включенные последовательно с выходом АЦП. Исключить их не получилось — в случае высокой емкостной нагрузки (например, длинный соединительный кабель) без этих резисторов микросхема начинала шуметь. На замену установлены советские резисторы 1970х у которых все четыре элемента (корпус, резистивное покрытие и оба вывода) были направлены в одну сторону.

Внешний USB накопитель 128gb, используемый для хранения музыки, был разобран, чип памяти был припаян прямо к контактам платы. Питание чипа взято напрямую со стабилизатора 5 вольт (провод в белой изоляции на фото). Интересно, что чип памяти USB 128 Gb занимает сегодня в 2500 раз меньший объем, чем 3,5 дюймовый винчестер 25 летней давности, технический прогресс впечатляет.

Из-за простоты конструкции Raspberry, USB клавиатура и мышь влияют на ее звук сильнее, чем в обычных компьютерах. Соответственно, было протестировано с десяток разных клавиатур, мышей и шнуров. Шнур и разъем для мыши в итоге был спаян вручную. По ходу дела было определено предпочтительное направление проводов USB интерфейса — земля и оба провода данных от компьютера к потребителю, питание — от потребителя к компьютеру.

Корпус

Для удобства доступа к деталям корпус сделан полностью разборным, детали корпуса подобраны и состыкованы таким образом, чтобы расхождение их векторов в местах контакта с соседними элементами не превышало 90 градусов в каждой из трех проекций, все плоскости сориентированы «изнутри наружу». Боковые стенки и дно — из клена естественной сушки, покрыты шеллаком. Передняя и верхняя панели — из меди, вырезанной из какой-то старинной кастрюли, шурупы подобраны с направленностью изнутри-наружу.

Результаты

Показывает Raspberri не так четко, как Mac G3, что говорит о многом, так как ясность звучания компьютера практически всегда коррелирует с ясностью генерируемого им изображения. Разница частично может быть связана с использованием в Raspberry переходника HDMI-SVGA и тем не менее. С другой стороны улучшением видео я не занимался, хотя при желании его вполне можно улучшить пользуясь теми же законами, что и в аудио — контуры, винтаж и тд.

Звук поначалу не дотягивал до грудного, богатого тембрами звука G3, выровнять ситуацию удалось после двух работ над ошибками в разводке земель и питания, подборе деталей, особенно впечатлили улучшения после впайки USB флешки прямо в плату с исключением стабилизатора тока. Как результат — получилось настолько близкое по качеству звучание, что с учетом всех удобств Raspberry выбор пал именно на нее. Эпоха G3, похоже, на этом закончилась, хотя на все 100 не уверен. Моя последняя, оставшаяся в живых материнская плата G3 не самая лучшая по звуку, вдруг попадется более удачный вариант.

Ссылки

09.09.2025, Антон Степичев

Комментарии

  • Здравствуйте Антон!
    Спасибо за интересную статью!
    Очень рад, что вы достигли удовлетворяющего вас звучания на современном мини компьютере. Я тоже занимался модернизацией мини компьютеров, правда, только на Windows. Тем не менее, улучшение звучания после основательной переделки было хорошо заметно. Я тоже запаивал флешки и CD карты напрямую без разъемов, дублировал проводники и запитывал компьютер от аналоговых блоков питания. По моему опыту, звучание вашего мини компьютера можно было бы еще немного улучшить, если снять маску с печатных проводников и выпаять дублирующие смд конденсаторы по цепям питания. А лучше заменить СМД конденсаторы небольшими старыми электролитами. Кстати, и на плате TEA2025.
    У меня вопрос. Вы сейчас выкладываете оцифровки пластинок, сделанные на этом компьютере, или еще на MAC G3?
    Еше вопросы:
    На ваш слух транзистор П4 лучше звучит, чем диод Д305 аналогичного года выпуска? Кстати, радиатор в любом случае у меня ухудшал звук, даже когда я его устанавливал правильно по направлениям. Как и корпус транзистора.
    В каком режиме вы используете Hifiberry DAC-ADC pro; 192kHz/24bit ?

    • Александр, вечер добрый!

      звучание вашего мини компьютера можно было бы еще немного улучшить, если снять маску с печатных проводников и выпаять дублирующие смд конденсаторы по цепям питания. А лучше заменить СМД конденсаторы небольшими старыми электролитами. Кстати, и на плате TEA2025.

      Все, что можно сделать без боязни убить плату АЦП уже сделал, спасибо. Надо заказать еще одну платку, будет бэкап — займусь ей пожестче)

      Вы сейчас выкладываете оцифровки пластинок, сделанные на этом компьютере, или еще на MAC G3?

      Все записи сделаны на G3, новая система еще по мелочам в работе, в основном софт тестирую. У меня накопилось разных интересных железяк и деталей для апгрейда Энергофона, так что, думаю, буду писать уже только когда все вместе обновлю. Пока все говорит о том, что будет хороший шаг вперед.

      На ваш слух транзистор П4 лучше звучит, чем диод Д305 аналогичного года выпуска?

      И диоды и транзисторы — все разные по сборке, действительно хороших (когда 80-90 процентов частей транзистора или диода имеют нужное напраление) очень мало. Большинство — посредственные, лучшим может оказаться как транзистор, так и диод, как повезет. При прочих равных диод, конечно, звучит чище и статистически удачные диоды попадаются чаще транзисторов.
      То, что известно наверняка — германий при прочих равных более музыкален. В Энергофоне использован кремниевый n-p-n транзистор в стабилизаторе, чтоб с землями не мудрить. Однозначно буду менять его на П4.

      Кстати, радиатор в любом случае у меня ухудшал звук, даже когда я его устанавливал правильно по направлениям.

      Либо промазали с направлениями, либо крепеж не подобрали, либо и то и другое.

      В каком режиме вы используете Hifiberry DAC-ADC pro; 192kHz/24bit ?

      44/16, мне больше не надо. В старых микросхемах при уходе со стандартного тогда СД формата я постоянно сталкивался с проблемами, как техническими, так и по звуку, который истончался и тупел в середине. Распберри вроде по умолчанию поддерживает 192, может попробую ради интереса, но пока другого всякого на очереди много.

  • Антон, спасибо за подробные ответы! Я сейчас дорабатываю диктофон для записи с микрофона. Пришлось купить самый простой и дешевый диктофон всего на одной микросхеме (кроме стабилизатора), на нем после доработки получается намного лучше звук, чем на продвинутом сложном. Правда, у него только моно режим, В крайнем случае, куплю еще один и буду писать синхронно двумя, один левый, другой правый, а потом программно сводить в стерео дорожку.

    • У Hifiberry хватает чувствительности, чтобы писать прямо с электретного микрофона. Когда закончу с линейным входом, попробую ради интереса.

  • Здравствуйте Антон!
    Я сделал сравнение своих усилителей (доработанного и недоработанного) и выложил на РУТУБ. После очередной модернизации диктофона разница стала более заметна. Пожалуйста, наведите экспертизу!
    https://rutube.ru/video/b2c3bac4095b1de60dcd725bdd8f4506/
    Также, на мой взгляд, любопытный ролик: сравнение звучание колонки на природе и в комнате. Хотя, колонка средненького класса, но разница хорошо слышна.
    https://rutube.ru/video/b0b3f0745c9acdabd8d8cfbf79da2a12/
    Было бы здорово, если бы вы (когда закончите модернизацию) записали с микрофона звучание своего Энергофона (те же 3 песни, которые вы ранее делали для меня с помощью айфона). Надеюсь, качество будет значительно лучше, чем раньше и можно будет в более полной мере ощутить ваш фирменный звук!

    • Записи сделаны в неодинаковых условиях.
      Оригинал не такой богатый на тонкости в середине, но , в принципе, для такой музыки их достаточно, поэтому раскрытие середины в разных вариантах смотрится неоднозначно.
      1 — (Дайана Кролл?) — непеределанная плата звучит лучше. В переделанном варианте раскрытие в области вокала сопровождается значительными призвуками, свойственными неправильному направлению деталей, мне это не нравится.
      2 — Бард — однозначно переделанная версия впереди по плюсам-минусам
      3 — Джанго — то-же переделанная версия впереди
      4 — Макс раабе — запись изначально не очень — и там и там с сильными «обратными» призвуками. обе неудачные. Оркестр в переделанном варианте раскрывается, конечно, но я про общее впечатление и вокал
      5 — вокал в переделанном варианте звучит более закрыто, как и в №1

      Интересно, как писались треки, если переделанная плата одна и та же.

      ПС сравнение комната-улица та-же (Дайана Кролл?) не понравилось в принципе — звук агрессивный в обоих вариантах, первый трек с оригинальной платой далеко впереди

      ППС запишу треки, как закончу с текущими делами. будет более правдивая запись по любому в сравнении с айфоном

  • Антон, спасибо за подробный анализ звучания!
    У меня есть несколько переделанных плат и одна не переделанная. Я ее специально оставил для сравнения. Я сначала сделал все записи на не переделанной плате неделю назад. Вчера я выбрал лучшую на мой слух плату из переделанных и записал с нее все треки. Писал переделанным диктофоном. Воспроизводил на одних и тех же динамиках и в одном и том же месте. Старался расстояние до диктофона выдерживать одинаковое. — около полуметра.
    Я не совсем понял Если трек №1. как вы пищите, сопровождается значительными призвуками звучания вокала в переделанной плате, что говорит о неправильном направлении деталей, то почему треки №2 и №3 на ней звучат лучше? Получается, что переделанная плата лучше передает оркестр и хуже вокал?

    • Писал переделанным диктофоном.

      Этот диктофон действительно пишет лучше предыдущих устройств!

      Воспроизводил на одних и тех же динамиках и в одном и том же месте. Старался расстояние до диктофона выдерживать одинаковое. — около полуметра. Я не совсем понял Если трек №1. как вы пищите, сопровождается значительными призвуками звучания вокала в переделанной плате, что говорит о неправильном направлении деталей, то почему треки №2 и №3 на ней звучат лучше?

      не знаю. треки 1 и 5 В ЦЕЛОМ звучат менее привлекательно, красок там больше, но они неестественные. Трек 1 звучит значительно громче остальных, так что приходится уменьшать громкость для честного сравнения. Это наводит на мысль, что и другие «при прочих равных» были не совсем корректны. Если это не так, то дело в самих треках — вспомните Питера Квортрупа, смысл его утверждения — чем больше разницы вы слышите в разных записях, тем лучше тракт и это действительно так — полно записей, которые звучат приемлемо на простой аппаратуре, тогда как на ясной аппаратуре их слушать невозможно. При этом, некоторые более удачно записанные вещи наоборот раскрываются, возможно дело в этом.

      Получается, что переделанная плата лучше передает оркестр и хуже вокал?

      нет, в трех вариантах из пяти она ПО ВСЕМ параметрам играет лучше оригинала, в двух — отстает по некоторым, при том, что оригинал везде играет одинаково — достаточно приятно, но не выразительно. Оценка по Квортрупу — переделанная плата однозначно лучше и информативнее.

  • Спасибо за разъяснения! Очень рад, что качество записи диктофона вам понравилось. Я с ним долго возился, перепробовал разные микрофоны, изменял схему входных цепей, подбирал направления проводов. Тем не менее, еще много что можно попробовать для его улучшения. Кстати, у меня вопрос, как вы думаете, стоит ли попробовать подобрать акустическое оформление микрофона? Ведь, колонка улучшает звучание динамика, без нее он не звучит — акустическое короткое замыкание и т.п. Может быть и микрофону нужна своего рода колонка?
    По трекам, действительно, много раз замечал, что менее ясный тракт, особенно мягко замылиывющий, звучит лучше на грубых и резких записях.

    • стоит ли попробовать подобрать акустическое оформление микрофона? Ведь, колонка улучшает звучание динамика, без нее он не звучит — акустическое короткое замыкание и т.п. Может быть и микрофону нужна своего рода колонка?

      Акустическое оформление актуально для динамических микрофонов, но вы их не используете. Их вообще для широкополосной записи практически невозможно использовать — там проблемы, как в АС примерно — резонанс подвеса + нелинейность — получается либо линейно НЧ-СЧ, либо СЧ-ВЧ. Ваши микрофоны все — электретные, они сейчас стоят везде, где нужно и не нужно, они герметичные, те — акустически самодостаточные (внешнее окружение не меняет АЧХ, если вход не перегораживать). С тонкой стороны дела, конечно, там много чего можно сделать — начиная с ориентации деталей и кончая выбором полевого транзистора.

  • Я попробовал около десятка электретных микрофонов. В части тонкой стороны они отличаются сильно. Мне удалось найти только два приличных.

  • Добрый вечер, Антон!
    Вчера еще немного улучшил свой усилитель. Если мои тесты вам еще не надоели, послушайте новый:
    https://rutube.ru/video/6411d87c260a94dc89e53d1711046aab/?r=wd
    Заодно скажите пожалуйста, какой вариант вам больше понравился: колонка с одним, или с двумя динамиками?

  • Антон, спасибо за прослушивание! Вы правы, один динамик, в целом, лучше играет. Но у двух мне показался тембр интересней, более «богатое» звучание, но, конечно, это в ущерб ясности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Максимальный размер загружаемого файла: 10 МБ. Вы можете загрузить: изображение, аудио, документ, текст, архив. Ссылки на YouTube, Facebook, Twitter и другие сервисы, вставленные в текст комментария, будут автоматически встроены. Перетащите файлы сюда